Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возмещении ущерба, причиненного проливом
Документ от 22.03.2016, опубликован на сайте 31.03.2016 под номером 58004, 2-я гражданская, О возмещении материального ущерба и морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Высоцкая А.В.                                                                      Дело № 33-1168/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  22 марта 2016 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Нефедова О.Н.,

судей Герасимовой Е.Н., Бабойдо И.А.,

при секретаре  Моисеевой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 16 декабря 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Козьменко В*** Ю*** удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» в пользу Козьменко В*** Ю*** материальный ущерб, причиненный затоплением квартиры, в размере ***. ***., компенсацию морального вреда в размере ***., убытки в размере ***., расходы по оплате услуг нотариуса в размере ***., расходы по оплате услуг представителя в размере ***., штраф в размере ***., в удовлетворении остальной части иска - отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» в пользу общества с ограниченной ответственности «Многопрофильный деловой центр» расходы по оплате производства судебной экспертизы в размере ***.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Козьменко В.Ю. – Докина А.Г., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Козьменко В.Ю. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» (далее - ООО «РЭС») о возмещении ущерба, причиненного затоплением квартиры, убытков, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов. В обоснование иска указал, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: ***, находящейся на первом этаже 9-ти этажного жилого дома. 10 сентября 2015 года он обратился в ООО «РЭС» с заявлением о затоплении квартиры пищевыми отходами, что повлекло за собой порчу внутренней отделки и имущества в квартире. Работниками ответчика был составлен акт осмотра. Независимой экспертной организацией определен размер причиненного ущерба, его расходы по оценке ущерба составили ***. Его претензия, направленная в адрес ответчика 07 октября 2015 года о возмещении ущерба, оставлена без удовлетворения. С учетом уточнения требований просил взыскать с ответчика в счет возмещения ущерба ***., расходы по оценке ущерба ***., на оплату услуг представителя - ***., по составлению искового заявления – ***., по оформлению доверенности – ***., компенсацию морального вреда ***., штраф в размере 50% от присужденной суммы.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц Козьменко Т.Г., Волкову (Козьменко) И.В., общество с ограниченной ответственностью «Доминион+» и, рассмотрев заявленные требования, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ООО «РЭС» считает решение суда незаконным. В обоснование жалобы указывает на отсутствие по делу доказательств, подтверждающих ненадлежащее исполнение услуг по содержанию жилого дома. По мнению автора жалобы, установленная судом причина затопления квартиры истца – засор канализационного стояка, в силу п. 6.2 договора управления должна была служить основанием для освобождения управляющей компании от ответственности. Считает некорректной ссылку суда на Правила и нормы технической эксплуатации по обслуживанию жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации № 170 от 27 сентября 2003 года, поскольку данный нормативный акт носит рекомендательный характер. Полагает незаконным взыскание штрафа в пользу потребителя, поскольку со своей стороны управляющая компания предлагала заключить мировое соглашение. По мнению автора жалобы, необоснованным является и взыскание с ответчика в полном объеме расходов за производство судебной экспертизы, так как исковые требования были удовлетворены судом частично. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Козьменко В.Ю., третьи лица Волкова И.В., Козьменко Т.Г., являются в равных долях собственниками трехкомнатной квартиры, расположенной на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: ***

Дом № *** по пр-ту А*** г. У*** находится в управлении ответчика на основании договора управления многоквартирным домом от 01 июня 2015 года.

10 сентября 2015 года собственники указанной выше квартиры обратились в ООО «РЭС» с заявлением о составлении акта о затоплении принадлежащей им квартиры.

В акте от 10 сентября 2015 года, составленном сотрудниками ООО «РЭС» в присутствии истца, зафиксированы результаты осмотра и установленные в ходе него повреждения (вода на полу ванной комнаты, намокание ламината на полу в коридоре и линолеума в спальной комнате) и следы затопления (высохшие пищевые отходы в санузле на полу и в унитазе).

В качестве причины затопления квартиры указано нарушение правил эксплуатации канализации жителями вышерасположенных квартир.

Согласно заключению проведенной по делу комплексной судебной строительно-технической и товароведческой экспертизы причиной затопления квартиры ***, произошедшего в период с 05 по 09 сентября 2015 года, является засор стояка канализации.

На день проведения экспертизы в квартире истца зафиксирован ряд повреждений, связанных с проливом квартиры, произошедшим в период с 05 по 09 сентября 2015 года, определены стоимость восстановительного ремонта, необходимого для восстановления внутренней отделки квартиры, в ***., и стоимость восстановительного ремонта имущества, расположенного в спальной комнате квартиры (кровать и шкаф), поврежденного в результате пролива, - ***.

Удовлетворяя исковые требования Козьменко В.Ю. о возмещении причиненного ущерба, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для освобождения ООО «РЭС» от ответственности за пролив.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно сослался на Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, поскольку приведенные выше положения ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации прямо указывают на необходимость соответствия работ и услуг, оказываемых управляющей компанией, в том числе требованиям технических регламентов.

Пунктом 1.3 договора управления многоквартирным домом от 01 июня 2015 года также предусмотрено, что управляющая организация обязана осуществлять комплекс работ и услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в границах эксплуатационной ответственности, организовать предоставление коммунальных услуг собственнику и пользующимся его помещением в многоквартирном доме лицам путем заключения соответствующих договоров и соглашений, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством Российской Федерации, и иными действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, нормативными и правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления г. Ульяновска и Ульяновской области.

Возлагая на управляющую компанию обязанность по возмещению причиненного истцу вреда, суд первой инстанции правильно исходил из отсутствия по делу доказательств, подтверждающих надлежащее выполнение управляющей компанией работ и услуг по содержанию многоквартирного жилого дома.

Пунктом 6.2 договора управления, на который содержится ссылка в апелляционной жалобе, установлено, что управляющая организация несет ответственность за ущерб, причиненный имуществу собственников в многоквартирном доме, возникший в результате ее действий или бездействия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Если ущерб причинен собственнику помещения в результате засора канализации, который образовался по вине собственников помещений или третьих лиц, сбросивших в канализацию предмет, изначально предназначенный для мусоропровода (тряпки, твердые пищевые отходы, пластиковые бутылки, памперсы, строительные отходы) управляющая организация ответственности не несет.

В материалах дела отсутствуют доказательства возникновения засора канализации в результате сброса в нее какого-либо предмета из перечисленных выше (твердых пищевых или бытовых отходов). Следы затопления квартиры истца, указанные в акте осмотра от 10 сентября 2015 года, также не позволяют прийти к такому выводу.

Зафиксированные экспертом в ходе осмотра подвального помещения многоквартирного жилого дома следы проточек стояка канализации на потолке, стенах и полу также указывают на ненадлежащее содержание управляющей организацией общего имущества дома.

Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца штраф, а в пользу экспертной организации – расходы на оплату услуг эксперта.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

По настоящему делу факт невыполнения ответчиком в добровольном порядке требований потребителя имел место, поскольку претензия истца, направленная в адрес ответчика до обращения в суд, была оставлена управляющей компанией без ответа и удовлетворения, что повлекло за собой возникновение спора и судебное разбирательство.

Обжалуемым решением суд удовлетворил материально-правовые требования истца в полном объеме, снизив лишь в соответствии со ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации понесенные Козьменко В.Ю. расходы на оплату услуг представителя, в связи с чем основания для распределения между сторонами расходов за производство судебной экспертизы у суда отсутствовали.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

Решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Заволжского районного суда г. Ульяновска от 16 декабря 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи