Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение жильем детей-сирот
Документ от 22.03.2016, опубликован на сайте 01.04.2016 под номером 57959, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Рыбалко В. И.                                                              Дело № 33-1226/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               22 марта 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей   Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре Лавренко Ю.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 08 декабря 2015 года, по  которому постановлено:

 

Исковые требования Виноградова В*** П***  удовлетворить.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Виноградова В*** П***  благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск».

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Виноградова В.П., его представителя  Майдановой Ю.Н., возражавших против доводов жалобы, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Виноградов В. П. обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области,  Правительству Ульяновской области, Администрации города Ульяновска о предоставлении специализированного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указал, что относится к категории  детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список лиц, нуждающихся в предоставлении специализированного жилого помещения на территории города Ульяновска. Однако в нарушение действующего законодательства истец до настоящего времени не обеспечен специализированным жилым помещением. Просил суд ответчиков  предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда  по договору найма специализированного жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования за счет средств бюджета Ульяновской области, направленных бюджету муниципального образования  в виде субвенции на обеспечение жилыми помещениями лиц из числе детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение. При этом указывает, что Виноградов В. П. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением. Право на обеспечение истца специализированным жилым помещением  ответчик не оспаривает.  Однако Виноградов В. П. не был обеспечен жилым помещением из-за отсутствия в специализированном государственном жилищном фонде Ульяновской области квартир. В списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья, состоит более 1200  человек и внеочередное обеспечение  жильем истца приведет к нарушению их прав.

Дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчиков Министерства  строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, администрации города Ульяновска, представителя третьего лица Главного управления труда, занятости и социального благополучия  Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Виноградов В*** П***, *** года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать истца – Х*** О*** Н***  умерла ***, отец истца – Х*** П*** В*** решением А*** районного суда г. Тольятти от ***.2002 лишен родительских прав в отношении сына.

Распоряжением Главы Ульяновского района Ульяновской области от *** № *** над Хураськиным (в настоящее время – Виноградовым)  В*** П***, *** года рождения, была установлена опека. Опекуном назначена бабушка истца – В*** Н*** И***.  За истцом закреплено право проживания по адресу: У*** область, У*** район, с. Б***, ул. П***, д. ***, кв. ***.

В настоящее время Виноградову В.П. на праве общей долевой собственности принадлежит *** доля двухкомнатной квартиры общей площадью 52,81 кв.м., расположенной по адресу: У*** область, У*** район, с. Б***, ул. П***, д. ***, кв. ***. В указанной квартире зарегистрировано четыре человека.

Поскольку Решением Совета депутатов МО «Большеключищенское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области от 06.08.2010 № 947 установлена учетная норма площади жилого помещения – 16 кв. м., истец является лицом, не обеспеченным учетной нормой площади жилого помещения.

***.2014 Комиссия по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей , оставшихся без попече6ния родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области приняла решение об установлении факта невозможности проживания  Виноградова В.П. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу Ульяновский район, с.Б***

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве образования Ульяновской области от ***.2014 Виноградов В. П. включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, на территории МО «город Ульяновск».

В настоящее время истец является студентом ***. В связи с учебой ему предоставлено общежитие по адресу:  город У*** ул.В*** д.***  кв.***.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Виноградов В.П. не обеспечен жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования Виноградова В.П. подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 08 декабря 2015 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: