Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Составление специальной оценки условий труда
Документ от 15.03.2016, опубликован на сайте 22.03.2016 под номером 57803, 2-я гражданская, об обязании провести специальную оценку условий труда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Максимов С.Ю.                                                               Дело № 33-872/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                 15 марта 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Васильевой Е.В. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области  от 26 ноября 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействия Администрации Муниципального Образования «Новоспасский район» Ульяновской области по не проведению специальной оценки условий труда в отношении 21 рабочего места в Администрации Муниципального Образования «Новоспасский район» Ульяновской области.

Обязать Администрацию Муниципального Образования «Новоспасский район» Ульяновской области до 1 сентября 2016 года провести специальную оценку условий труда в отношении 21 рабочего места: главного специалиста (бухгалтера), главного специалиста (бухгалтера-кассира), главного специалиста (бухгалтера), главного специалиста, главного специалиста, главного специалиста, главного специалиста (помощника Главы района), главного специалиста по информатизации и связи, старшего инспектора приемной, заведующей архивом, старшего архивариуса муниципального архива, заведующего сектором ГО и ЧС, главного специалиста, главного специалиста, главного специалиста, главного специалиста, главного специалиста по физической культуре и спорту, главного специалиста по делам молодежи, ведущего специалиста, главного специалиста (администратора д. Рокотушка), главного специалиста (администратора д. М. Андреевка).

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения прокурора Сальникова А.А., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Новоспасского района Ульяновской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области, выразившегося в непроведении специальной оценки условий труда на 47 рабочих местах, предусмотренных штатным расписанием, возложении обязанности провести специальную оценку условий труда.

В обоснование заявления указал, что в ходе проверки исполнения администрацией МО «Новоспасский район» законодательства об охране труда  было установлено, что специальная оценка условий труда, предусмотренная ст. 212 Трудового кодекса РФ и Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», ответчиком не проводилась. В результате нарушаются права работников, осуществляющих трудовую деятельность на указанных рабочих местах, а также неопределенного круга лиц, имеющих право на вступление в трудовые отношения с администрацией МО  «Новоспасский район», на безопасные условия труда.

В последующем помощник прокурора Новоспасского района Ульяновской области уточнил заявленные требования, просил признать незаконным бездействие администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области, выразившееся в непроведении специальной оценки условий труда на 21 рабочем месте, не отнесенном к муниципальной службе, а также возложить обязанность провести специальную оценку условий труда указанных рабочих мест в срок до 01.04.2016.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Новоспасский район» Ульяновской области просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы указано на то, что выводы суда основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права. Иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц необоснованно принят к производству и рассмотрен судом, поскольку требования заявлены в защиту интересов конкретных лиц, работающих в администрации МО «Новоспасский район» на указанных в решении рабочих местах по бессрочным трудовым договорам. Иных оснований для обращения прокурора с иском в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ не имелось. Доказательств обращения к прокурору работников администрации представлено не было.

Судом не принято во внимание, что частью 6 ст. 27 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» срок проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, не содержащих потенциально вредных или опасных факторов, установлен до 31.12.2018. Случаев, влекущих проведение внеплановой оценки условий труда, в администрации МО «Новоспасский район» не происходило. Каких-либо оснований, по которым установленный законом срок должен быть сокращен для администрации МО «Новоспасский район», материалы дела не содержат.

Также полагает, что суд необоснованно возложил обязанность произвести специальную оценку условий труда на всех рабочих местах, указанных в иске, без учета наличия среди них аналогичных рабочих мест.

В судебное заседание не явился представитель администрации МО «Новоспасский районе». О дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.

Статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе, обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.

Как следует из абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 01.01.2014.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Согласно ч. 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ч. 3 ст. 3 ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

В силу ч.4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в штатном расписании администрации МО «Новоспасский район», утвержденном распоряжением Главы Администрации МО «Новоспасский район» от 12.01.2015 № 02 р-к,  имеется 21 должность, не отнесенная к муниципальной службе, в частности, должности главного специалиста (бухгалтера), главного специалиста (бухгалтера-кассира), главного специалиста (бухгалтера), 4 должности главных специалистов (помощников Главы района), главного специалиста по информатизации и связи, старшего инспектора приемной, заведующей архивом, старшего архивариуса муниципального архива, заведующего сектором ГО и ЧС, 4 должности главного специалиста, главного специалиста по физической культуре и спорту, главного специалиста по делам молодежи, ведущего специалиста, главного специалиста (администратора д. Рокотушка), главного специалиста (администратора д. М. Андреевка).

Специальная оценка условий труда вышеуказанных рабочих мест не произведена.

Судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы о том, что  в силу ч. 6 ст. 27 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» срок проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, не содержащих потенциально вредных или опасных факторов, установлен до 31.12.2018, в связи с чем отсутствуют основания для проведения специальной оценки условий труда в более ранний срок.

Действительно, в статье 27 Закона о специальной оценке условий труда установлены переходные положения.

В силу части 6 указанной статьи в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31.12.2018.

Вместе с тем в соответствии с ч. 4 ст.  27 Федерального закона о специальной оценке условий труда в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком.

Согласно разъяснениям федеральной службы по труду и занятости (письмо от 20 ноября 2015 г. № 2628-6-1)  во избежание нарушений трудового законодательства, в случае отсутствия действующих результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда должна быть проведена в кратчайшие сроки, в том числе, и в целях установления фактических условий труда работников с последующим, при необходимости, предоставлением вышеуказанных гарантий и компенсаций.

В данном случае аттестация рабочих мест по 21 должности, не отнесенной к муниципальной службе, администрацией МО «Новоспасский район» до 01.01.2014 не проводилась. Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию МО «Новоспасский район» обязанность по проведению специальной оценки условий труда по должностям, не отнесенным к муниципальной службе.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что из ответа администрации МО «Новоспасский район» в адрес прокуратуры Новоспасского района от 24.09.2015 следует, что проведение аттестации рабочих мест в администрации МО «Новоспасский район»  запланировано в 2016 году. Финансовые средства, требуемые для проведения аттестации, предусмотрены в проекте бюджета муниципального образования на 2016 год.  Таким образом, принятое судом решение не противоречит ни действующему законодательству, ни фактическим обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что прокурор не вправе был обращаться в суд с указанным иском, является необоснованным. 

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

В данном случае прокурор обратился в суд за защитой неопределенного круга лиц, не только тех, которые в настоящее время работают на должностях, не отнесенных к муниципальной службе, и специальная оценка условий труда которых не произведена, но и лиц, которые могут впоследствии устроиться на работу на данные должности.  

Довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно возложил обязанность произвести специальную оценку условий труда на всех рабочих местах, не отнесенных к муниципальной службе, без учета наличия среди них аналогичных рабочих мест, не является основанием  для отмены или изменения решения суда.

В части 6 ст. 9 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» дано понятие аналогичных рабочих мест. Таковыми признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Частью 1 ст. 16 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что при выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

В решении суда перечислены все рабочие места по должностям, не отнесенным к муниципальной службе, специальную оценку условий труда которых должна провести администрация МО «Новоспасский район». Конкретный порядок проведения специальной оценки условий труда в решении суда не определен. Вместе с тем порядок проведения специальной оценки труда, в частности, в отношении аналогичных рабочих мест, определен Федеральным законом. В связи с  этим  при проведении специальной оценки условий труда на аналогичных рабочих местах администрация МО «Новоспасский район» должна руководствоваться положениями данного Федерального закона.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области  от 26 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Новоспасский район» - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: