Дело № 3а-32/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
3 декабря 2015 года город
Ульяновск
Ульяновский областной суд в составе:
судьи Нефёдова О.Н.,
при секретаре Годуновой Е.А.,
с участием прокурора Колгановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному
исковому заявлению Герасимова С*** А*** о
признании не действующим в части приказа Министерства искусства и культурной
политики Ульяновской области от 25 мая 2015 г. № 54 «Об определении режимов (характера)
использования, ограничений на использование территории и требований к
хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории
объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального
значения «Достопримечательное место «Ярмарочный квартал», расположенного в
Ленинском районе города Ульяновска»,
У С Т А Н О В И Л :
25 мая 2015 г.
Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области издало приказ
№ 54 «Об определении режимов (характера) использования, ограничений на
использование территории и требований к хозяйственной деятельности,
проектированию и строительству на территории объекта культурного наследия
(памятника истории и культуры) регионального значения «Достопримечательное
место «Ярмарочный квартал», расположенного в Ленинском районе города
Ульяновска».
Пунктом 6 указанного Приказа устанавливаются предельные
параметры разрешённого строительства, капитального ремонта и реконструкции
объектов капитального строительства на территории названного объекта культурного наследия (памятника истории и
культуры) регионального значения, в том числе предельная высота зданий: от
уровня земли до карниза здания – 9 метров, от уровня земли до конька скатной
крыши – 12 метров.
Герасимов С.А., являющийся
собственником земельного участка по адресу: ***, обратился в суд с
административным исковым заявлением об оспаривании пункта 6 приказа Министерства искусства и культурной политики
Ульяновской области № 54 «Об определении режимов (характера) использования,
ограничений на использование территории и требований к хозяйственной
деятельности, проектированию и строительству на территории объекта культурного
наследия (памятника истории и культуры) регионального значения
«Достопримечательное место «Ярмарочный квартал», расположенного в Ленинском
районе города Ульяновска» в части установления предельных параметров
разрешённого строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов
капитального строительства, ссылаясь на его несоответствие положениям
нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу, –
постановления Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 г. № 256-П «О
границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального
образования «Город Ульяновск», режимах использования земель и градостроительных
регламентах в границах данных зон».
Указывает, что в соответствии с картой градостроительного
зонирования принадлежащий ему земельный участок расположен в зонах ЗРЗ Р-3 –
зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного
наследия регионального или муниципального значения, ЗРЗ Р-9 – зона
регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного
наследия регионального или муниципального значения.
Согласно приложению № 2 «Режимы использования земель и
градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного
наследия на территории муниципального образования «Город Ульяновск» к
постановлению Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 г. № 256-П для
зоны ЗРЗ Р-3 предельная высота зданий составляет: до карниза здания – 11
метров, до конька скатной крыши – 15 метров; для зоны ЗРЗ Р-9 – 33 метра.
В этой связи административный истец полагает, что
оспариваемый Приказ противоречит режиму использования земель в границах зон ЗРЗ
Р-3 и ЗРЗ Р-9. Кроме того, ссылается на нарушение процедуры официального
опубликования Приказа.
Герасимов С.А., будучи надлежащим образом извещенным о
времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Его представитель Казакова М.Н. в судебном заседании
заявление поддержала и дала аналогичные изложенным в нем пояснения.
Представитель Министерства
искусства и культурной политики Ульяновской области Кузьмина С.В. и
представители привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица
Правительства Ульяновской области Тарасова Д.Д. и Кузнецова Н.Г. просили в
удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то, что оспариваемый приказ
издан административным ответчиком в соответствии с его компетенцией, порядок принятия
и порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюдены,
постановлению Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 г. № 256-П «О
границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального
образования «Город Ульяновск», режимах использования земель и градостроительных
регламентах в границах данных зон» он не противоречит, поскольку устанавливает
ограничения в отношении конкретного объекта культурного наследия.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела,
заслушав заключение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей заявление не
подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 210 Кодекса административного
судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании
нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе
обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые
являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым
актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права,
свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции
Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в
совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального
закона от
6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта
Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными
органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации,
относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов
культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в
собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов
культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения.
Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в
сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны
объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов
Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об
объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации».
В силу статьи 3 указанного Федерального закона к объектам
культурного наследия относятся достопримечательные места – творения, созданные
человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места
традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических
поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные
места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования
народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации,
историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических
личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных
обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические
места.
Статьей 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ
установлены требования к осуществлению деятельности в границах территории
объекта культурного наследия и особый режим использования земельного участка,
водного объекта или его части, в границах которых располагается объект
археологического наследия.
В частности, на территории достопримечательного места
разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах
территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение
сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для
включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих
обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в
целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление
ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов
капитального строительства при условии сохранения особенностей
достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый
государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и
культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению.
На территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается
ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения
сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить
функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.
Согласно части 3 указанной статьи требования к осуществлению
деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к
градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места
устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации,
уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и
государственной охраны объектов культурного наследия, – для
достопримечательного места регионального значения.
Исполнительным органом государственной власти Ульяновской
области, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и
государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и
культуры) народов Российской Федерации, является Министерство искусства и
культурной политики Ульяновской области (пункт 1.1 Положения о Министерстве
искусства и культурной политики Ульяновской области, утвержденного
постановлением Правительства Ульяновской области от 12 января 2011 г.
№ 2/2-П).
Пунктом 4.4.3 названного Положения установлено, что
возглавляющий Министерство Министр издает в пределах своей компетенции приказы
и распоряжения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, дает
указания и поручения и организует контроль за их исполнением.
Приказом Министерства искусства и культурной политики
Ульяновской области от 5 марта 2015 г. № 5 в единый государственный реестр
объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов
Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального
значения включен выявленный объект культурного наследия «Достопримечательное место «Ярмарочный квартал», расположенный в
Ленинском районе города Ульяновска.
В границах территории указанного объекта культурного
наследия находится принадлежащий Герасимову
С.А. на праве собственности земельный участок площадью *** кв.м по
адресу: ***
Приказом Министерства
искусства и культурной политики Ульяновской области от 25 мая 2015 г. № 54
утвержден Правовой режим (характер) использования, ограничений на использование
территории и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и
строительству на территории объекта культурного наследия (памятника истории и
культуры) регионального значения «Достопримечательное место «Ярмарочный
квартал», расположенного в Ленинском районе города Ульяновска.
Пунктом 6 указанного Приказа устанавливаются предельные
параметры разрешённого строительства, капитального ремонта и реконструкции
объектов капитального строительства на территории названного объекта культурного наследия (памятника истории и
культуры) регионального значения, в том числе предельная высота зданий: от
уровня земли до карниза здания – 9 метров, от уровня земли до конька скатной
крыши – 12 метров.
Указанный Приказ от 25
мая 2015 г. № 54 опубликован 10 сентября 2015 г. в газете «Ульяновская
правда» № 126.
В силу статьи 5 Закона
Ульяновской области от 29 ноября 2005 г. №136-ЗО «О порядке опубликования и
вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным
опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается
первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская
правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале
правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Таким образом, процедура
принятия и опубликования оспариваемого Приказа Министерства искусства и
культурной политики Ульяновской области
была соблюдена.
Полномочия названного
регионального органа охраны объектов культурного наследия определены статьей 4
Закона Ульяновской области от 9 марта 2006 г.
№ 24-ЗО «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)
народов Российской Федерации, расположенных на территории Ульяновской области».
К таковым, согласно пункту 19 этой статьи, отнесено установление требований к
осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места
регионального значения, требований к градостроительному регламенту в границах
территории достопримечательного места регионального значения.
Следовательно, в силу
указанной нормы и части 3 статьи 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №
73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)
народов Российской Федерации», оспариваемый приказ издан Министерством
искусства и культурной политики Ульяновской области в пределах предоставленных ему
полномочий.
Доводы административного
истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта постановлению
Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 г. № 256-П «О границах зон
охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования
«Город Ульяновск» суд находит несостоятельными.
Как следует из
материалов дела, земельный участок по *** расположен в границах установленных
приложением № 1 к указанному постановлению Правительства Ульяновской области
зон ЗРЗ Р-3 – зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности
объектов культурного наследия регионального или муниципального значения (пункт
106), ЗРЗ Р-9 – зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности
объектов культурного наследия регионального или муниципального значения (пункт
136).
Согласно приложению № 2 «Режимы использования земель и
градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного
наследия на территории муниципального образования «Город Ульяновск» к
постановлению Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 г. № 256-П для
зоны ЗРЗ Р-3 предельная высота зданий составляет: до карниза здания – 11
метров, до конька скатной крыши – 15 метров; для зоны ЗРЗ Р-9 – 33 метра.
В соответствии со
статьей 34 Федерального закона от 25 июня 2002 г.
№ 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и
культуры) народов Российской Федерации» в
целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической
среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта
культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и
хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
В целях одновременного
обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их
исторической среде допускается установление для данных объектов культурного
наследия единой охранной зоны, единой зоны регулирования застройки и
хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта
(объединенная зона охраны объектов культурного наследия).
Пункты 106, 136 приложения
№ 1 к постановлению Правительства
Ульяновской области от 2 июля 2009 г. № 256-П «О границах зон охраны объектов
культурного наследия на территории муниципального образования «Город Ульяновск»
устанавливают границы зон регулирования
застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия как
регионального, так и муниципального значения.
Из картографических изображений
и схем проектной документации по отнесению территории исторической застройки,
расположенной по *** (том 2, утверждаемая часть) так же следует, что зоны ЗРЗ
Р-3 и
ЗРЗ Р-9 в описанных границах включают в себя различные объекты культурного
наследия, то есть фактически представляют собой объединенные зоны, что не
исключает возможности установления в отношении этих объектов отдельных
градостроительных регламентов, в том числе с более значительными ограничениями
к предельным параметрам разрешенного строительства.
Применительно к территории достопримечательного места
установление самостоятельного градостроительного регламента прямо предусмотрено
статьей 5.1 Федерального закона от 25 июня
2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и
культуры) народов Российской Федерации».
Согласно части 2 статьи 33 названного Федерального закона
государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя
установление требований к осуществлению деятельности в границах территории
достопримечательного места, требований к градостроительным регламентам в
границах территории достопримечательного места.
Проанализировав изложенные выше положения федерального и
регионального законодательства в сфере охраны памятников истории и культуры,
оценив фактические обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к
выводу, что оспариваемый частично приказ от
25 мая 2015 г. № 54 принят уполномоченным органом в пределах его
компетенции, в соответствии с действующим на дату его принятия
законодательством, порядок его принятия не нарушен.
В соответствии с частью
3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты,
затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут
применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно положениям Закона
Ульяновской области от 29 ноября 2005 г.
№ 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых
актов Ульяновской области» (статья 4) нормативные правовые акты органов
исполнительной власти Ульяновской области подлежат официальному опубликованию в
течение десяти дней со дня их подписания.
Приказ Министерства
искусства и культурной политики Ульяновской области № 54 «Об определении
режимов (характера) использования, ограничений на использование территории и
требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на
территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры)
регионального значения «Достопримечательное место «Ярмарочный квартал»,
расположенного в Ленинском районе города Ульяновска» подписан 25 мая 2015 г., опубликован в газете «Ульяновская
правда» лишь 10 сентября 2015 г.,
вступил в силу 11 сентября 2015 г.
Вместе с тем суд
считает, что данное нарушение само по себе не влияет на законность
оспариваемого приказа от 25 мая 2015 г. № 54, а касается лишь нарушения срока
публикации.
Учитывая вышеизложенное,
оснований для удовлетворения административного искового заявления Герасимова
С.А. не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления Герасимова
С*** А*** о признании недействующим в части приказа
Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от 25 мая 2015
г. № 54 «Об определении режимов (характера) использования, ограничений на
использование территории и требований к хозяйственной деятельности,
проектированию и строительству на территории объекта культурного наследия
(памятника истории и культуры) регионального значения «Достопримечательное
место «Ярмарочный квартал», расположенного в Ленинском районе города
Ульяновска» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия
решения в окончательной форме.
Судья Нефёдов О.Н.