Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Решение
Документ от 03.12.2015, опубликован на сайте 17.03.2016 под номером 57783, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

Дело № 3а-32/2015

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

3 декабря 2015 года                                                             город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Нефёдова О.Н.,

при секретаре Годуновой Е.А.,

с участием прокурора Колгановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Герасимова С*** А*** о признании не действующим в части приказа Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от 25 мая 2015 г. № 54 «Об определении режимов (характера) использования, ограничений на использование территории и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Достопримечательное место «Ярмарочный квартал», расположенного в Ленинском районе города Ульяновска»,

 

У С Т А Н О В И Л :

 

25 мая 2015 г. Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области издало приказ № 54 «Об определении режимов (характера) использования, ограничений на использование территории и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Достопримечательное место «Ярмарочный квартал», расположенного в Ленинском районе города Ульяновска».

Пунктом 6 указанного Приказа устанавливаются предельные параметры разрешённого строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства на территории названного объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения, в том числе предельная высота зданий: от уровня земли до карниза здания – 9 метров, от уровня земли до конька скатной крыши – 12 метров.

Герасимов С.А., являющийся собственником земельного участка по адресу: ***, обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании пункта 6 приказа Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области № 54 «Об определении режимов (характера) использования, ограничений на использование территории и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Достопримечательное место «Ярмарочный квартал», расположенного в Ленинском районе города Ульяновска» в части установления предельных параметров разрешённого строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства, ссылаясь на его несоответствие положениям нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу, – постановления Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 г. № 256-П «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «Город Ульяновск», режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон».

Указывает, что в соответствии с картой градостроительного зонирования принадлежащий ему земельный участок расположен в зонах ЗРЗ Р-3 – зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального или муниципального значения, ЗРЗ Р-9 – зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального или муниципального значения.

Согласно приложению № 2 «Режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «Город Ульяновск» к постановлению Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 г. № 256-П для зоны ЗРЗ Р-3 предельная высота зданий составляет: до карниза здания – 11 метров, до конька скатной крыши – 15 метров; для зоны ЗРЗ Р-9 – 33 метра.

В этой связи административный истец полагает, что оспариваемый Приказ противоречит режиму использования земель в границах зон ЗРЗ Р-3 и ЗРЗ Р-9. Кроме того, ссылается на нарушение процедуры официального опубликования Приказа.

Герасимов С.А., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Его представитель Казакова М.Н. в судебном заседании заявление поддержала и дала аналогичные изложенным в нем пояснения.

Представитель Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области Кузьмина С.В. и представители привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Правительства Ульяновской области Тарасова Д.Д. и Кузнецова Н.Г. просили в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то, что оспариваемый приказ издан административным ответчиком в соответствии с его компетенцией, порядок принятия и порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюдены, постановлению Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 г. № 256-П «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «Город Ульяновск», режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон» он не противоречит, поскольку устанавливает ограничения в отношении конкретного объекта культурного наследия.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 210 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от
6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения.

Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В силу статьи 3 указанного Федерального закона к объектам культурного наследия относятся достопримечательные места – творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.

Статьей 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ установлены требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия.

В частности, на территории достопримечательного места разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению. На территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.

Согласно части 3 указанной статьи требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, – для достопримечательного места регионального значения.

Исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области (пункт 1.1 Положения о Министерстве искусства и культурной политики Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 12 января 2011 г.
№ 2/2-П).

Пунктом 4.4.3 названного Положения установлено, что возглавляющий Министерство Министр издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, дает указания и поручения и организует контроль за их исполнением.

Приказом Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от 5 марта 2015 г. № 5 в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения включен выявленный объект культурного наследия «Достопримечательное место «Ярмарочный квартал», расположенный в Ленинском районе города Ульяновска.

В границах территории указанного объекта культурного наследия находится принадлежащий Герасимову С.А. на праве собственности земельный участок площадью *** кв.м по адресу: ***

Приказом Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от 25 мая 2015 г. № 54 утвержден Правовой режим (характер) использования, ограничений на использование территории и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Достопримечательное место «Ярмарочный квартал», расположенного в Ленинском районе города Ульяновска.

Пунктом 6 указанного Приказа устанавливаются предельные параметры разрешённого строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства на территории названного объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения, в том числе предельная высота зданий: от уровня земли до карниза здания – 9 метров, от уровня земли до конька скатной крыши – 12 метров.

Указанный Приказ от 25 мая 2015 г. № 54 опубликован 10 сентября 2015 г. в газете «Ульяновская правда» № 126.

В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 г. №136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Таким образом, процедура принятия и опубликования оспариваемого Приказа Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области была соблюдена.

Полномочия названного регионального органа охраны объектов культурного наследия определены статьей 4 Закона Ульяновской области от 9 марта 2006 г.
№ 24-ЗО «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ульяновской области». К таковым, согласно пункту 19 этой статьи, отнесено установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места регионального значения, требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места регионального значения.

Следовательно, в силу указанной нормы и части 3 статьи 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», оспариваемый приказ издан Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области в пределах предоставленных ему полномочий.

Доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта постановлению Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 г. № 256-П «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «Город Ульяновск» суд находит несостоятельными.

Как следует из материалов дела, земельный участок по *** расположен в границах установленных приложением № 1 к указанному постановлению Правительства Ульяновской области зон ЗРЗ Р-3 – зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального или муниципального значения (пункт 106), ЗРЗ Р-9 – зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального или муниципального значения (пункт 136).

Согласно приложению № 2 «Режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «Город Ульяновск» к постановлению Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 г. № 256-П для зоны ЗРЗ Р-3 предельная высота зданий составляет: до карниза здания – 11 метров, до конька скатной крыши – 15 метров; для зоны ЗРЗ Р-9 – 33 метра.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 25 июня 2002 г.
№ 73-ФЗ
«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (объединенная зона охраны объектов культурного наследия).

Пункты 106, 136 приложения № 1 к постановлению Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 г. № 256-П «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «Город Ульяновск» устанавливают границы зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия как регионального, так и муниципального значения.

Из картографических изображений и схем проектной документации по отнесению территории исторической застройки, расположенной по *** (том 2, утверждаемая часть) так же следует, что зоны ЗРЗ Р-3 и
ЗРЗ Р-9 в описанных границах включают в себя различные объекты культурного наследия, то есть фактически представляют собой объединенные зоны, что не исключает возможности установления в отношении этих объектов отдельных градостроительных регламентов, в том числе с более значительными ограничениями к предельным параметрам разрешенного строительства.

Применительно к территории достопримечательного места установление самостоятельного градостроительного регламента прямо предусмотрено статьей 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Согласно части 2 статьи 33 названного Федерального закона государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места.

Проанализировав изложенные выше положения федерального и регионального законодательства в сфере охраны памятников истории и культуры, оценив фактические обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемый частично приказ от 25 мая 2015 г. № 54 принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, в соответствии с действующим на дату его принятия законодательством, порядок его принятия не нарушен.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно положениям Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 г.
№ 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» (статья 4) нормативные правовые акты органов исполнительной власти Ульяновской области подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней со дня их подписания.

Приказ Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области № 54 «Об определении режимов (характера) использования, ограничений на использование территории и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Достопримечательное место «Ярмарочный квартал», расположенного в Ленинском районе города Ульяновска» подписан 25 мая 2015 г., опубликован в газете «Ульяновская правда» лишь 10 сентября 2015 г., вступил в силу 11 сентября 2015 г.

Вместе с тем суд считает, что данное нарушение само по себе не влияет на законность оспариваемого приказа от 25 мая 2015 г. № 54, а касается лишь нарушения срока публикации.

Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения административного искового заявления Герасимова С.А. не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

В удовлетворении административного искового заявления Герасимова С*** А*** о признании недействующим в части приказа Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от 25 мая 2015 г. № 54 «Об определении режимов (характера) использования, ограничений на использование территории и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Достопримечательное место «Ярмарочный квартал», расположенного в Ленинском районе города Ульяновска» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                    Нефёдов О.Н.