Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании незаконным отказа в госрегистрации права общей долевой собст. на земельный участок
Документ от 01.03.2016, опубликован на сайте 16.03.2016 под номером 57661, 2-я гражданская, о признании незаконным действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Кудряшева Н.В.                                                           Дело № 33а-783/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                01 марта 2016 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Васильевой Е.В. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Карпеевой Л*** А*** – Анурова А*** А*** на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 26 ноября  2015 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении административных исковых требований Карпеевой Л*** А*** к Управлению Федеральной регистрационной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в лице Межмуниципального отдела по г. Димитровграду, Мелекесскому и Новомалыклинскому районам в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, понуждению к проведению регистрационных действий отказать.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой  Е.В., пояснения представителя Карпеевой Л.А. – Анурова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Управления Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области Тишиной Ю.А., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Карпеева Л.А. обратилась  в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, понуждению к проведению регистрационных действий. В обоснование требований указала, что она обратилась к ответчику  с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером *** пропорционально размеру общей площади принадлежащей ей квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу:      г. Д***, ул. Г***, ***, и выдаче нового свидетельства о государственной регистрации права собственности на квартиру. Однако решением ответчика от 23.09.2015 в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок отказано в связи с тем, что граница земельного участка пересекает границы земельного участка с кадастровым номером ***, являющегося общим имуществом собственников  многоквартирных домов № *** и № *** по ул. Г***. С данным отказом она не согласна, поскольку законодатель связывает возникновение права общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом с двумя основаниями: государственной регистрацией права собственности на квартиру и формированием земельного участка под многоквартирным домом. Земельный участок с кадастровым номером ***, после его раздела в июле 2013 года, был снят с кадастрового учета. Однако в июле 2015 года, без уведомления и согласия собственников помещений, вновь поставлен на кадастровый учет. Полагает, что на основании ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» у собственников многоквартирного жилого дома № *** по ул. Г*** возникло право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью 9594 кв.м, сформированный и поставленный на кадастровый учет 17.07.2013.

Просила признать действия Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области по отказу в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером *** пропорционально  размеру общей площади квартиры № *** в доме № *** по ул. Г*** г. Д*** незаконными и обязать осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности на земельный участок.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Карпеевой Л. А. – Ануров А. А. просит отменить принятое по делу решение и вынести новое решение об удовлетворении требований Карпеевой Л.А. Указывает, что судом неправильно определены момент возникновения права собственности собственников помещений многоквартирного дома № *** по ул. Г*** г. Д*** на земельный участок и какой именно земельный участок перешел в общую долевую собственность в соответствии с требованиями Жилищного законодательства Российской Федерации. Земельный участок под многоквартирным домом *** по ул. Г***, площадью 9594 кв.м, сформирован и поставлен на кадастровый учет 17.07.2013, и с указанной даты у собственников помещений возникло право общей долевой собственности на данный участок. Суд необоснованно распространил право общей долевой собственности собственников помещений многоквартирных домов ***, *** по ул. Г*** на земельный участок с кадастровым номером ***, предоставленный для строительства и проектирования жилого комплекса с торгово-офисными помещениями и помещениями общественного назначения, состоящего из трех самостоятельных объектов недвижимости, поскольку для возникновения права общей долевой собственности собственников помещений на земельные участки необходимо было разделить исходный земельный участок на три участка, а исходный земельный участок снять с кадастрового учета. Не соглашается с выводом суда о том, что решение не нарушает права и свободы истицы. Судом не проверены представленные административным ответчиком сведения о наличии обременений исходного земельного участка с кадастровым номером *** на момент рассмотрения дела, поскольку к моменту раздела данного земельного участка застройщик передал по передаточным актам участникам долевого строительства 100% объектов долевого строительства. Считает необоснованными выводы суда о возможности образования (раздела) земельных участков только при наличии согласия залогодержателей.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились Карпеева Л.А. и представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Судебная коллегия, с учетом мнения представителей административного истца и административного ответчика, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены принятого по делу решения.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 189-ФЗ и ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу ч. 3, ч. 4 ст. 16 Федерального закона от «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» по заявлению собственников помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом. Если земельный участок под многоквартирным домом сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Кодекса. Если земельный участок под многоквартирным домом сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.

Общие вопросы образования земельных участков урегулированы нормами главы 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Помимо норм этой главы, нормы, определяющие порядок формирования земельного участка, определения его границ, содержатся и в других нормах Земельного кодекса Российской Федерации, в Федеральном законе «О землеустройстве», в Градостроительном кодексе Российской Федерации, в других федеральных законах и ряде подзаконных актов. Применительно к земельному участку, как объекту оборота, подлежат применению также специальные правила, предусмотренные статьями 128, 130, 260 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нормы Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются (формируются) при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Этапы формирования земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности, приведены в ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации. К ним относятся: составление проекта межевания, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п. 7, 10 - 21, 25 - 29 ч. 2 ст. 7  Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» сведений об объекте недвижимости. В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что сущность кадастрового учета заключается в фиксации сведений об объекте недвижимого имущества, а кадастровый учет в отношении земельного участка по существу представляет фиксацию сведений об уникальных характеристиках земельного участка и является конечной стадией формирования земельного участка.

Как усматривается из материалов дела, Карпеева Л.А. является собственницей квартиры по адресу: Ульяновская область, г. Д***,                ул. Г***, ***-***. Право собственности на указанное жилое помещение зарегистрировано 24.12.2012 на основании  договора о долевом участии в строительстве с использованием заемных средств  от 25.02.2011 № ***.

Ответчиком отказано истице в регистрации права общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом № *** по ул. Г***             г. Д*** по основаниям, предусмотренным абз. 10, 14 п. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»: в связи с непредставлением документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; из-за пересечения (наложения) границ земельного участка с другим земельным участком, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости.

Земельный участок с кадастровым номером ***, на который истица просит зарегистрировать право общей долевой собственности, образовался в результате раздела земельного участка с кадастровым номером *** в июле 2013 года. При этом последний был предоставлен для проектирования и строительства жилого комплекса с торгово-офисными помещениями и помещениями общественного назначения по адресу: г. Д***, ул. Г***, *** и *** и поставлен на государственный кадастровый учет 22.12.2008 как временный. 23.12.2010 сведения о земельном участке были аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости, однако решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 15.03.2012 сведения о данном участке восстановлены, и 06.07.2015 на основании протокола выявления технической ошибки статус земельного участка с кадастровым номером *** изменен на «учтенный».

Установив, что на земельном участке с кадастровым номером *** находятся несколько объектов недвижимости, в том числе многоквартирный дом № *** по ул. Г*** и жилой комплекс по ул. Г***, ***, суд первой инстанции обоснованно указал о принадлежности данного земельного участка  собственникам расположенных на участке объектов.

Данный вывод не противоречит указанным выше положениям Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» о принадлежности собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В отсутствие сведений о формировании границ земельного участка *** с учетом согласия собственников других объектов, расположенных на основном земельном участке ***, у Управления Росреестра Ульяновской области не имелось правовых оснований для государственной регистрации земельного участка ***.

Требование административного ответчика о предоставлении таких сведений является обоснованным, поскольку раздел основного земельного участка ведет к образованию нескольких земельных участков, границы которых должны быть согласованы с собственниками расположенных на таких участках  объектах.

Ссылка представителя Карпеевой Л.А. в апелляционной жалобе о формировании и кадастровом учете земельного участка под многоквартирным домом № *** по ул. Г*** в июне 2013 года не свидетельствуют о незаконности отказа ответчика в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, поскольку, как указано выше, заявительницей в регистрирующий орган не представлено согласия собственников на раздел земельного участка с кадастровым номером ***.

Вывод суда о том, что оспариваемый отказ не нарушает прав заявительницы, является правильным, поскольку Карпеева Л.А. не лишена возможности зарегистрировать право общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом при соблюдении установленных законом требований.

Принятое по делу решение постановлено при полной и объективной оценке исследованных доказательств, верном применении материального закона, регулирующего правоотношения сторон.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании закона, в силу чего не влекут отмену оспариваемого решения суда.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 26 ноября  2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Карпеевой Л*** А*** – Анурова А*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи