Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Досрочная пенсия педагогическому работнику
Документ от 01.03.2016, опубликован на сайте 04.03.2016 под номером 57608, 2-я гражданская, об отмене решения, включении периодов работы в специальный педагогический стаж, назначении досрочной пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С УД

 

Судья Янина И.В.                                                                        Дело № 33-818/2016 г.

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                             01 марта 2016 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г. ,

судей Казаковой М.В. , Фоминой В.А.,

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Павловском районе Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 26 ноября 2015 года,  по которому постановлено:

 

Исковые требования   Замараевой В*** В*** удовлетворить,  обязать Управление Пенсионного фонда РФ(ГУ) в Павловском районе Ульяновской области назначить Замараевой В*** В***  досрочную страховую пенсию в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 25 сентября 2015 года.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., представителя Замараевой В.В. – Тимаевой Р.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

Замараева В.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Павловском районе Ульяновской области (далее – УПФ РФ в Павловском районе) о назначении досрочной  пенсии по старости. В обоснование иска указала, что *** обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании  п.п.19 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях». Однако ей было отказано из-за отсутствия специального педагогического стажа (не менее 25 лет), в который ответчиком не включены  следующие периоды ее работы: с ***1992  по ***1992, с ***1993 по ***1993 – учебные отпуска, с ***1993 по ***1994,  с ***1994 по ***2000 - работа в должности старшей пионервожатой, с ***2000  по ***2000, с ***2000 по ***2000  – курсы повышения квалификации.  Полагала отказ незаконным, поскольку в период работы в качестве пионервожатой имела педагогическую нагрузку, а в периоды учебных отпусков и курсов повышения квалификации за ней сохранялась заработная плата. Просила обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с ***2015.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе УПФ РФ в Павловском районе не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что период работы в качестве пионервожатой подлежал включению в специальный стаж только в том случае, если имел место до 01.10.1993. Следовательно, спорные периоды работы истицы в данной должности не подлежали включению в ее специальный стаж. Выполнение     Замараевой В.В. «почасовой» педагогической нагрузки   в данный период не может являться основанием для включения его в специальный стаж, так как отсутствует доказательство приема на штатную должность «учителя» или выполнение нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки). Возможность включения  периодов учебных отпусков и курсов повышения квалификации не предусмотрено  Правилами от 11.07.2002 № 516 и Правилами от 02.10.2014 № 1015.

В возражениях на апелляционную жалобу Замараева В.В. просит оставить решение суда без изменения.

Дело рассмотрено в отсутствие Замараевой В.В., УПФ РФ в Павловском районе, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В судебном заседании представитель Замараевой В.В. - Тимаева Р.А. просила оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дел следует, что ***  Замараева В.В. обратилась   в УПФ РФ в Павловском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Решением ответчика от *** в назначении пенсии истице было отказано из-за отсутствия специального педагогического стажа необходимой продолжительности (не менее 25 лет), в который ответчиком не включены  следующие периоды: с ***1992  по ***1992, с ***1993 по ***1993 – учебные отпуска истицы, с ***1993 по ***1994,  с ***1994 по ***2000 – ее работа в должности старшей пионервожатой, с ***2000  по ***2000, с ***2000 по ***2000    нахождение на курсах повышения квалификации.  Без учета указанных периодов специальный стаж Замараевой В.В. составил 23 года 1 месяц 26 дней.

Полагая отказ незаконным, Замараева В.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований Замараева В.В., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В силу пп.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (вступившего в силу с 01.01.2015) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (ч.2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В ч.4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Подпунктом «м» пункта 1 Постановления Правительства от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (действует с 1 января 2015 года), установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются ранее действовавшие Списки, в том числе  Список от 29.10.2002 № 781, а также  Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (в редакции от 26.05.2009) утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила).

В п. 4 Правил предусмотрено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Возможность включения в специальный стаж работы в качестве пионервожатой предусматривалась Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, которое утратило силу с 01.10.1993.

На основании указанных нормативно-правовых актов суд первой инстанции обоснованно включил в специальный стаж истицы период ее работы с ***1993 по ***1994, с ***1994 по ***2000 в связи с тем, что в период работы в качестве пионервожатой, она также выполняла обязанности учителя начальных классов, географии, общественно-полезного труда, музыки. Данное обстоятельство подтверждено представленными документами, а именно: копиями тарификационных списков педработников Павловской основной общеобразовательной школы, приказами о предоставлении дополнительных отпусков, карточками-справками о занимаемых должностях.

Доводы  УПФ РФ в  Павловском районе относительно того, что период работы в качестве пионервожатой не подлежит включению в специальный стаж истицы, основанием к отмене решения суда не является, поскольку с 1993 г. по 2000 г. истица тарифицировалась в качестве педагога, имела постоянную учебную нагрузку, что подтверждено исследованными в ходе судебного разбирательства письменными доказательствами.

В соответствии со ст.196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата.

Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с абз. 2 п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, кроме периодов работы, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно ч. 1 ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Поскольку на время учебных отпусков истицы, также как и периодов нахождения на курсах повышения квалификации, за Замараевой В.В. сохранялась  заработная плата, суд первой инстанции правомерно включил в ее специальный стаж указанные периоды работы.

Доводы апелляционной жалобы пенсионного органа в этой части правильность выводов суда не опровергают, так как  основаны на неверном толковании норм материального права.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 26 ноября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного Фонда РФ (государственному учреждению) в Павловском районе Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: