У Л Ь Я Н О В С К И
Й О Б Л А С Т Н О Й С УД
Судья Жорова
И.А.
Дело № 33-753/2016г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 26
февраля 2016 г.
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой
М.В., Фоминой В.А.
при секретаре
Дубровиной Л.О.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Областного государственного казенного
учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими
средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» на решение Димитровградского
городского суда Ульяновской области от 17 ноября 2015 г, по которому постановлено:
Уточненные исковые
требования прокурора г.Димитровграда в интересах несовершеннолетнего Б*** К.В. удовлетворить.
Взыскать с
областного государственного казенного учреждения социального обслуживания
«Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и
санаторно-курортным лечением и социальной
адаптации для лиц без определенного
места жительства и занятий в
г.Ульяновске» в пользу Блиновой А*** В***
в возмещение расходов по оплате стоимости проезда к месту лечения и обратно
*** руб.*** коп.
Заслушав доклад
судьи Казаковой М.В., объяснения представителя ОГКУСО «ЦОГТСР» - Фроловой Е.В.,
поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Николаевой Н.А., полагавшей
решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с
иском к Министерству здравоохранения
Ульяновской области,
областному государственному казенному учреждению социального обслуживания
«Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и
санаторно-курортным лечением и социальной
адаптации для лиц без определенного
места жительства и занятий в
г.Ульяновске» (далее – ОГКУСО «ЦОГТСР»), Ульяновскому областному
государственному казенному учреждению социальной защиты населения в г.Димитровграде
(далее – УОГКУСЗН) в интересах несовершеннолетнего Б*** К.В. о взыскании
расходов на проезд к месту лечения и
обратно. В обоснование иска указал, что Б***
К.В., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, относится к категории
граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде
набора социальных услуг на основании п.п.9 ст.6.1 Федерального закона от
17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». *** Б*** К.В. в
сопровождении своей матери Блиновой А.В. проходил обследование в ***. На проезд
к месту лечения Блинова А.В. понесла
расходы в размере *** руб.*** коп., в связи с чем просил взыскать указанную сумму с ответчиков
в пользу Блиновой А.В. в возмещение затрат на приобретение проездных билетов к
месту лечения и обратно.
В ходе судебного
разбирательства прокурор исковые требования уточнил, просил взыскать понесенные
истицей расходы с ОГКУСО «ЦОГТСР».
Рассмотрев спор по
существу, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе ОГКУСО «ЦОГТСР» не соглашается с решением суда, просит его отменить.
Указывает, что суд неправильно применил нормы материального права, поскольку
действующим законодательством установлен специальный порядок предоставления
детям-инвалидам и лицам их сопровождающим такой льготы как бесплатный проезд к месту лечения и обратно,
компенсация расходов, понесенных указанными лицами на проезд к месту лечения и
обратно, законом не предусмотрена. Основанием для получения специальных талонов
на приобретение бесплатных билетов к месту лечения и обратно является
направление на лечение в медицинское учреждение, включенное в Перечень
федеральных специализированных медицинских учреждений, утвержденное
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 872, и талон № 2 установленной формы, которые
заполняются и выдаются Министерством здравоохранения Ульяновской области. За
специальными талонами на приобретение бесплатных проездных билетов к месту лечения
и обратно Блинова А.В. в ОГКУСО «ЦОГТСР»
не обращалась.
В отзыве на жалобу
Министерство здравоохранения Ульяновской области сообщает, что направление на лечение и талон № 2 Б*** К.В. не выдавались, поскольку Блинова
А.В. по вопросу получения указанных документов в Министерство здравоохранения
Ульяновской области не обращалась.
В возражениях на
апелляционную жалобу прокурор г. Димитровграда просит решение суда оставить без
изменения.
В отзыве на
апелляционную жалобу УОГКУСЗН указывает, что возражений относительно доводов
жалобы не имеет.
Дело рассмотрено в
отсутствие Блиновой А.В., УОГКУСЗН, Министерства здравоохранения Ульяновской
области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим
образом.
В судебном заседании
представитель ОГКУСО «ЦОГТСР» - Фролова Е.В.
доводы апелляционной жалобы
поддержала.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с
ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела
следует, что Б*** К.В., *** года
рождения, являющийся ребенком-инвалидом
и проживающий в г. Димитровграде Ульяновской области, относится к категории
граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде
набора социальных услуг на основании п.п.9 ст. 6.1 Федерального закона «О государственной
социальной помощи» от 17.07.1999 №178-ФЗ.
***
несовершеннолетний Б*** К.В. в сопровождении своей матери Блиновой А.В.,
находился на медицинском обследовании в ***, в котором ранее (***г. и *** г.)
был прооперирован.
Оплату расходов на
проезд к месту лечения и обратно в сумме
*** руб.*** коп. произвела Блинова А.В., в связи с чем прокурор г.
Димитровграда обратился в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об
удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что сын истицы,
являясь ребенком-инвалидом, а также сама
истица, как лицо его сопровождающее, имеют право на оплату проезда к месту лечения
и обратно, в силу чего ответчик должен выплатить им денежную компенсацию
расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно.
Судебная коллегия не
может согласиться с данным выводом суда, поскольку он сделан без учета
установленного законом порядка предоставления указанной льготы.
В частности,
правовые и организационные основы
оказания государственной социальной помощи, в том числе в виде
предоставления гражданам набора
социальных услуг, закреплены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ
«О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ).
Согласно п.2 ч.1 ст. 6.2 Федерального закона
№178-ФЗ в состав предоставляемого детям-инвалидам набора социальных услуг
включается бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и
обратно.
В соответствии с
частью 5 статьи 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ установление порядка
предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора
социальных услуг отнесено к ведению Федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое
регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от
29.12.2004 № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг
отдельным категориям граждан (далее – Порядок), регламентирующий, в том числе,
организацию перевозки граждан к месту лечения и обратно. Согласно пункту 1.2 Порядка его действие в части получения
бесплатного проезда на междугородном транспорте (в том числе, железнодорожном
транспорте) к месту лечения и обратно, распространяется на лиц, сопровождающих
детей-инвалидов.
В соответствии с
пунктом 5 Порядка направления граждан органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения, утвержденного
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 05.10.2005 № 617, при наличии у гражданина медицинских показаний
орган исполнительной власти субъекта РФ
в сфере здравоохранения оформляет и выдает гражданину направление на лечение в
медицинское учреждение, а также заполняет талон № 2 на получение специальных
талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения
медицинской помощи, содержащий сведения о лице, направляемом на лечение, и о
сопровождающем его лице.
Талон № 2
предоставляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального
страхования Российской Федерации для обеспечения их специальными талонами
(именными направлениями).
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 29.12.2004 № 864 утверждены Правила финансового обеспечения
расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде
набора социальных услуг (далее - Правила).
Согласно п.4 Правил финансовое обеспечение
расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет
средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду
социального страхования Российской Федерации.
Подпунктом «б»
пункта 11 Правил предусмотрено, что средства на проезд на междугородном
транспорте к месту лечения и обратно направляются транспортным организациям на
оплату расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно при
наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном
Министерством здравоохранения и социального развития РФ, в том числе,
междугородным железнодорожным транспортом.
Порядок
предоставления гражданам социальных услуг в части обеспечения бесплатного
проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в Ульяновской
области регулируется Постановлением Правительства Ульяновской области от
19.12.2013 № 620-П (далее – Порядок Ульяновской области № 620-П).
Согласно пункту 4
Порядка Ульяновской области № 620-П предоставление социальных услуг в части
обеспечения бесплатного проезда гражданам на междугородном транспорте к месту
лечения и обратно осуществляется на основании государственных контрактов,
заключаемых Ульяновским областным государственным казенным учреждением,
наделенным полномочиями по организации обеспечения инвалидов техническими
средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением, функции и полномочия
учредителя которого осуществляет исполнительный орган государственной власти
Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, с
организациями транспортного обслуживания, осуществляющими регулярные
междугородные пассажирские перевозки, в порядке, установленном
законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
На основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 18.05.2015 № 11/205-П и от 18.05.2015 № 11/204-П
изменена организационная структура и полномочия ряда исполнительных органов
государственной власти Ульяновской области, в частности, образованы:
Министерство здравоохранения Ульяновской области, наделенное полномочиями в
сфере управления здравоохранением, а также Главное управление труда, занятости
и социального благополучия Ульяновской области, являющееся исполнительным
органом в сфере социальной защиты населения и выступающее учредителем ОГКУСО
«ЦОГТСР».
Согласно п.2.3.2
Устава ОГКУСО «ЦОГТСР» указанное учреждение осуществляет выдачу специальных
талонов на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и
обратно по направлениям (талон №2), выданным исполнительным органом
государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере
здравоохранения.
Таким образом,
согласно установленному вышеуказанными нормативно-правовыми актами порядку
предоставления социальной помощи в виде бесплатного проезда к месту лечения и
обратно детей-инвалидов и сопровождающих их лиц выплата компенсации стоимости
проездных билетов в случае приобретения их гражданами за счет собственных
денежных средств не предусмотрена. Предоставление данного вида социальной
помощи в Ульяновской области при наличии медицинских показаний осуществляется
путем выдачи Министерством
здравоохранения Ульяновской области направления на лечение в медицинское
учреждение и талона № 2, который подлежит замене на специальные талоны (именные
направления) в ОГКУСО «ЦОГТСР» (п. 8
Порядка Ульяновской области № 620-П), являющиеся основанием для предоставления
бесплатного проезда на железнодорожном транспорте.
Между тем, из
материалов дела усматривается, что Блинова А.В. в Министерство здравоохранения
Ульяновской области по вопросу получения
направления на лечение в *** и талона №
2 не обращалась, то есть установленный законом порядок ею не соблюден.
При таких
обстоятельствах основания для взыскания с ответчиков в пользу
истицы понесенных расходов на проезд к месту лечения ребенка и обратно отсутствовали.
В силу п.4 ч.1 ст. 330 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации неправильное применение норм
материального права является основанием для отмены судебного решения. С учетом
указанных выше обстоятельств решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 17.11.2015 подлежит отмене,
а исковые требования прокурора в интересах Б*** К.В. – оставлению без
удовлетворения.
На основании
изложенного, руководствуясь ст. 328
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 17 ноября 2015 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении
исковых требований прокурора г.Димитровграда в интересах несовершеннолетнего Б*** К.В. к Министерству
здравоохранения Ульяновской области, областному государственному казенному учреждению социального обслуживания
«Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и
санаторно-курортным лечением и социальной
адаптации для лиц без определенного
места жительства и занятий в
г.Ульяновске», Ульяновскому областному государственному казенному учреждению
социальной защиты населения в г.Димитровграде о взыскании стоимости проезда к месту лечения и обратно
отказать.
Председательствующий
Судьи: