УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Ибрагимова Е.А. Дело № 33-
911/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е
Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
01 марта 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В.
и Фоминой В.А.
при секретаре Штукатурове С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда
города Ульяновска от 27 ноября 2015 года, по которому постановлено:
Исковые требования Филиппова А*** В*** удовлетворить
частично.
Признать незаконным бездействие Министерства строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, выразившееся
в необеспечении Филиппова А*** В*** специализированным благоустроенным жилым
помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения.
Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Филиппова А*** В***, ***
года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения на территории города Димитровграда.
В удовлетворении исковых требований к Правительству
Ульяновской области отказать.
Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения
представителя истца Пьянзиной Н.Н., возражавшей против доводов апелляционной
жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Филиппов А.В. обратился в суд с иском к Министерству
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской
области, Правительству Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по
договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование иска указал, что он, Филиппов А.В. относится к
числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать Ф***
Н.П. решением Димитровградского городского суда от ***1987г. лишена
родительских прав, отец Ф*** В.Н.умер ***1983г. До своего совершеннолетия он
проживал и воспитывался в приемной семье Р*** Н.П. и Н.В. В настоящее время
проживает с женой и двумя детьми в общежитии Ц*** по адресу: г. Димитровград,
ул. К***. Жилье является собственностью Ц*** и не подлежит приватизации и
оформлению в собственность. Он уже 13 лет ожидает предоставления ему жилой
площади в соответствии с законом «О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». С ***2013г.
он включен в Список детей-сирот с правом на предоставление жилого помещения в
муниципальном образовании «город Димитровград», однако до настоящего момента
жилое помещение ему не представлено.
Просил признать незаконным бездействие Министерства
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
и Правительства Ульяновской области по своевременному обеспечению его
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Обязать
Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области и Правительство Ульяновской области обеспечить его специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения в срок до 01.07.2016г.
Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное
решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается
с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что
жилое помещение не представлено по причине отсутствия в специализированном
государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает,
что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения
специализированного жилищного фонда по договору социального найма, нарушает
права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных надлежащим
образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации суд апелляционной
инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной
жалобе.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований,
суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел
к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении
требований Филиппова А.В. о предоставлении жилья, не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу
доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Согласно п. 2 ч. 2 ст.
57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу
четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8
Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей
до 1 января 2013 года) к лицам, имеющим право на внеочередное получение жилья
по социальному найма в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда
они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а
также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по
окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в
учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах
семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании
службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из
учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной
поддержке, установленные Федеральным законом
от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение
жилым помещением по договору социального найма, распространялись на
детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до
достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по
договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило
заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения
таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом
помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и
дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации
своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на
учет нуждающихся в получении жилых помещений.
В соответствии со ст. 8
Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в новой редакции (в ред.
Федерального закона
от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в
случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается
невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на
территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке,
установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно
предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом
настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае
приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом
от 29.02.2012 N 15-ФЗ утратил силу с 1 января 2013 года п. 2 ч. 2 ст.
57 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 8
Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение
жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей,
сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического
обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем в силу ст. 4
Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ настоящий закон
вступил в силу с 01.01.2013 г. Действие положений статьи 8
Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей" (в редакции настоящего Федерального закона)
и Жилищного кодекса
Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона)
распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу
настоящего Федерального закона,
в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали
принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в
силу настоящего Федерального закона.
При таком положении истец на момент вступления в законную
силу Федерального закона
от 29.02.2012 N 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение
жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.
По смыслу ч. 2 ст. 4
Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ новый порядок предоставления
мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей,
оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на
истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о
постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в
соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Как следует из материалов дела и сообщения МКУ «Управление
по реализации социальных программ» г. Димитровграда истец состоит на учете
граждан, нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального
найма с 01.11.2000 года. В связи с чем, суд первой инстанции пришел к
обоснованному выводу о том, что в возрасте до 23 лет истец компетентными органами был признан
нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет. В связи с чем
имелись основания для включения его в Список детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями специализированного жилищного фонда.
Федеральный законодатель определил основания и условия
предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых
помещений лицам, указанным в абзаце первом
пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8
Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона
не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия
предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого
помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3
статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование
списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом
субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление
жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с
какой-либо очередностью.
Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в
список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить
поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не
ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия
или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка
очередности лиц равной категории.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели
обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории
граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда,
были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их
отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 27 ноября 2015 года оставить без изменения,
а апелляционную жалобу Министерства
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: