УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Бирюкова О.В. Дело № 33-
830/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е
Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
16 февраля 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Фоминой В.А.,
Казаковой М.В.
с участием прокурора Николаевой Н.А.
при секретаре Штукатурове С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 30 ноября 2015 года, по которому
постановлено:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска
в интересах Сайгушевой Н*** В*** удовлетворить.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии №***
от *** 2015 года.
Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность
рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о возможности признания жилого
помещения по адресу: г. Ульяновск, ул. Р*** аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции и принять решение, предусмотренное п. 47 Положения о признании
помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и
многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции,
утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года за №47.
Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Сайгушевой
Н.В., ее представителя Макаровой И.П., возражавших против доводов жалобы,
заключение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в
интересах Сайгушевой Н.В. обратился в суд с иском к администрации города
Ульяновска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии,
возложении на администрацию города Ульяновска обязанности рассмотреть на
межведомственной комиссии вопрос о признании жилого дома аварийным и подлежащим
сносу или реконструкции.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной
прокуратурой проверки соблюдения администрацией города Ульяновска требований
жилищного законодательства при признании жилого помещения по адресу:
г.Ульяновск, ул. Р*** аварийным в деятельности администрации г. Ульяновска были
выявлены нарушения. В нарушение норм действующего законодательства,
межведомственной комиссией ***2015 принято не предусмотренное п. 47 Положения
решение №*** о предоставлении администрацией г.Ульяновска необходимых
документов.
Просил признать незаконным
заключение межведомственной комиссии №*** от ***.2015, возложить на
администрацию города Ульяновска обязанность рассмотреть на межведомственной
комиссии вопрос о возможности признания жилого помещения по адресу: г.
Ульяновск, ул. Р*** аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и принять
решение, предусмотренное п. 47 Положения о признании помещения жилым
помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного
жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного
Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006.
Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное
решение.
В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не
соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и
необоснованное. При этом указывает, что решение
межведомственной комиссии от ***.2015 было вынесено в соответствии с нормами
Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным
для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47,
все требования, предусмотренные Положением, межведомственной комиссией были
выполнены. Оснований не доверять решению межведомственной комиссии не имеется.
В возражениях на
апелляционную жалобу прокуратура Ленинского района г. Ульяновска и Сайгушева
Н.В. просят решение суда оставить без изменения, а жалобу администрации г.
Ульяновска - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Из материалов дела
следует, что Сайгушева Н.В. является нанимателем жилого помещения в
многоквартирном жилом доме по адресу: г. Ульяновск, ул.Р***
Заключением
межведомственной комиссии администрации г. Ульяновска от ***.2015 № ***
администрации г. Ульяновска предложено предоставить документы, указанные в п. 45
Положения о признании помещения и многоквартирного дома аварийным и подлежащим
сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
В соответствии с п.
8 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание жилых помещений
муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к
компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Согласно ч. 4 ст. 15
Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано
непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти.
Во исполнении данной
нормы Правительством Российской Федерации принято постановлением от 28.01.2006
№ 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого
помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и
подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на
находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности,
расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с
пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится
признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания
граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой
урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия
помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения
пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным
и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на
основании заявления собственника помещения или заявления гражданина
(нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора
(контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам
работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии
помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для
проживания;
о необходимости и
возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки
дома;
о несоответствии
помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований,
по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании
многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании
многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).
В силу пункта 45
Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для
проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в
комиссию по месту нахождения жилого помещения ряд документов, в том числе копии
правоустанавливающих документов на жилые помещения, право на которые не
зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество
и сделок с ним.
Как следует из
материалов дела, в обжалуемом решении межведомственной комиссии конкретный
перечень документов, которые необходимо представить собственникам дома, не
определен.
Более того, пунктом
45 (2) Положения предусмотрено, что комиссия на основании межведомственных
запросов с использованием единой системы межведомственного электронного
взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного
электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме:
а) сведения из
Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о
правах на жилое помещение;
б) технический
паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план;
в) заключения (акты)
соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если
представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44
настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании
жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем
Положении требованиям.
Порядок
межведомственного электронного взаимодействия определен в Положении о единой
системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного
Постановлением Правительства от 08.09.2010 № 697.
Дав правильное
толкование и верно применив вышеприведенные нормы права, суд обоснованно пришел
к выводу о незаконности решения межведомственной комиссии от ***2015 № *** и
обязал администрацию города Ульяновска
рассмотреть вопрос в отношении жилого помещения по адресу: г.
Ульяновск, ул. Р***, и принять решение
в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого
помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и
подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства
РФ от 28.01.2006 № 47.
Принимая решение об
удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически
значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований,
предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора,
действующего в интересах Сайгушевой Н.В., не установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Доводы, приведенные
администрацией города Ульяновска в апелляционной жалобе, основаны на неверном
толковании закона, соответственно являются несостоятельными и не могут повлечь
отмену решения суда.
Возможность запроса
межведомственной комиссией сведений из ЕГРП, а также заключения соответствующего
органа государственного надзора (контроля) прямо предусмотрена п. 45 Положения
о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для
проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №
47.
Более того, при
признании оспариваемого решения Межведомственной комиссии незаконным, суд
правильно исходил из того, что по поступившим документам комиссия обязана была
разрешить вопрос по существу о признании жилого помещения по адресу: г.
Ульяновск, ул. Р*** в г.Ульяновске аварийным
и подлежащим сносу или реконструкции. Возможность принятия решения о запросе
дополнительных документов регламентом не предусмотрена.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30
ноября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации
города Ульяновска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: