У Л Ь Я Н О В С К И
Й О Б Л А С Т Н О Й С УД
Судья Челбаева
Е.С.
Дело № 33-966/2016 г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 16
февраля 2016 г.
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой
М.В., Фоминой В.А.,
при секретаре
Штукатурове С.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение
Барышского городского суда Ульяновской области от 11 декабря 2015 года, по которому
постановлено:
Признать незаконным бездействие Министерства
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской
области по своевременному обеспечению
Казакова Р*** М***а специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения.
Обязать Министерство строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Казакова Р*** М*** специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения, расположенным в г.Б*** У***
области.
В удовлетворении иска, предъявленного к
Управлению образования МО «Барышский район», прокурору Барышского района
отказать.
Заслушав доклад
судьи Казаковой М.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Барышского
района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Казакова Р.М. к
Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области и Управлению образования МО «Барышский район» о признании
незаконным бездействия по своевременному обеспечению специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда. В
обоснование иска указал, что Казаков Р.М., 1997 года рождения, относится к
числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: его мать - Г*** (Т***) А.Д. решением Барышского
городского суда от ***.2009 лишена в
отношении истца родительских прав, отец К*** М.Р., умер ***.2007. Казаков Р.М.
закрепленного жилого помещения не имеет, собственником либо нанимателем
объектов недвижимости не является. Казаков Р.М. включен в список лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного
фонда У*** области, обращался с заявлением о предоставлении специализированного
жилого помещения в г. Б*** У*** области в уполномоченный орган, однако до
настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. Просил признать
бездействие ответчиков незаконным и обязать предоставить Казакову М.Р.
специализированное жилье по договору найма специализированного жилого
помещения.
Рассмотрев спор по
существу, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области просит отменить решение суда.
В жалобе ссылается на то, что Казаков Р.М. не обеспечен жилым помещением
по причине отсутствия квартир в специализированном жилищном фонде У*** области.
В 2013 г. приобретено 18 квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей в г. Б***. В 2014 г. заключены государственные контракты на
приобретение девяти квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, в г.Б***. 14.10.2014 принято постановление Правительства
Ульяновской области в соответствии с которым Казаков Р.М. может обратиться в
Министерство с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации за наем
жилого помещения в размере *** руб. Полагает, что Казаков Р.М. не имеет
первоочередного права на получение жилого помещения специализированного
жилищного фонда по договору социального найма, так как в Список детей-сирот на
получение жилого помещения включено 1300 человек.
Из материалов дела следует, что Казаков Р.М.,
1997 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей: его мать - Г*** (Т***)
А.Д. решением Барышского городского суда от ***.2009 лишена в отношении истца родительских прав,
отец К*** М.Р. умер ***2007.
Казаков Р.М. закрепленного жилого помещения
не имеет, собственником либо нанимателем объектов недвижимости не является.
***.2014 Казаков Р.М. включен в список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного
фонда У*** области, обращался с заявлением о предоставлении жилого помещения в
городе Б*** У*** области в уполномоченный орган. Однако жилье ему не
предоставлено, в связи с чем прокурор Барышского района Ульяновской
области обратился в суд в защиту его
интересов с вышеуказанным иском.
Принимая решение
об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически
значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований,
предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора в интересах Казакова Р.М., не установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Согласно ч.1 ст.
109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма
специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации.
В соответствии со
ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996
№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от
29.02.2012 № 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по
договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых
помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, на территории которого находится место жительства
указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта
Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые
помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений.
Жилые помещения
предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 указанного Закона, по
достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной
дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных
законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть
предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1, ранее чем по достижении ими
возраста 18 лет.
Орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном
законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями в соответствии с п.1 ст.8 поименованного Закона.
Таким образом,
федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых
помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам,
указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу
относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в
собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению
жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в
образовательном учреждении.
При этом ни ст. 8
Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают
очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого
помещения по договору найма специализированного жилого помещения
соответствующей категории граждан.
В соответствии с
ч.2 ст. 4 Закона Ульяновской области «Об обеспечении жилыми помещениями
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории
Ульяновской области» от 21.12.2012 № 200-ЗО дети-сироты обеспечиваются
специализированными жилыми помещениями по их выбору: 1) по месту их выявления и
устройства под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в
организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на
территории Ульяновской области; 2) по месту окончания пребывания в
образовательной организации или иной организации, в том числе в учреждении
социального обслуживания населения; 3) по месту трудоустройства по окончании
пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания
населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых
в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, а также по окончании прохождения военной службы по призыву
либо отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории Ульяновской
области; 4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на
воспитании под опекой (попечительством), в приемной или патронатной семье; 5)
по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в случае признания
невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.
Поскольку Казаков
Р.М., относящийся к кругу лиц, подлежащих льготному обеспечению жильем, достиг
возраста 18 лет, жилья на праве собственности либо по договору социального
найма не имеет, суд пришел к правильному выводу о том, что он подлежит обеспечению
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в
муниципальном образовании по месту его
проживания.
Обстоятельства
дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
Доводы,
приведенные Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно отсутствия
жилья на территории муниципального образования и наличие очередности среди
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь
отмену решения суда.
Согласно
положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской
Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет своей
целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного
финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем таких
детей. Следовательно, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения
жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так
же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для
отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма
специализированного жилого помещения.
Ссылки в жалобе
возможность получения истцом ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем)
жилого помещения основанием к отмене решения суда не являются, так как выплата
такой компенсации не освобождает ответчика от выполнения обязательства по обеспечению Казакова Р.М. специализированным
жильем.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Барышского
городского суда Ульяновской области от 11 декабря 2015 года, а апелляционную
жалобу Министерства строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: