Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Жилье ребенку-сироте
Документ от 16.02.2016, опубликован на сайте 04.03.2016 под номером 57309, 2-я гражданская, О признании незаконным бездействие по своевременному обеспечению специализрованным благоустроенным жилым помещением специализированного жилизного фонда по договору найма специаазированного жилого помещения и возложении обязанности обеспечить специалазированным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г. Барыше Ульяновской области, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С УД

 

Судья Челбаева Е.С.                                                                     Дело № 33-966/2016 г.

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                         16 февраля 2016 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Фоминой В.А.,

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 11 декабря 2015 года, по которому постановлено:

 

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  по своевременному обеспечению Казакова Р*** М***а  специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. 

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  обеспечить Казакова Р*** М*** специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенным в г.Б*** У*** области.

В удовлетворении иска, предъявленного к Управлению образования МО «Барышский район», прокурору Барышского района отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Барышского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Казакова Р.М. к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Управлению образования МО «Барышский район» о признании незаконным бездействия по своевременному обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда. В обоснование иска указал, что Казаков Р.М., 1997 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: его  мать - Г*** (Т***) А.Д. решением Барышского городского суда от ***.2009  лишена в отношении истца родительских прав, отец К*** М.Р., умер ***.2007. Казаков Р.М. закрепленного жилого помещения не имеет, собственником либо нанимателем объектов недвижимости не является. Казаков Р.М. включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда У*** области, обращался с заявлением о предоставлении специализированного жилого помещения в г. Б*** У*** области в уполномоченный орган, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. Просил признать бездействие ответчиков незаконным и обязать предоставить Казакову М.Р. специализированное жилье по договору найма специализированного жилого помещения.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области просит  отменить  решение суда.  В жалобе ссылается на то, что Казаков Р.М. не обеспечен жилым помещением по причине отсутствия квартир в специализированном жилищном фонде У*** области. В 2013 г. приобретено 18 квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Б***. В 2014 г. заключены государственные контракты на приобретение девяти квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в г.Б***. 14.10.2014  принято постановление Правительства Ульяновской области в соответствии с которым Казаков Р.М. может обратиться в Министерство с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения в размере *** руб. Полагает, что Казаков Р.М. не имеет первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма, так как в Список детей-сирот на получение жилого помещения включено 1300 человек.

Из материалов дела следует, что Казаков Р.М., 1997 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: его  мать - Г*** (Т***) А.Д. решением Барышского городского суда от ***.2009  лишена в отношении истца родительских прав, отец К*** М.Р. умер ***2007.

Казаков Р.М. закрепленного жилого помещения не имеет, собственником либо нанимателем объектов недвижимости не является.

***.2014 Казаков Р.М. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда У*** области, обращался с заявлением о предоставлении жилого помещения в городе Б*** У*** области в уполномоченный орган. Однако жилье ему не предоставлено, в связи с чем прокурор Барышского района Ульяновской области  обратился в суд в защиту его интересов с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  прокурора в интересах Казакова Р.М.,   не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996  № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 указанного Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 поименованного Закона.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном учреждении.

При этом ни ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

В соответствии с ч.2 ст. 4 Закона Ульяновской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» от 21.12.2012 № 200-ЗО дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями по их выбору: 1) по месту их выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области; 2) по месту окончания пребывания в образовательной организации или иной организации, в том числе в учреждении социального обслуживания населения; 3) по месту трудоустройства по окончании пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории Ульяновской области; 4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной или патронатной семье; 5) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в случае признания невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.

Поскольку Казаков Р.М., относящийся к кругу лиц, подлежащих льготному обеспечению жильем, достиг возраста 18 лет, жилья на праве собственности либо по договору социального найма не имеет, суд пришел к правильному выводу о том, что он подлежит обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании по месту  его проживания.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

Доводы, приведенные Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно отсутствия жилья на территории муниципального образования и наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь отмену решения суда.

Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем таких детей. Следовательно, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Ссылки в жалобе возможность получения истцом ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения основанием к отмене решения суда не являются, так как выплата такой компенсации не освобождает ответчика от выполнения обязательства по  обеспечению Казакова Р.М. специализированным жильем.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Барышского городского суда Ульяновской области от 11 декабря 2015 года, а апелляционную жалобу  Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: