Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении детей местами в д/с
Документ от 26.01.2016, опубликован на сайте 05.02.2016 под номером 56969, 2-я гражданская, о возложении обязанности по принятию мер к открытию дополнительных мест в МДОУ р.п. Николаевка для детей, рожденных в 2011-2013 гг, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Янина И.В.                                     Дело № 33-414/2016 (№ 33-6017/2015)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                            26 января  2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Королёвой А.В.,

судей Васильевой Е.В. и  Трифоновой Т.П.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 11 ноября 2015 года, которым постановлено:

 

Исковые требования прокурора Николаевского района Ульяновской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Николаевский  район» Ульяновской области, Совет депутатов муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области, Управление образования администрации муниципального образования «Николаевский  район» Ульяновской области принять меры к открытию дополнительных мест в муниципальных дошкольных  образовательных учреждениях в р.п. Николаевка для обеспечения местами детей, состоящих на учете на их получение.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора Колгановой Е.А., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Николаевского района Ульяновской области обратился в суд с  иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просил обязать  администрацию муниципального образования «Николаевский  район» Ульяновской области, Совет депутатов муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области, Управление образования администрации муниципального образования «Николаевский  район» Ульяновской области принять меры к открытию в Николаевском районе 48 дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях р.п. Николаевка для обеспечения местами детей, рожденных в 2011, 2012, 2013 годах, состоящих на учете на их получение.

В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства в сфере обеспечения прав и законных интересов детей на доступное бесплатное дошкольное образование прокуратурой установлено, что по состоянию на 01.09.2015 на учете в Управлении образования администрации муниципального образования «Николаевский  район» Ульяновской области в качестве нуждающихся в получении мест в детских садах р.п. Николаевка состоит 48 детей в возрасте от 2 до 7 лет, в том числе: в возрасте от 3 до 7 лет – 11 человек и в возрасте от 2 до 3 лет – 37 человек, с желаемой датой получения места в детском саду 01.09.2015. Учредителем данных муниципальных дошкольных образовательных учреждений является администрация муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области, функции и полномочия собственника учредителя осуществляет Управление образования администрации муниципального образования  «Николаевский район» Ульяновской области.

Согласно Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального  закона  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» каждый имеет право на образование, государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Государственная политика в интересах детей является приоритетной  и основана на поддержке семьи в целях обеспечения  воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки  их к полноценной жизни в обществе. Очередность поступления детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения не соответствует потребностям населения р.п. Николаевка, что свидетельствует о необходимости создания дополнительных групп для детей либо строительства новых дошкольных учреждений. Для открытия дополнительных мест в дошкольных учреждениях необходимо внести соответствующие изменения в бюджет района для обеспечения финансирования вышеуказанных мероприятий. Утверждение бюджета района в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к исключительной компетенции Совета депутатов Николаевского района.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования  «Николаевский район» Ульяновской области просит отменить принятое по делу решение. Указывает, что меры к открытию дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях р.п. Николаевка принимались ответчиками и до обращения прокурора в суд с настоящим иском, что доказано в ходе рассмотрения дела. В районе успешно реализуется муниципальная целевая программа «Модернизация системы дошкольного образования», строится дополнительный корпус Николаевского детского сада «Солнышко» на 50 мест. Прокурором не предоставлены доказательства,  свидетельствующие о необходимости предоставления мест именно в данный период. Также в решении суда не указано, какие конкретные меры необходимо принять ответчикам для обеспечения состоящих в очереди детей местами в дошкольных учреждениях, что делает его неисполнимым.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Николаевского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.  

Управлением образования администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором Управление образования поддерживает апелляционную жалобу администрации муниципального образования  «Николаевский район» Ульяновской области.

В заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Судебная коллегия, с учетом мнения прокурора, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ч. 3 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, возражениях относительно апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Как установлено судом, по состоянию на 11.11.2015 в очереди на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях в р.п. Николаевка Николаевского района Ульяновской области находится 34 ребенка в возрасте от 2 до 7 лет. По состоянию на дату обращения прокурора в суд с настоящим иском число таких детей было 48. Дети не обеспечены местами в детских садах ввиду отсутствия свободных мест, что подтверждаются сведениями, представленными Управлением образования МО «Николаевский район» Ульяновской области. Данное обстоятельство свидетельствует о несоответствии количества имеющихся мест в дошкольных образовательных учреждениях р.п. Николаевка потребностям населения.

Статья 43 Конституции Российской Федерации за каждым закрепляет право на образование, гарантирует общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.

Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (п. 1 ст. 4 Закона об образовании).

Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают реализацию права каждого человека на образование путем создания соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (п. 4 ст. 5 Закона об образовании) в соответствии с разграничением полномочий указанных органов в сфере образования.

Согласно п. 11 ст. 15 Федерального закона № 131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании к вопросам местного значения муниципального района отнесены вопросы организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 13 Устава муниципального образования  «Николаевский район» Ульяновской области на органы местного самоуправления Николаевского муниципального района возлагаются обязанности по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Николаевского района.

Деятельность  муниципальных дошкольных образовательных учреждений  финансируется учредителем – муниципальным образованием «Николаевский район» Ульяновской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области.

В соответствии с Положением Управления образования администрации муниципального образования «Николаевский  район» Ульяновской области, утвержденным решением Совета депутатов № 492 от 31.05.2008, одной из основных задач  Управления образования является обеспечение прав граждан на получение образования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования «Николаевский район», обеспечение развития муниципальной системы образования в соответствии с изменяющимися потребностями общества.

Согласно п. 2 ч. 10 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» утверждение бюджета муниципального образования относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Представительным органом Николаевского муниципального района является Совет депутатов муниципального образования «Николаевский район».

С учетом установленных обстоятельств, приведенных норм права, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что администрация муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области, Управление образования администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области и  Совет депутатов муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области обязаны обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями детей, состоящих на учете в Управлении образования в качестве нуждающихся в получении мест в детских садах, то есть в форме посещения муниципальных дошкольных учреждений.

Поскольку установлено, что имеет место нарушение прав детей на получение общедоступного дошкольного образования в р.п. Николаевка (существует очередь детей 2012-2013 года рождения, длительное время стоящих на учете для  предоставления места  в муниципальные  дошкольные образовательные  учреждения), суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования прокурора Николаевского района Ульяновской области.

Судебная коллегия, учитывая, что важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется Конституцией Российской Федерации, приходит к выводу о законности и обоснованности принятого по делу решения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиками предпринимаются необходимые меры к обеспечению детей местами в дошкольных образовательных учреждениях, не опровергают выводы, сделанные судом первой инстанции, и не служат основанием для отмены принятого по делу решения.

Ссылку в жалобе на то, что судом не указано, какие конкретные меры должны быть приняты ответчиками для обеспечения стоящих в очереди детей местами в детских садах, судебная коллегия считает несостоятельной, поскольку из решения объективно усматривается, что ответчикам для устранения нарушения прав детей на получение дошкольного образования необходимо совершить ряд действий, предусмотренных действующим законодательством, положения которого приведены как в решении суда, так и в настоящем апелляционном определении.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке исследованных судом доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.

Оспариваемое решение является правильным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 11 ноября  2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования  «Николаевский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи