Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Решение
Документ от 22.10.2015, опубликован на сайте 01.02.2016 под номером 56896, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № ***

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

22 октября 2015 года                                                            город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Годуновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Герасимова С*** А*** о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на основании установления в отношении него рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

 

Герасимов С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра») о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка площадью 4104 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, на основании установления в отношении него рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 года.

Требования мотивированы тем, что Герасимов С.А. является собственником здания площадью 2645,9 кв.м, расположенного на спорном земельном участке, и в  соответствии со ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации имеет исключительное право на выкуп земельного участка.

Спорный земельный участок находится в федеральной собственности, его кадастровая стоимость составляет ***.

В соответствии со ст. 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого участка без проведения торгов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2015 года № 279, цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости.

Согласно отчету оценщика ООО «Финансово-промышленная компания» К*** В.И. от 17 марта 2015 года рыночная стоимость участка по состоянию на 01 января 2011 года составляет ***.

Экспертным заключением № *** общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» подтверждено соответствие отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.

В соответствии со статьей 24.18 названного Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (Управление Росреестра по Ульяновской области), Правительство Ульяновской области, Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, администрация города Ульяновска, Территориальное управление Росимущества в Ульяновской области.

В судебном заседании представитель Герасимова С.А. Лютиков А.А. заявление поддержал, дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в иске. Просил определить кадастровую стоимость участка равной его рыночной стоимости, указанной в заключении ФБУ Ульяновской лаборатории судебной экспертизы, - ***.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» Гаспарян М.М. не оспаривала право административного истца на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, а также заключение судебной экспертизы. Просила учесть, что ФГБУ «ФКП Росреестра» прав и законных интересов административного истца не нарушало.

Представитель Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области Гафурова А.К., не оспаривая заключение проведенной по делу экспертизы, просила в удовлетворении иска отказать, поскольку представляемое ею учреждение прав административного истца также не нарушало.

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области Логинова А.М. возражала против удовлетворения требований административного истца к Управлению, интересы которого она представляет.

Администрация города Ульяновска в отзыве просила отказать в удовлетворении требований.

Правительство Ульяновской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области отзыв на иск не представили, заявление о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей не подали.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание административного истца и представителей Правительства Ульяновской области, администрации города Ульяновска, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п. 1, пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с пп. 2 ст. 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Согласно п. 2 Правил определения цены земельного участка, находящего в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2015 года № 279, цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил.

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона
от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 24.20 названного Федерального закона в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Материалами дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером *** площадью 4104 кв.м. расположенный по адресу: ***, относится к числу объектов федеральной собственности.

Герасимов С.А. является собственником здания учебно-курсового комбината, расположенного по указанному выше адресу на спорном земельном участке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23 марта 2011 года.

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области
от 18 января 2012 года №21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области» по состоянию на 1 января 2011 года кадастровая стоимость названного земельного участка *** что подтверждается кадастровой справкой.

Заявление Герасимова С.А. от 25 мая 2015 года о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** на основании отчета оценщика ООО «Финансово-промышленная компания» К*** В.И. об оценке рыночной стоимости земельного участка решением от 19 июня 2015 года комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости отклонено.

Поскольку в обоснование отклонения заявления Герасимова С.А. было указано на нарушение оценщиком ст. 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п.п. 11, 20, 22 федерального стандарта оценки № 7, п. 4 федерального стандарта оценки № 3, в том числе по причине неправильного выбора аналогов, в связи с чем положения отчета об оценке вызывали у суда неясности, по делу была назначена экспертиза. Производство экспертизы, проведение которой представитель административного истца считал необходимым, было поручено ФБУ Ульяновской лаборатории судебной экспертизы.

Согласно заключению № *** от 14 октября 2015 года названного экспертного учреждения, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 1 января 2011 года составляла ***.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные по результатам такого исследования выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания сомневаться в правильности заключения, равно как в беспристрастности и объективности эксперта, у суда отсутствуют. Доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, чем та, что указана в заключении ФБУ Ульяновской лаборатории судебной экспертизы, суду не представлено. Представителями административного ответчика и заинтересованных лиц заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью
4104 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости в размере ***. является правомерным и подлежащим удовлетворению.

Разрешая вопрос о возмещении расходов по производству экспертизы, судом учитывается следующее.

Определением от 14 сентября 2015 года расходы по производству экспертизы были возложены на административного истца Герасимова С.А.

Как следует из представленной ФБУ Ульяновской лабораторией судебной экспертизы сметы, стоимость экспертных затрат составила ***., затраты административным истцом не возмещены.

Принимая во внимание, что разрешение дела об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости направлено на определение экономически обоснованной стоимости объекта оценки и не предполагает опровержение достоверности кадастровой стоимости, а также наличие спора о праве административного истца на пересмотр кадастровой стоимости, расходы ФБУ Ульяновской лаборатории судебной экспертизы по производству экспертизы подлежат взысканию с Герасимова С.А.

Разрешая соответствующим образом вопрос о возмещении расходов по производству экспертизы, судом учитывается, что решение суда по настоящему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика и заинтересованных лиц, не имеющих противоположных с административным истцом юридических интересов.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

Административное исковое заявление Герасимова С*** А*** о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка (обращение о чем в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости имело место 25 мая 2015 года) удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер *** общей площадью 4104 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2011 года – ***.

Взыскать с Герасимова С*** А*** расходы по производству экспертизы в пользу федерального бюджетного учреждения Ульяновской лаборатории судебной экспертизы – ***.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                           Е.Н. Герасимова