Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О предоставлении жилья
Документ от 12.01.2016, опубликован на сайте 02.02.2016 под номером 56834, 2-я гражданская, О признании права на представление жилого помещения вне очереди, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Агафонов С.Н.                                                                                Дело № 33-12/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                            12 января 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Бочковой Г*** И*** на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 07 октября 2015 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Бочковой Г*** И*** к администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, органу опеки и попечительства администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, Министерству строительства и жилищно- коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на основании статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - отказать.

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Бочковой Г.И., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Бочкова Г.И. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, органу опеки и попечительства администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на основании статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В обоснование иска указала, что она относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее отец Б*** И.Т. и мать К*** Т.В. лишены родительских прав решением Радищевского районного суда Ульяновской области от ***1983. В период с ***1985 по ***1998 она воспитывалась в О*** и находилась на полном государственном обеспечении. С 1998 года по 2001 год она обучалась в т***, проживала в общежитии. После окончания техникума в 2001 году переехала в г. Сызрань, до 2010 года проживала временно по договору найма в жилом доме №*** по ул. П***. Договор найма прекращен в связи с продажей жилого дома собственником. С 2010 года по настоящее время она зарегистрирована временно и проживает с разрешения собственника в жилом доме по адресу: г. Сызрань, ул. П***. Жилья и постоянной регистрации она не имеет. После окончания техникума в июне 2001 года она ставила вопрос об обеспечении жильем перед руководством учебного заведения. Ей разъяснили, что по имеющимся сведениям ЕГРП она обеспечена жильем, ей и брату Бочкову С.И. принадлежит квартира в жилом двухквартирном доме, а именно 39/200 доли дома общей площадью 80,21 кв.м по адресу: Ульяновская обл. р.п. Р***, права на обеспечение жильем она не имеет.

В 2014 году через отдел опеки она получила копию договора на передачу жилой площади в собственность граждан №*** от ***1999, заключенного между КУИ Администрации Радищевского района Ульяновской области и представителем РОО по охране прав детей и копию Постановления главы Администрации Радищевского района ***1995 №*** о закреплении за ней жилья. Её не поставили в известность о сделке, закрепив за ней жилье, в котором она никогда не проживала и не была зарегистрирована. Достигнув совершеннолетия, она не стала бы самостоятельно заключать договор приватизации указанного жилья, т.к. уже в то время жилье не было пригодным для проживания. Её право на включение в списки нарушено администрацией МО «Радищевский район» и представителем РОО по охране прав детей. Актом проверки пригодности жилого помещения от ***.2013 установлена непригодность квартиры для проживания. Заключением жилищной комиссии № *** от ***2013 жилье признано непригодным для проживания в результате давнего разрушения от гнили. Считала, что ни органы опеки и попечительства, ни детский дом, ни технологический техникум не выполнили возложенные на них обязательства о направлении заявления и документов для постановки её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в нарушении требований действующего законодательства

Просила признать за ней право на обеспечение жилым помещением по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Бочкова Г.И. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении ее исковых требований. При этом указывает на необоснованность вывода суда о законности закрепления за ней жилого помещения, расположенного по адресу: р.п. Р*** без акта осмотра. Считает, что судом не учтены показания свидетелей Б*** Л.С., И*** М.А. и Б*** С.И., которые подтвердили, что на момент заключения договора приватизации ***.1999 спорная квартира была ветхой. В остальном доводы жалобы аналогичны доводам искового заявления.

В возражении на апелляционную жалобу администрация МО «Радищевский район» Ульяновской области просят решение суда оставить без изменения, а жалобу Бочковой Г.И. без удовлетворения.

Представители ответчиков, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела, Бочкова Г.И., ***1982 года рождения, состояла на первичном учете в отделе опеки и попечительства Администрации МО «Радищевский район» как ребенок, оставшийся без попечения родителей, ее родители Б*** И.Т. и К*** Т.В. лишены родительских прав решением Радищевского районного суда Ульяновской области от ***1983 в отношении истицы.

В период с ***1985 по ***1998 Бочкова Г.И. воспитывалась в О***

С ***1998 по ***.2001 истица обучалась в П***(с 2000 года реорганизовано в Г***).

На основании постановления главы администрации Радищевского района №*** от ***.1995 за несовершеннолетней Бочковой Г.И. закреплена жилая площадь по адресу: р.п. Р***.

На основании договора на передачу жилой площади в собственность граждан от ***1999 данное жилое помещение было передано в собственность Бочковой Г*** И*** и Бочкова С*** И***

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ***.2000 за Бочковой Г.И. и Бочковым С.И. зарегистрировано право общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 80,21кв.м, расположенный по адресу: Ульяновская область, р.п. Р*** в размере 39/200 доли за каждым.

Согласно заключению жилищной комиссии МО «Радищевское городское поселение» №*** от ***2013 и акту проверки пригодности жилого помещения от ***2013, квартира, расположенная по адресу: Ульяновская область, р.п. Р***, для проживания не пригодна, требуется провести капитальный ремонт.

Как установлено судом первой инстанции Бочкова Г.И. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, не обращалась.

Письмом от ***2012 Министерство образования Ульяновской области разъяснило Бочковой Г.И. об отсутствии у нее права на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в связи с закреплением за ней жилого помещения, расположенного по адресу: Ульяновская область, р.п. Р*** и рекомендовало обратиться в органы местного самоуправления по месту жительства для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу, что за истицей не может быть признано право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения как лицу, относящемуся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку истица была обеспечена необходимой для проживания жилой площадью. При этом суд отметил, что после окончания учебного заведения истица не воспользовалась своим правом на вселение в закрепленное за ней жилое помещение, к тому моменту, находящееся у нее в собственности, и распорядилась им по своему усмотрению, оставив жилое помещение в пользовании других лиц.

Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции основанными на правильном толковании и применении норм материального права и соответствующими установленным судом первой инстанции обстоятельствам дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлен Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста, одним из обязательных условий предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения вне очереди являлось отсутствие у них закрепленного жилого помещения.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Статья 8 этого Закона изложена в новой редакции, которая так же предусмотрела обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений той же категории детей-сирот.

Исходя из данной нормы закона, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, исключительно до достижения ими возраста 23 лет, до достижения этого возрасту указанные лица в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Проанализировав вышеуказанные нормы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Бочкова Г.И. не приобрела право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, поскольку была обеспечена жилым помещением – являлась собственником 39/200 доли жилого дома общей площадью 80,21кв.м, расположенного по адресу: Ульяновская область, р.п. Р***

Судебная коллегия соглашается с данным выводом, поскольку он соответствует установленным обстоятельствам и нормам действующего жилищного законодательства.

Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, показания свидетелей, обоснованно отклонил доводы истицы о том, что в 1999 году в порядке приватизации ей было передано жилое помещение, непригодное для проживания. Доказательств, свидетельствующих о непригодности для проживания вышеуказанного жилого помещения, истицей не представлено, договор на передачу жилой площади в собственность граждан от ***1999 ею не оспорен. Заключение жилищной комиссии МО «Радищевское городское поселение» №*** от ***.2013 о непригодности для проживания квартиры, расположенной по адресу: Ульяновская область, р.п. Р***, не свидетельствует о ее непригодности на момент заключения договора на передачу жилой площади в собственность граждан от ***1999.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе истицы, не могут повлечь за собой отмену обжалуемого решения, поскольку аналогичны доводам, приведенным в обоснование иска, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в постановленном решении.

С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 07 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Бочковой Г*** И*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                Судьи