УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Зотова Л.И. Дело № 33- 49/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е
Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
19 января 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Чурбановой
Е.В., Казаковой М.В.
при секретаре Берхеевой Г.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Кадерлеева М*** Б***
на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 23 октября 2015
года, по которому постановлено:
Исковые требования Кадерлеева М*** Б*** к Управлению Пенсионного фонда
Российской Федерации (государственному
учреждению) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области об отмене
решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного
учреждения) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области от 12.05.2015
года № ***, и решения от 17.09.2015 года
№ *** о внесении дополнения в ранее принятое решение от 12.05.2015 года
№ *** об отказе Кадерлееву М*** Б*** в назначении досрочной трудовой пенсии по
старости, о возложении обязанности засчитать периоды его работы: с 03.01.1981 года по 01.06.1984 года в качестве
*** в «***; с 01.06.1984 года по
01.04.1987 года в качестве *** и с 01.04.1987 года по 01.01.1990 года в качестве
***; с
01.01.1990 по 01.02.1991 года в
качестве ***; с 01.02.1991 года по 15.04.1992 года в качестве ***; с 15.04.1992
года по 10.08.1993 года в качестве ***, а также период работы с 25.04.1995 года
по 30.04.2003 года (в календарном исчислении) в качестве *** и назначении пенсии с 27 декабря 2012 года
оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца
Кадерлеева М.Б., его представителя Назаровой Е.В., поддержавших доводы
апелляционной жалобы и полагавших решение суда не законным и не обоснованным, подлежащим
отмене, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Кадерлеев М. Б. обратился
в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственному учреждению) в городе Барыше и Барышском районе Ульяновской
области об отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по
старости, о возложении обязанности засчитать периоды работы в стаж для
назначения досрочной пенсии и назначить
досрочную трудовую пенсию по старости.
В обоснование иска указал, что он обратился в УПФ с заявлением
о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании ст.ст. 30,31 ФЗ «О страховых
пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, в связи с работой в тяжелых условиях труда и
работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Решением комиссии
по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 12 мая 2015 года
ему было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием
необходимого льготного стажа.
При этом в специальный трудовой стаж не был включен
период работы: с 03.01.1981 по
01.06.1984 года в качестве ***; с
01.06.1984 по 01.04.1987 в качестве катководителя 4 разряда и с 01.04.1987 по 01.01.1990
в качестве ***; с 01.01.1990 по 01.02.1991 в качестве ***; с
01.02.1991 по 15.04.1992 в качестве ***; с 15.04.1992 по 10.08.1993
в качестве ***, а всего 11 лет
03 месяца 10 дней.
Решение в этой части считает незаконным.
Кроме того, ответчик
необоснованно не включил в его специальный стаж период работы с 25.04.1995 по 30.04.2003 - в качестве *** в местностях приравненных к
районам Крайнего Севера. Поскольку истец наряду с работой в районах Крайнего
Севера имел стаж работы с тяжелыми условиями труда, которые суммируются при исчислении
специального стажа, дающего право на начисление досрочной трудовой пенсии по старости, считал, что должен быть
произведен подсчет всех вышеназванных периодов.
С учетом уточненных исковых требований просил отменить
решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного
учреждения) в городе Барыше и Барышском районе Ульяновской области от
12.05.2015 № ***, и решение от
17.09.2015 № *** о внесении дополнения
в ранее принятое решение от 12.05.2015 №
*** об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и возложить на
ответчика обязанность засчитать периоды
работы: с 03.01.1981 по 01.06.1984
в качестве ***; с 01.06.1984 по 01.04.1987
в качестве *** и с
01.04.1987 по 01.01.1990 в качестве ***; с
01.01.1990 по 01.02.1991 в качестве ***; с 01.02.1991 по 15.04.1992 в качестве ***; с 15.04.1992 по 10.08.1993
в качестве ***, а также период работы с 25.04.1995 по 30.04.2003
в качестве *** для назначения пенсии по старости, в связи с тяжелыми
условиями труда и назначить пенсию с 27
декабря 2012 года.
Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное
решение.
В апелляционной жалобе Кадерлеев М.Б.не соглашается с
решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении
его исковых требований. При этом указывает, что в решении суда не изложены
показания супруги истца, допрошенной в качестве свидетеля, которая подтвердила
вредность условий его труда. Считает, что суд необоснованно применил закон, не
подлежащий применению, а именно п.3 ст.13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2011 (в ред.
02.07.2013). Полагает, что его вины в невозможности предоставлении иных документов,
кроме трудовой книжки нет, поскольку
сведения работодателем в архив переданы не были. По мнению автора жалобы, поскольку ответчиком
должность *** приравнена к специальности ***, то работа в качестве *** должна
быть признана как работа с тяжелыми условиями труда. Также считает, что его
право на назначение пенсии не может быть поставлено в зависимость от того
обстоятельства, что при отчислении необходимых взносов, работодатель не
поставил код льготы и не сообщил иные сведения в Пенсионный Фонд. Кроме того,
поскольку он наряду с работой в районах Крайнего Севера имел стаж работы с
тяжелыми условиями труда, которые суммируются при начислении стажа, дающего
право на начисление льготной пенсии по старости, он произвел подсчет обоих
периодов.
Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика Управления пенсионного фонда РФ в городе
Барыше и Барышском районе Ульяновской области , извещенного о месте и времени
судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе.
Из материалов дела следует, что Кадерлеев М.Б. 07.05.2015 обратился в Управление Пенсионного
фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Барыше и
Барышском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой
пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 32
Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с работой
с тяжелыми условиями труда.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации
пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе
Барыше и Барышском районе Ульяновской
области от 12.05.2015 № *** истцу было отказано в назначении указанной пенсии в
связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа. При этом, в специальный стаж истца был включен
только период его работы с 25.04.1995 по 30.04.2003 (08-00-12) в качестве *** в местностях
приравненных к районам Крайнего Севера. В пересчете года, один год работы в
местностях приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев
работы в районах Крайнего Севера, соответственно специальный стаж истца составил
06 лет 00 месяцев 09 дней.
Решением от 17.09.2015
№ *** было внесено дополнение в ранее принятое решение от 12.05.2015 № ***
об отказе во включении Кадерлееву М.Б. в льготный стаж, дающий право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6
пункта 1 статьи 32 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 года
№ 400- ФЗ следующих периодов: с 03.01.1981 года по 01.06.1984 года (03-04-29) в
качестве ***; с 02.06.1984 года по 01.02.1991 года (06-07-29) в качестве ***; с
02.02.1991 года по 10.08.1993 года (02-06-08) в качестве ***. Итого: 12 лет 07
месяцев 06 дней.
Не соглашаясь с данными решениями, Кадерлеев М.Б. обратился в суд с требованиями обязать
ответчика зачесть вышеуказанные периоды работы в должности ***, а также в
районах приравненных к районам Крайнего Севера в льготный стаж и назначить
досрочную страховую пенсию по старости с
27.12.2012.
Отказывая
удовлетворении исковых требований, суд дал верную правовую оценку
представленным письменным доказательствам и показаниям свидетелей, правильно
применил закон.
Так, разрешая исковые требовании, суд исходил из
следующего.
С
01.01.2015 вступил в законную силу Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»,
который устанавливает основания возникновения и порядок реализации права
граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В соответствии с п.1 ст.6, ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ
одним из видов страховой пенсии является страховая пенсия по старости, право на
которую имеют в том числе мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от
28.12.2013 года № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что досрочная трудовая пенсия по старости
назначается мужчинам, по достижении возраста 55 лет, если они проработали на
работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой
стаж не менее 25 лет. В случае, если указанное лицо проработало не менее половины
установленного срока и имеет необходимую продолжительность страхового стажа,
пенсия назначается с уменьшением возраста на один год за каждые 2 года и 6
месяцев такой работы.
Списки
соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и
учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по
старости в соответствии с частью 1
настоящей статьи, правила
исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при
необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды
работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего
Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ,
дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии
признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим
в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное
назначение пенсии.
Периоды
работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего
Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления,
предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период
выполнения данной работы (деятельности) (ч.2,3,4 ст.30 Федерального закона №
400-ФЗ).
В
соответствии с подпунктом "б" пункта 1
Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 при
досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах
с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий,
должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10. При этом
время выполнявшихся до 01 января 1992 года работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и
должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных
условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров
СССР от 22 августа 1956 года N 1173 (с последующими дополнениями),
засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N 2, утвержденным Постановлением
Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
Разделом 29 «Строительство зданий и
сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых,
транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и
сооружений шахт, рудников и коммуникаций» Списка N 2, утвержденного
Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173,
предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение, в том числе,:
асфальтобетонщиков (асфальтировщиков, автогудронаторщиков, битумизаторов,
варильщиков, гудронаторщиков, операторов, гудронаторов, форсунщиков); рабочих
по укладке бетона, асфальта.
Разделом 27 «Строительство, реконструкция,
техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других
объектов» Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с
вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденного Постановлением Кабинета
Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, установлено, что правом на
досрочное пенсионное обеспечение пользуются: асфальтобетонщики (позиция 2290000а-11140);
асфальтобетонщики-варильщики (позиция 2290000а-11141); машинисты смесителей
асфальтобетона передвижных (позиция 2290000а-14199); машинисты укладчиков
асфальтобетона (позиция 2290000а-14288).
Согласно записям в трудовой книжке на имя Кадерлеева М.Б.,
последний с 03.01.1981 года по 01.06.1984 года был переведен *** в соответствии
с Приказом № *** от 31.12.1980 года ***; с 01.06.1984 года по 01.04.1987 года
зачислен в *** в соответствии с Приказом № *** от 14.06.1984 года; с 01.04.1987
года по 01.01.1990 года был переведен на
новую оплату труда *** в соответствии с Приказом № *** от 28.04.1987 года; с
01.01.1990 года по 01.02.1991 года работал *** в соответствии с приказом *** от
09.01.1990 №***!% переведено *** в *** в соответствии с Приказом № *** от
25.01.1990года; 01.02.1991 года по
01.02.1991 года был уволен переводом в ***, в связи с *** в соответствии с
Приказом № *** от 18.02.1991 года; с 01.02.1991 года по 15.04.1992 года был принят *** разряда переводом *** в
соответствии с Приказом № *** от 25.02.1991 года; с 15.04.1992 года по
10.08.1993 года работал *** в соответствии с Приказом по ГТС № *** от
13.04.1992 года.
Поскольку
ни должность ***, ни должность *** не поименованы в вышеприведенных
Списках производств, работ, профессий,
должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, дающих право на
досрочное назначение страховой пенсии по старости, документальное подтверждение тождественности
данных должностей должностям *** суду не
представлено, равно как не представлено документов, подтверждающих тяжелых
характер работы истца в оспариваемые периоды, вывод суда об отсутствии правовых
оснований для включения оспариваемых периодов в льготный стаж, дающий право на
назначение досрочной страховой пенсии по старости, является правомерным.
При
этом, доводы апелляционной жалобы в части того, что суд необоснованно не принял
во внимание показания двух свидетелей, подтвердивших, что истец работал с
тяжелыми условиями труда, за что ему выдавалось молоко и предоставлялся
дополнительный отпуск, являются несостоятельными.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17.12.2001
года (в ред. от 02.07.2013 г.) при подсчете страхового стажа периоды работы на
территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона,
до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с
Федеральным законом "Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного
страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более
свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием
(землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и
восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа
работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и
по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения
и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями
свидетелей не подтверждается.
Таким
образом, законом прямо предусмотрен запрет на установление характера работы, в том числе отнесения
работы к работе с тяжелыми условиями труда, показаниями свидетелей.
Доводы
апелляционной жалобы в части того, что ответчик сам установил тождественность
должностей ***, поскольку зачел
оспариваемые периоды в общий трудовой стаж, не состоятельны.
Основанием
для включения в общий трудовой стаж достаточно надлежаще оформленной записи в
трудовой книжке о периоде работы в той или иной должности. При этом, каких-либо
обязательных требований о включении занимаемой работником должности в ЕТКС,
либо иные списки, законом не предусмотрено.
При
включении периодов работы в льготный
стаж необходимо наличие специального условия о включении должности, занимаемой работником в Списки,
утверждаемые Правительством РФ.
Таким
образом, один и тот же период работы может быть включен в общий трудовой стаж,
и не включен в специальный, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 32
Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года №
400-ФЗ, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50
лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера
либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют
страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в
районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия
устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый
календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера,
считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам,
проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая
пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона,
на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При
работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих
местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях,
приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в
районах Крайнего Севера. Таким образом, при наличии указанной продолжительности
(7 лет 6 месяцев) возраст выхода на пенсию составит- 57 лет 8 месяцев.
Из имеющихся периодов работы Кадерлееву М.Б. в стаж,
дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии
с подпунктом 6 пункта 1 статьи 32 Закона от 28.12.2013 года № 400- ФЗ
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением)
в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области был засчитан период работы:
с 25.04.1995 года по 30.04.2003 года (08-00-12) в
качестве *** в местностях приравненных к районам Крайнего Севера. С учетом
пересчета продолжительность стажа работы в у Кадерлеева М.Б. в районах Крайнего
Севера составляет: 6 лет 0 мес. 9
дней (при требуемом минимуме равном 7 годам 6 месяцам).
Исходя из приведенных выше норм, суд правомерно отказал в
удовлетворении требований истца о зачёте указанного выше периода в календарном
исчислении (08 лет 05 дней), как за работу непосредственно в районе Крайнего
Севера, поскольку истец работал в
местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
В остальной части доводы апелляционной жалобы сводятся к
иной оценке доказательств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает,
а потому данные доводы основанием к отмене судебного решения не являются.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Барышского
городского суда Ульяновской области от 23 октября 2015 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Кадерлеева
М*** Б*** - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: