УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Шакурова Н.К. Дело № 33- 5745/2015
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е
Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
19 января 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Фоминой В.А. и
Чурбановой Е.В.
с участием прокурора Колгановой Е.А.
при секретаре Дубровиной Л.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 29 октября 2015
года, по которому
постановлено:
Уточненные исковые требования прокурора Карсунского района,
в интересах Гришиной А*** А***, к Министерству строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании
незаконным бездействия, возложении обязанности по обеспечению
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения
удовлетворить.
Бездействие Министерства строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по
своевременному обеспечению Гришиной А*** А***, *** года рождения,
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
расположенным в р.п. Карсун Карсунского района Ульяновской области, признать
незаконным.
Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Гришину А*** А***, ***
года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения, расположенным в р.п. Карсун Карсунского района Ульяновской
области.
Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., заключение прокурора Колгановой
Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Карсунского района обратился в суд с иском, в
интересах Гришиной А.А. к Министерству строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области,
отделу опеки и попечительства МКУ «Управление образования администрации МО
«Карсунский район» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности
по обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой
проверки было установлено, что Гришина А.А., *** года рождения, относится к
числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и закрепленного
жилого помещения не имеет. Мать, С*** B.JL, решением Карсунского районного суда
Ульяновской области от ***2011 лишена родительских прав. В настоящее время
Гришина А.А. зарегистрирована по адресу: Ульяновская область, К*** в жилом
помещении, которое ей на праве собственности не принадлежит. Согласно справкам,
представленным Карсунским отделом Управления Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Карсунским филиалом
Ульяновского областного государственного унитарного предприятия «Бюро
технической инвентаризации» Гришина А.А. собственником объектов недвижимости не
является, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые
подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного
жилищного фонда Ульяновской области она включена ***.2014, однако до
сегодняшнего дня жилое помещение ей не предоставлено.
С учетом уточненных исковых требований просил обязать
Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области обеспечить Гришину А.А. специализированным благоустроенным
жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения в р.п. Карсун Ульяновской области.
Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное
решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается
с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что
жилое помещение не представлено по причине отсутствия в специализированном
государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает,
что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения
специализированного жилищного фонда по договору социального найма, нарушает
права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени
рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на
основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение
дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе.
Согласно материалам дела, Гришина А.А.,*** года рождения
относится к числу детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Координационного совета по защите прав и интересов
несовершеннолетних детей при Министерстве здравоохранения и социального
развития Ульяновской области от ***2014 истица включена в Список детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями. Однако жилье истице не предоставлено.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд
первой инстанции пришел к выводу о том, что обеспечение Гришиной А.А. благоустроенным
жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения должно
осуществляться независимо от времени постановки на очередь.
С выводом суда первой инстанции судебная коллегия
соглашается по следующим основаниям.
Согласно части 1
статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление
жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по
договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8
Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей" (в редакции Федерального закона
от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не
являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их
проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого
находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном
законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно
предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом
пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае
приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В
случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации,
жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом
пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует
список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1
статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом
пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет.
Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых
помещений в соответствии с названным пунктом 1
является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1,
3).
Таким образом, как следует из содержания приведенных
правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия
предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых
помещений лицам, указанным в абзаце первом
пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8
Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона
не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия
предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого
помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3
статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование
списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом
субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление
жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с
какой-либо очередностью.
Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в
список для получения жилья на тех же основаниях, что истица, не может служить
поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не
ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия
или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка
очередности лиц равной категории.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели
обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной
категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого
помещения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда,
были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их
отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Карсунского
районного суда Ульяновской области от 29 октября 2015 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Министерства
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: