Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Приговор за незаконное хранение психотропных веществ признан законным и обоснованным
Документ от 13.01.2016, опубликован на сайте 18.01.2016 под номером 56655, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 228.1 ч.4 п. г; ст. 30 ч.3, ст. 228.1 ч.3 п. п. а,б; ст. 228 ч.2, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья ***                                                               Дело № 22-28/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                 13 января 2016 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Кабанова В.А.,  

судей Старостина Д.С. и Геруса М.П.,

при секретаре Устимовой Ю.Е.,                    

с участием прокурора Леванова О.В.,                

адвоката Сысоева В.К.,                            

осужденного Кононова В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционному представлению государственного обвинителя Леванова О.В. на приговор Заволжского районного суда г. Ульяновска от 23 ноября 2015 года, которым

 

КОНОНОВ В*** В***,

*** несудимый,

 

осужден по ч. 2 ст. 228 Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде лишения свободы на срок 3 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Срок наказания постановлено исчислять с 23 ноября 2015 года.

Зачтено в срок отбытия наказания время нахождения Кононова В.В. под стражей с  10 мая 2015 года по 22 ноября 2015 года.

***

Мера пресечения до вступления приговора в законную силу в отношении Кононова В.В. оставлена без изменения – в виде заключения под стражу, с содержанием его в ФКУ СИЗО-*** УФСИН России по Ульяновской области.

Решен вопрос о вещественных доказательствах.

Заслушав доклад судьи Старостина Д.С., выступления участников процесса,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Кононов В.В. осужден за незаконное хранение без цели сбыта психотропных веществ, совершенное в крупном размере. Преступление совершено в З*** районе г. Ульяновска при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.

Этим же приговором суда Кононов В.В. оправдан по обвинению в незаконном производстве психотропных веществ, совершенном группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере, а также в покушении на незаконный сбыт психотропных веществ, совершенный группой лиц по предварительному сговору, в значительном размере.

 

В апелляционном представлении государственный обвинитель Леванов О.В. считает приговор незаконным и необоснованным, мотивируя тем, что выводы суда в части оправдания Кононова В.В. не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В приговоре указывается на то, что обвинение в этой части основано лишь на предположительных показаниях сотрудников УФСКН России по Ульяновской области и не подтверждается другими доказательствами, тогда как суд не указал, по каким основаниям принял одни доказательства и отверг другие, не дал оценки показаниям ряда свидетелей, в том числе об алиби Кононова В.В. Вместе с тем совокупность исследованных судом доказательств в полном объеме подтверждает предъявленное Кононову В.В. обвинение, о чем свидетельствуют показания свидетелей Д***а Е.В., Ш***на А.В., О***на М.В., В***ва М.В., Б***ва Д.А., Ч***го М.М., результаты оперативно-розыскных мероприятий, в том числе негласная аудиовидеозапись в отношении Б***на Н.Н., подтвердившего факты изготовления Кононовым В.В. ***, оценка чему судом также не дана. Судом не сделано выводов о том, по каким основаниям он положил в основу приговора показания Ч***го М.М., данные им в судебном заседании, и отверг показания, данные этим же свидетелем в ходе предварительного следствия, тогда как показания на предварительном следствии согласуются с результатами прослушивания телефонных переговоров Кононова В.В. Виновность Кононова В.В. в производстве *** подверждается результатами обыска по месту его жительства, где были обнаружены предметы и вещества, которые, как это следует из выводов экспертизы, могли быть использованы в качестве реагентов при синтезе психотропного вещества. Причастность к производству *** подтверждается и заключением дактилоскопической экспертизы о принадлежности Кононову В.В. отпечатков пальцев рук на бутылке, обнаруженной в ходе обыска. Выдвинутая Кононовым В.В. в судебном заседании версия о нахождении его в момент инкриминированного покушения на сбыт психотропных веществ в другом месте, нежели чем то, о котором указано в обвинении, подтвержденная свидетелем Н***м И.Г., судом оценена не была, как не были приведены в приговоре и оценены показания Н***ва И.Г. Вместе с тем данной версии суду следовало дать критическую оценку. Учитывая, что исследованными доказательствами обвинение полностью подтверждено, необоснованным является и исключение судом из объема предъявленного обвинения незаконного хранения Кононовым В.В. в принадлежащих ему надворных постройках психотропного вещества массой 1,122 грамма. Просит приговор отменить и передать уголовное дело на новое судебное разбирательство в суд первой инстанции.

 

В возражениях на апелляционное представление адвокат Сысоев В.К. считает приговор в отношении Кононова В.В. законным, обоснованным и справедливым, а апелляционное представление не подлежащим удовлетворению, поскольку доводы о виновности в производстве психотропных веществ и покушении на сбыт психотропных веществ носят предположительный характер, показания сотрудников правоохранительных органов, а также результаты оперативно-розыскных мероприятий должны быть подтверждены объективными доказательствами. Опрос Б***а Н.Н. с применением негласной аудиовидеозаписи в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 75 Уголовно-процессуального кодекса РФ является недопустимым доказательством, поскольку у Б***а Н.Н. не было защитника, при опросе он находился под воздействием психотропных веществ, не подтвердил результаты опроса в судебном заседании. Результаты прослушивания телефонных переговоров не свидетельствуют о разговорах, связанных с незаконным оборотом психотропных веществ, состоялись они более чем за две недели до задержания Ч***го М.М., Кононова В.В. и Б***а Н.Н. Наличие отпечатков пальцев, принадлежащих Кононову В.В., на бутылке, обнаруженной в ходе обыска, является недостаточным для вывода о его причастности к производству психотропных веществ, он их мог оставить при уборке помещений. Кроме этого, учитывая показания эксперта З***ой Г.В., приспособлений для производства ***, в частности «холодильника» и «нагревательного элемента», без которых соответствующая химическая реакция невозможна, обнаружено не было. Данные о местонахождении мобильного телефона не опровергают версию Кононова о его нахождении в ином месте в момент получения Ч***м *** от другого лица, точного местоположения Кононова эти сведения не содержат. Просит приговор оставить без изменения, а апелляционное представление – без изменения. 

 

В судебном заседании апелляционной инстанции:

- прокурор Леванов О.В. поддержал доводы апелляционного представления, просил об отмене приговора;

- осужденный Кононов В.В. и адвокат Сысоев В.К. возражали против доводов апелляционного представления, просили приговор оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав выступления сторон, судебная коллегия находит приговор суда законным, обоснованным и  справедливым.

Обстоятельства совершенного осужденным преступления судом первой инстанции установлены полно. Выводы суда о виновности осужденного в незаконном хранении без цели сбыта психотропных веществ, совершенном в крупном размере, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым суд в соответствии со статьей 88 УПК РФ дал в приговоре надлежащую оценку.

Виновность осужденного Кононова В.В. в незаконном хранении без цели сбыта психотропных веществ, совершенном в крупном размере, объективно подтверждается как его признательными показаниями, данными в судебном заседании, так и показаниями свидетелей Д***а Е.В., К***ва К.А. и О***на М.В., проводившими оперативно-розыскные мероприятия в отношении Кононова В.В., в ходе которых он был задержан у дома № *** по ул. В*** М*** г. Ульяновска, в ходе его личного досмотра было обнаружено и изъято психотропное вещество *** массой 3,58 гр., что установлено справкой об исследовании изъятого вещества и заключением эксперта.

О законности и обоснованности личного досмотра Кононова В.В. свидетельствуют перечисленные в приговоре результаты оперативно-розыскных мероприятий, показания свидетеля Е***ва М.М., участвовавшего в ходе личного досмотра осужденного в качестве понятого, а также в целом содержание протокола личного досмотра, протокола осмотра психотропных средств.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.10.2012 г. № 1002 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации» *** входит в Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен. Крупным размером является масса указанного вещества свыше 1 г.

На основании тщательно исследованных и проанализированных доказательств суд сделал правильный вывод о виновности Кононова В.В. и верно квалифицировал его действия согласно установленным по делу фактическим обстоятельствам совершенного преступления по части 2 статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации - незаконное хранение без цели сбыта психотропных веществ, совершенное в крупном размере.

Судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционного представления о необоснованности оправдания Кононова В.В. по предъявленному обвинению в совершении преступлений, предусмотренных п. «г» ч. 4 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30, пп. «а», «б» ч. 3 ст. 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также исключения из объема обвинения незаконного хранения психотропного вещества в размере массой 1,122 г., обнаруженного в ходе обыска жилища Кононова В.В.

Выводы суда в обоснование принятого решения в данной части, вопреки доводам апелляционного представления, основаны на тщательной оценке исследованных в судебном заседании доказательств.

Показания оперативных сотрудников УФСКН сами по себе не являются достаточными в целях установления инкриминируемых Кононову В.В. преступлений, связанных с незаконным производством психотропных веществ, а также с покушением на незаконный сбыт психотропных веществ, учитывая, что другой совокупности объективных и достоверных доказательств этого суду не представлено.

Так, Кононов В.В. как в ходе предварительного следствия, так и в судебном заседании отрицал свою причастность к данным преступлениям, последовательно показывая, что обнаруженные в ходе обыска на втором этаже мастерской предметы и психотропные вещества, принадлежат Б***ну Н.Н., арендовавшему у него данное помещение. Ч***му М.М., вопреки предъявленному обвинению, он психотропное вещество не сбывал, не вел каких-либо разговоров с Б***ым Н.Н. и Ч***м М.М., связанных с незаконным оборотом психотропных веществ.

Эти доводы Кононова В.В. стороной обвинения не опровергнуты.

Оценив свидетельские показания оперативных сотрудников, суд сделал правильный вывод о предположительности их показаний в части причастности Кононова В.В. к покушению на сбыт психотропных веществ, обоснованно учел также и то обстоятельство, что наблюдение осуществлялось из-за металлического забора, то есть в условиях ограниченного обзора, при этом фотовидеофиксации, результаты которой могли подтвердить участие Кононова В.В. в преступлении, не осуществлялось.

Результаты оперативно-розыскных мероприятий «прослушивание телефонных переговоров» не позволяют констатировать неопровержимый вывод об общении Кононова В.В. с другими лицами, в том числе с Б***м Н.Н. и Ч***м М.М., именно по вопросам, связанным с незаконным оборотом психотропных веществ. При этом результаты прослушивания телефонных переговоров, приводимые в апелляционном представлении, не относятся ко времени инкриминируемых преступлений, зафиксированы задолго до этого.

В материалах дела отсутствует достаточная совокупность допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о совершении Кононовым В.В. каких-либо действий, связанных с производством психотропных веществ, а также о наличии у него умысла на их сбыт.

Суд пришел к верному выводу о том, что результаты негласного опроса оперативным сотрудником Б***на Н.Н., которому также предъявлено аналогичное обвинение, о причастности Кононова В.В. к производству психотропных веществ, являются в силу требований п. 1 ч. 2 ст. 75 Уголовно-процессуального кодекса РФ недопустимым доказательством, они не могут подменять собой допрос в качестве подозреваемого либо обвиняемого.

Экспертные исследования, а также показания эксперта З***ой Г.В., согласно которым изъятые в ходе обыска предметы и вещества могли быть использованы при синтезе психотропного вещества, также с достоверностью не свидетельствуют о производстве психотропных средств Кононовым В.В., учитывая также, что доступ в помещение имели также другие лица, а отпечатки пальцев на обнаруженной в ходе обыска бутылке он мог оставить в ходе уборки помещения.

Оснований для признания достоверными показаний свидетеля Ч***го М.М., данных им в ходе предварительного следствия, о причастности к производству и сбыту психотропных веществ Кононова В.В. у суда, вопреки доводам апелляционного представления, не имелось, поскольку в своих первоначальных показаниях Ч***ий М.М. об этом не указывал, показывая, что психотропное вещество сбыло ему другое лицо, что он также подтвердил в судебном заседании.

Доводы же апелляционного представления о том, что судом не дана критическая оценка выдвинутой Кононовым В.В. версии о нахождении его в момент инкриминированного покушения на сбыт психотропных веществ в другом месте, а также показаниям свидетеля Н***ва И.Г., подтвердившего данную версию, не свидетельствуют о необоснованности оправдания Кононова В.В., поскольку эти обстоятельства в совокупности с показаниями свидетеля Н***ва И.Г. вызывают неустранимые сомнения в виновности Кононова В.В.

Оснований для признания приговора незаконным в части оправдания Кононова В.В. в связи с тем, что в приговоре не приведены показания свидетеля Н***ва И.Г. и им не дана оценка, судебная коллегия не находит.

В целом же оценка доказательств в их совокупности по правилам статьи 88 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации позволила суду первой инстанции прийти к обоснованным выводу о непричастности Кононова В.В. к производству психотропных веществ и покушению на их сбыт.

Выводы суда являются обоснованными и мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона. Все обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе доводы защиты и обвинения, приведенные в обоснование своей позиции по делу, были всесторонне исследованы и проанализированы судом.

Судебное разбирательство по настоящему уголовному делу проведено всесторонне, полно и объективно. Из протокола судебного заседания следует, что в судебном заседании было обеспечено равенство прав сторон, которым суд создал необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела, обвинительного уклона допущено не было. Все доказательства исследованы судом по инициативе сторон, заявленные ходатайства разрешены в установленном законом порядке.

Подлежащие доказыванию обстоятельства, предусмотренные статьей 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, установлены и в приговоре изложены правильно. Приговор постановлен в соответствии с требованиями главы 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений положений статьи 307 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не допущено, доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, квалификация действий осужденного Кононова В.В. мотивирована.

Осужденному Кононову В.В. назначено справедливое, соответствующее требованиям статей 6 и 60 Уголовного кодекса Российской Федерации, наказание.

Так, при назначении Кононову В.В. наказания судом были учтены характер и степень общественной опасности совершенного преступления, влияние наказания на его исправление и условия жизни его семьи, сведения о личности виновного, все имеющиеся смягчающие наказание обстоятельства, перечисленные в приговоре.

Исходя из совокупности всех установленных по делу фактических обстоятельств, в том числе, связанных с событиями совершенного осужденным преступления и его личностью, судебная коллегия соглашается с мнением суда первой инстанции и полагает о недостаточности исправительного воздействия в случае назначения осужденному наказания, не связанного с реальным лишением свободы, учитывая также, что им совершено тяжкое преступление.

Выводы суда первой инстанции о необходимости назначения осужденному реального лишения свободы, а также об отсутствии возможности для применения положений части 6 статьи 15, статьей 64 и 73 Уголовного кодекса Российской Федерации в приговоре мотивированы.

Правильно суд первой инстанции определил и вид исправительного учреждения, в котором Кононову В.В. надлежит отбывать наказание в виде лишения свободы, то есть в исправительной колонии общего режима, что соответствует требованиям пункта «б» части 1 статьи 58 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, оснований для отмены приговора по доводам апелляционного представления не имеется.

Существенных нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих изменение либо отмену приговора, судебная коллегия не усматривает.

На основании вышеизложенного, и, руководствуясь статьями 389-13, 389-20, 389-28, 389-33  Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Приговор Заволжского районного суда г. Ульяновска от 23 ноября 2015 года в отношении КОНОНОВА В*** В*** оставить без изменения, а  апелляционное представление - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи