Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Осуждение по по ч.3 ст. 30 ч.1 ст. 105 и ч.1 ст. 222 УК РФ признано законным
Документ от 16.12.2015, опубликован на сайте 28.12.2015 под номером 56315, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 222 ч.1; ст. 30 ч.3, ст. 105 ч.1, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья ***                                                                 Дело № 22-2741/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                16 декабря 2015 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Кислицы М.Н.,   

судей Панкрушиной Е.Г., Грыскова А.С.,

с участием прокурора Чашленкова Д.А.,                     

осужденного Исаева К.Д. и его защитника -  адвоката  Асафьевой Е.В.,

при секретаре Кузине Д.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционным жалобам осужденного Исаева К.Д., адвоката Асафьевой Е.В. на приговор   Димитровградского городского суда Ульяновской области  от 30 октября 2015 года, которым

Исаев К*** Д***,

***, ранее судимый:

- приговором  от 15.06.2004  по ч.1 ст.222, ч.2 ст.162 УК РФ, на основании ч.3 ст.69 УК РФ к 6 годам 6 месяцам лишения свободы со штрафом в доход государства *** рублей; освобожден по отбытии срока наказания 09.09.2010,

осужден:

- по  ч.3 ст.30, ч.1 ст.105 Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде лишения свободы сроком на 10 лет с ограничением свободы сроком на 1 год 6 месяцев,;

- по ч.1 ст.222 Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде лишения свободы сроком на 3  года.

На основании ч.2 ст.69 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначено Исаеву К.Д. наказание в виде лишения свободы сроком на 11 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы сроком на 1 год 6 месяцев. Установлены ограничения: не выезжать за пределы территории муниципального образования «г.Д***», не изменять место жительства или пребывания, место работы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, возложена обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, два раза в месяц для регистрации.

Мера пресечения в отношении Исаева К.Д. в виде заключения под стражей  оставлена без изменения до вступления приговора в законную силу.

Срок наказания постановлено исчислять с 30 октября 2015 года, зачтено в срок отбытия наказания время содержания Исаева К.Д. под стражей в период с 18 марта 2015 года по 29 октября 2015 года включительно.

Постановлено взыскать с Исаева К.Д. в доход федерального бюджета в возмещение процессуальных издержек, связанных с оплатой услуг адвокатов, *** рублей.

Приговором решен вопрос о вещественных доказательствах.

Апелляционное представление отозвано прокурором в соответствии с ч.3 ст.389.8 УПК РФ.

Заслушав доклад судьи Кислицы М.Н., выступления участников процесса, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Исаев К.Д. признан  виновным в  покушении на убийство, то есть в покушении на умышленное причинение смерти другому человеку, а также в незаконных хранении и ношении огнестрельного оружия и боеприпасов. 

Преступления совершены на территории г. Д***   У*** области при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.

В апелляционной жалобе осужденный Исаев К.Д., не соглашаясь с приговором суда, обращает внимание на обстоятельства его осуждения приговором Мелекесского районного суда Ульяновской области от 15.06.2004, а также его поведение во время и после отбытия наказания. Выражает несогласие с отдельными выводами судебно-психиатрической экспертизы, не оспаривая заключение в той части, что он является психически здоровым и не нуждается в принудительном лечении. Указывает, что носил с собой оружие в целях самообороны. Считает недостоверными показания потерпевшего Т*** и свидетеля Р*** относительно обстоятельств произошедшего, а также показания указанных лиц и сотрудников полиции относительно нахождения его (Исаева К.Д.) во время совершения преступления в состоянии алкогольного опьянения. Выражает несогласие с доводами государственного обвинителя о том, что пистолет обладает большой поражающей способностью. Утверждает, что не хотел убивать Т***, а если бы у него был умысел на убийство потерпевшего, то он имел возможность реализовать его. Считает назначенное ему наказание чрезмерно суровым.

В апелляционной жалобе адвокат Асафьева Е.В., не соглашаясь с вынесенным приговором, считает, что выводы суда противоречат  фактическим обстоятельствам уголовного дела. Отмечает, что у Исаева К.Д. не было конфликтов, неприязненных отношений с Т*** Ю.М., при этом, исходя из показаний свидетелей Р*** С.И., С*** Н.В., у Исаев К.Д.  не было препятствий для лишения жизни потерпевшего, что, по мнению защитника, указывает на отсутствие у осужденного  умысла на убийство Т*** Ю.М. Полагает, что сведения о личности Исаева К.Д., участие последнего в боевых действиях, его поведение до и после произошедшего свидетельствуют о невменяемости осужденного на момент производства выстрела в потерпевшего. По мнению защитника, врачи-эксперты при производстве судебно-психиатрической экспертизы не дали полной оценки указанным обстоятельствам. Просит прекратить уголовное преследование по эпизоду причинения телесных повреждений потерпевшему Т*** Ю.М. в связи с отсутствием состава преступления в действиях Исаева К.Д. Кроме того, считает, что суд не учел в полной мере перечисленные в приговоре смягчающие наказание обстоятельства и назначил осужденному чрезмерно суровое наказание по ч.1 ст. 222 УК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных  жалоб, заслушав выступления участников процесса, судебная коллегия находит приговор суда законным, обоснованным и справедливым.

Вывод суда первой инстанции о виновности Исаева К.Д. в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.30, ч.1 ст.105, ч.1 ст.222 УК РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела, верно установленным судом на основании совокупности доказательств,  подробно приведенных в приговоре.

Так, из показаний потерпевшего Т*** Ю.М. следует, что 18.03.2015 во время обхода совместно с Р*** С.И. прессового производства он рукой указал Исаеву,  который стоял и разговаривал с С***, на часы, тем самым показывая, что смена началась. Исаев отреагировал на это очень агрессивно, вытащил из-под одежды пистолет, который вскинул на уровень его (Т***) головы. Он успел вскинуть левую руку, чтобы прикрыть голову. Исаев в это время находился от него на расстоянии около 1 метра. Раздался выстрел, он почувствовал боль, удар и упал на пол. Последующие события он помнит плохо.

Свидетель Р*** С.И.  об обстоятельствах производства Исаевым К.Д. выстрела в Т*** Ю.М. давал показания в целом аналогичные показаниям потерпевшего. Кроме того, он пояснял, что  после выстрела в Т*** ему показалось, что Исаев  стал переводить руку с пистолетом в его сторону и он убежал в туалет, закрылся там. Когда он бежал, то услышал еще один выстрел, но куда он был произведен, не видел. Исаев стал пытаться выбить дверь. В какой-то момент он ослабил удержание двери и она приоткрылась, рука Исаева с пистолетом как бы провалилась в помещение и он сумел вырвать пистолет из руки Исаева, тот достал еще один пистолет, но он сумел вырвать и его. В это время прибежали рабочие, которые схватили Исаева. Предполагает, что Исаев находился в состоянии опьянения.

В целом показания потерпевшего Т*** Ю.М., свидетеля Р*** С.И. последовательные, согласуются между собой, а также с показаниями свидетелей К*** С.Е., И*** Н.С., Г*** А.К., Г*** В.Б., Д*** О.Ю., И*** Ф.Ф. Обстоятельств, свидетельствующих о наличии у потерпевшего и указанных свидетелей причин оговаривать Исаева К.Д. в судебном заседании не установлено, в связи с чем оснований не доверять показаниям указанных лиц у суда не имелось.

Свидетель С*** Н.В. в ходе предварительного следствия поясняла, что видела, как Исаев К.Д. достал пистолет, навел его на Т*** Ю.М. и выстрелил. В судебном заседании она изменила свои показания, указав, что не видела указанных обстоятельств. С учетом близких взаимоотношений между С*** Н.В. и И*** К.Д. суд пришел к верному выводу, что изменение свидетелем показаний связано со стремлением помочь Исаеву К.Д. смягчить ответственность за содеянное и обоснованно расценил как более достоверные ее показания в ходе предварительного следствия.

В результате произведенного Исаевым К.Д. выстрела в потерпевшего последнему, согласно заключению судебной медицинской экспертизы, было причинено огнестрельное пулевое проникающее в левую плевральную полость слепое ранение грудной клетки, которое квалифицируется как повреждение, причинившее тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

В соответствии с заключениями баллистических экспертиз пистолет, из которого Исаев К.Д. произвел выстрел в потерпевшего относится к боевому нарезному огнестрельному оружию заводского изготовления,  шесть патронов и две гильзы, обнаруженные на месте происшествия, являются 9-мм патронами к пистолетам ***, ***, револьверам ***, ***, Р-***, карабинам ПКСК и другим видам оружия, а гильзы соответственно частями указанных патронов.

Сам осужденный вину в незаконном хранении и ношении указанного огнестрельного оружия и боеприпасов признал.

Все представленные сторонами доказательства, в том числе вышеприведенные, были  всесторонне, полно и объективно исследованы в судебном заседании, надлежащим образом проанализированы и получили оценку суда в соответствии с требованиями ст. 88 УПК РФ, в правильности которой оснований сомневаться не имеется. Доказательства, на которых основан вывод суда о виновности  Исаева К.Д., соответствуют требованиям, предъявляемым уголовно-процессуальным законодательством, и являются допустимыми.

Надлежащим образом проанализировав и оценив исследованные в судебном заседании и изложенные в приговоре доказательства, суд верно установил все подлежащие доказыванию по настоящему уголовному делу обстоятельства, и пришел к обоснованному выводу о виновности Исаева К.Д. в инкриминируемых ему преступлениях.

Показания Исаева К.Д. на предварительном следствии о том, что он целился в левую руку потерпевшего, суд обоснованно расценил, как недостоверные, поскольку они полностью опровергаются показаниями Т*** Ю.М., согласно которым Исаев К.Д. поднял пистолет на уровень его головы, а он в свою очередь закрыл голову левой рукой.

Учитывая изложенное, суд пришел  к верному выводу, что независимо от последующих действий Исаева К.Д., наличия либо отсутствия возможности произвести повторный выстрел в потерпевшего, сам факт производства выстрела из огнестрельного оружия с близкого расстояния в область расположения жизненно-важных органов – голову, свидетельствует о наличии у Исаева К.Д. умысла на лишение жизни Т*** Ю.М., который не был доведен до конца по независящим от осужденного причинам.

Недовольство Исаева К.Д. предстоящим сокращением, а также конфликт с Т*** Ю.М. непосредственно перед производством осужденным выстрела в потерпевшего свидетельствуют о возникновении у Исаева К.Д. неприязненного отношения к Т*** Ю.М., что и послужило мотивом для совершения преступления.

С учетом установленных судом фактических обстоятельств совершенных преступлений у судебной коллегии не вызывает сомнений  правильность квалификации в приговоре действий Исаева К.Д. по ч.3 ст.30, ч.1 ст.105 УК РФ, как покушение на убийство – покушение на умышленное причинение смерти другому человеку, а также по ч.1 ст.222 УК РФ, как незаконные хранение и ношение огнестрельного оружия и боеприпасов.

Согласно заключению комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, проведенной экспертами ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П.Сербского», Исаев К.Д. психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики, лишавшим его способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, не страдал в период инкриминированного ему деяния, в применении каких-либо принудительных мер медицинского характера не нуждается. Доводы стороны защиты о том, что врачи-эксперты при производстве судебно-психиатрической экспертизы не дали полной оценки существенным обстоятельствам, которые могли повлиять на их выводы, являются голословными и несостоятельными.

Оценив поведение Исаева К.Д. в судебном заседании в совокупности с заключением судебно-психиатрической экспертизы, суд, вопреки доводам апелляционной жалобы защитника, обоснованно признал Исаева К.Д. вменяемым в отношении инкриминируемых ему деяний и подлежащим уголовной ответственности за содеянное.

Наказание Исаеву К.Д. назначено с учетом требований общей и особенной частей УК РФ, всех значимых по делу обстоятельств, в том числе характера и степени общественной опасности содеянного, данных о личности осужденного, влияния наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи, а также смягчающих и отягчающего наказание обстоятельств.  Назначенное осуждённому наказание является законным, обоснованным и справедливым.

У судебной коллегии не имеется оснований сомневаться в правильности выводов суда о необходимости назначения Исаеву К.Д. наказания в виде реального лишения свободы и дополнительного  наказания по  ч.3 ст.30, ч.1 ст.105 УК РФ в виде ограничения свободы, об отсутствии оснований для применения положений ст.ст. 64, 73 УК РФ, а также изменения категории преступлений на менее тяжкую.

Постановленный приговор соответствует требованиям  ст.ст. 303, 304, 307-309 УПК РФ. Все подлежащие доказыванию обстоятельства, предусмотренные ст.73 УПК РФ, установлены и правильно изложены в приговоре. Приговор постановлен на достаточной совокупности относимых, допустимых и достоверных доказательств, которым в приговоре дана надлежащая оценка. Выводы суда мотивированы надлежащим образом.

Судебное разбирательство по делу проведено в установленном законом порядке при соблюдении всех основополагающих принципов уголовного судопроизводства. Ущемления каких-либо прав осуждённого, в том числе права на защиту, допущено не было. Все заявленные ходатайства  были разрешены судом в соответствии с требованиями закона.

Существенных нарушений норм уголовно-процессуального и уголовного законов, влекущих изменение либо отмену приговора суда, не допущено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 389-13, 389-20, 389-28, 389-33  УПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Приговор Димитровградского городского суда Ульяновской области  от 30 октября 2015  года в отношении Исаева К*** Д*** оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи