Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О восстановлении на работе
Документ от 15.12.2015, опубликован на сайте 28.12.2015 под номером 56178, 2-я гражданская, о восстановлении на работе, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Сапрыкина Е.В.                                                                           Дело № 33- 5126/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        15 декабря  2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей   Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

с участием прокурора Николаевой Н.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Солнышкина Р*** М*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 сентября 2015 года,  по  которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Солнышкина Р*** М*** к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области  о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., заключение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Солнышкин Р.М. обратился в суд с иском к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области  о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указал, что он с ***2013 работал в Министерстве
сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в должности к***. Он служил на государственной службе в сфере экологического надзора с 2009 года и с самого начала службы его фактическое рабочее (служебное) место, в течение всего периода, находилось по месту его проживания в  г. Д***.

***2015 он был освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной службы по инициативе представителя нанимателя, в связи с однократным грубым, нарушением должностных обязанностей - прогулом (отсутствием на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня).

Считает увольнение незаконным, поскольку в периоды *** 2015 года, а также *** 2015 года, он выполнял служебные обязанности (дистанционную работу) на рабочем месте по адресу: г.Д*** а также на территории МО «Город Д***», что подтверждается служебной перепиской по электронной почте с сотрудниками департамента природных ресурсов.

Таким образом считал, что его  постоянное рабочее место (служебное место) с 2009 года и в период с ***2013 по ***.2015 находилось по адресу г.Д***, в течение данного периода им не было допущено отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня, в связи с чем, заключение служебной проверки по фактам невыхода на работу от ***2015 и распоряжение З*** А.В. Ч*** №*** от ***.2015 об увольнении являются незаконными и подлежат отмене.

Просил признать не соответствующей требованиям ч.2 ст.29 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»  служебную записку Заместителя Министра - директора департамента природных ресурсов и экологии Д.В. Ф*** №*** от ***.2015, признать незаконным и отменить заключение служебной проверки по фактам невыхода на работу от ***2015 и распоряжение З*** А.В. Ч*** №*** от ***2015 об увольнении, восстановить на работе, взыскать с Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области  денежное содержание за период с *** по *** 2015 года и средний заработок за время вынужденного прогула со дня, следующего за увольнением, до восстановления на работе, а также в счет компенсации морального вреда *** руб.

 

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Солнышкин Р.М. не соглашается с решением суда, просит его отменить как необоснованное и принять по делу новое решение. При этом указывает, что не принято во внимание, что на дополнительном соглашении отсутствует его подпись.  Работодатель не ознакомил его с Приказом Министра №88 от 10.11.2014 и служебным распорядком Министерства. Также, он не был ознакомлен с Положением о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, согласно которому Министерство не располагает филиалами, либо представительствами, иными обособленными подразделениями. По мнению автора жалобы, суд не учел, что обязанность надлежащего оформления трудового договора  (указание дополнительных условий: функций дистанционной работы, нахождения рабочего места) в письменной форме, является прямой обязанностью работодателя. Кроме того, считает, что его отсутствие на рабочем месте по адресу г. У*** с ***2013 по ***.2015 не являются прогулами, поскольку за этот период ему выплачивалось денежное содержание.

Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В соответствии с ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяются с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно ст. 73 которого, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 года. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Из материалов дела следует, что  распоряжением Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от ***.2013 № ***  Солнышкин Р.М. был принят на государственную гражданскую службу  на в Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области на  должность к***. На основании данного распоряжения с Солнышкиным Р.М. ***.2013 № ***   был заключен  служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы и замещении должности государственной гражданской службы Ульяновской области.

Согласно дополнительному соглашению к служебному контракту № *** от ***.2013  Солнышкин Р.М. с ***2014 переведен на должность  к***.

Указывая на то, что данное дополнительное соглашение не подписано истцом, последний не оспаривал  то, что он с *** 2014 года работал в указанной должности. Заработная плата ему также  выплачивалась именно по указанной должности, что подтверждено  представленными расчетными листами.

Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. (ст. 13  закона РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»)

В силу ст.15 Закона Гражданский служащий  в том числе обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;  исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Распоряжением № *** от ***.2015  Солнышкин Р.М, был освобожден  от замещаемой  должности  и уволен с государственной гражданской службы в связи с однократным грубым нарушением гражданским служащим должностных обязанностей – прогулом (отсутствием на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня).

Основанием к увольнению явилось  отсутствие Солнышкина Р.М. на рабочем месте – по месту нахождения работодателя (г. У*** 5 , в периоды: с ***  и *** 2015 года, а также *** 2015 года.

Факт отсутствия истца на рабочем месте по месту расположения работодателя  в указанные дни подтвержден соответствующими актами, заключением служебной проверки, и не оспаривается истцом.

Доказательств уважительности причин невыхода в данные дни на работу истец не представлял ни работодателю, ни в  судебное заседание.

Согласно ст.  45 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебное время - время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени.

В силу ст. 56 Закона служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

Исходя из системного толкования  вышеприведенных норм права, государственный гражданский служащий  обязан соблюдать  служебный распорядок государственного органа, где он проходит службу, а также должностной регламент.

Приказом Министра № 88 от 10.11.2014 утвержден служебный распорядок Министерства, согласно п.1.5 которого несоблюдение гражданскими служащими Служебного распорядка относится к нарушениям служебной дисциплины и влечет применение мер дисциплинарного воздействия в соответствии с законодательством. В соответствии с п. 2.1 нормальная продолжительность служебного времени гражданских служащих Министерства составляет 40 часов в неделю. Согласно п.2.2 для гражданских служащих устанавливается пятидневная служебная неделя с двумя выходными днями – суббота и воскресенье. Время начала ежедневной службы- 08-00 час., окончания службы – 17-00. Перерыв для отдыха и питания-с 12-00 до 13-00.

В соответствии с требованиями ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения.

Поскольку по общему правилу местом работы  определяется местом нахождения работодателя,  соответственно отдельное указание  в трудовом договоре на конкретное рабочее место работника имеет место только в тех случаях, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности.

Согласно Положения о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области и штатного расписания, действовавшего на момент освобождения от замещаемой должности и увольнения с государственной гражданской службы истца, Министерство не располагает филиалами, либо представительствами, иными обособленными подразделениями. Все департаменты и отделы располагаются в одном месте – по месту регистрацию юридического лица – г. У***

Исходя из вышеизложенного, вывод суда о том, что  местом работы истца являлось место нахождения Министерства г. У***5 является правомерным.

Доводы  Солнышкина Р.М. в части того что он не был ознакомлен с должностным регламентом и служебным распорядком, а потому не был извещен  о месте  работы, несостоятельны, поскольку ознакомление с указанными документами  является обязанностью государственного служащего. Кроме того, поскольку служебный контракт не содержит  условия, определяющего место работы  истца, соответственно оно определено по месту  нахождения работодателя, адрес которого указан в контракте.

Не являются основанием к отмене судебного решения и доводы апелляционной жалобы в части того, что с момента  заключения служебного контракта Солнышкин Р.М. по устной договоренности с руководителем исполнял  служебные  обязанности по месту своего жительства – г. Д***, т.е. фактически  работал дистанционно. Поэтому истец полагает, что прогула не совершал, поскольку в оспариваемые периоды находился на рабочем месте по указанному адресу и исполнял  должностные обязанности.

Согласно ст.312.1 ТК РФ дистанционной работой  является выполнение определенной трудовым договором функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

Дистанционными  работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе.

Поскольку между истцом и Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области  не был заключен договор о дистанционной работе, а также в действующий служебный контракт не были внесены соответствующие изменения, письменных доказательств обратного суду не представлено, суд обоснованно пришел к выводу о том, что наличие только устной договоренности между государственным служащим и руководителем о дистанционной работе, не свидетельствует о том, что  Солнышкин Р.М. являлся дистанционным работником и на него распространяются положения трудового законодательства, регулирующие труд  указанной категории лиц.

А поскольку  ***.2015  истцу было направлено письмо за подписью  непосредственного руководителя – д***  в котором содержалось указание на рабочее место истца  в г. У*** и режим рабочего времени, получение которого истцом не оспаривалось, однако данное указание истцом не было выполнено и в *** 2015 года  он на свое рабочее место так и не явился, суд правильно сделал вывод о законности  как служебной записки от ***2015, так и заключения служебной проверки по фактам невыхода Солнышкина Р.М.  на работу от ***.2015.

Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае: 3) однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей: прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня) (ст.37 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004).

В соответствии со ст. 57 Закона РФ «О государственной гражданской службе  Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить  дисциплинарное взыскание в том числе и увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Согласно ст.58 Закона РФ «О государственной гражданской службе Российской федерации» до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

На основании всестороннего, полного исследования представленных доказательств, в том числе и переписки  представителя работодателя с истцом, при правильной оценки доказательств, суд обоснованно пришел к выводу о соблюдении ответчиком порядка применения к истцу дисциплинарного взыскания в виде увольнения.

С учетом вышеизложенного, вывод суда о законности  распоряжения № *** от ***2015 об освобождении Солнышкина Р.М, от занимаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы, отсутствии правовых оснований для восстановления истца в занимаемой должности, является правомерным.

Признав увольнение законным и не установив факт нарушения трудовых прав истца со стороны работодателя суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований Солнышкина Р.М. в части взыскания заработной платы за  *** 2015 года,  заработной платы за время вынужденного прогула, а также компенсации морального вреда.

В остальной части доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решении, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Солнышкина Р*** М***   - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: