Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Нет оснований для снижения наказания
Документ от 16.12.2015, опубликован на сайте 22.12.2015 под номером 56161, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 111 ч.4, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

***                                                      Дело № 22-2736/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                               16 декабря 2015 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Романюк М.П.,

судей                                        Сенько С.В. и Волкова Н.Г.,

при секретаре                           Устимовой Е.Ю.,

с участием прокурора                 Лобачевой А.В.,

осужденного                                Чекалова К.В.,

и защитника в лице адвоката      Максимова В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционным жалобам осужденного Чекалова К.В. и адвоката Максимова В.В. на приговор Заволжского районного суда г. Ульяновска от 30 октября 2015 года, которым

 

ЧЕКАЛОВ К*** В***, несудимый,

 

осужден по части 4 статьи 111 УК РФ к 9 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

 

Содержится под стражей.

 

Срок отбытия наказания постановлено исчислять с 30 октября 2015 года и зачесть в срок отбытия наказания время содержания Чекалова К.В. под стражей в период с 30 сентября 2015 года по 29 октября 2015 года.

 

С Чекалова К.В. постановлено взыскать в доход федерального бюджета процессуальные издержки в размере 6 600 рублей.

 

Апелляционное представление государственного обвинителя отозвано в соответствии с ч. 3 ст. 389-8 УПК РФ.

 

Заслушав доклад судьи Романюк М.П., выступления осужденного Чекалова К.В., адвоката Максимова В.В. и прокурора Лобачевой А.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Чекалов К.В. признан виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью К*** В.А., опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшей. Преступление совершено 28 декабря 2014 года в г. Ульяновске при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

 

В апелляционной жалобе адвокат Максимов В.В. указывает, что в приговоре суд перечислил смягчающие вину обстоятельства, но недостаточно учел их, назначив Чекалову К.В. чрезмерно строгое наказание. Полагает, что Чекалов К.В. искренне раскаялся в содеянном, его исправление возможно с меньшим сроком наказания. Просит изменить приговор суда, снизить осужденному срок наказания.

 

В апелляционной жалобе осужденный Чекалов К.В. ставит вопрос об отмене приговора, указывает на недостаточность доказательств его вины, считает, что суд не учел его признание и показания свидетелей.

 

В суде апелляционной инстанции:

- осужденный Чекалов К.В. поддержал доводы жалоб в части смягчения наказания, указал, что он признает полностью вину и раскаивается в содеянном;

- адвокат Максимов В.В. поддержал доводы жалоб, просил смягчить наказание Чекалову К.В., указал на его искреннее раскаяние в содеянном, просил зачесть в срок наказания время нахождения в психиатрическом стационаре на экспертизе;

- прокурор Лобачева А.В. возражала против удовлетворения жалоб, указала на справедливость и соразмерность наказания, просила оставить жалобы без удовлетворения, но приговор изменить и зачесть в срок наказания время нахождения Чекалова К.В. в психиатрическом стационаре по решению суда для производства экспертизы.

 

Проверив материалы дела, заслушав участников процесса, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия находит приговор подлежащим изменению в связи с нарушением уголовно-процессуального закона.

 

Вопреки доводам жалобы осужденного Чекалова К.В. выводы суда о его виновности в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью К*** В.А., повлекшем по неосторожности смерть последней, основаны на достаточной совокупности допустимых и достоверных доказательств, тщательно исследованных в судебном заседании и подробно изложенных в приговоре.

 

Сам Чекалов К.В. неоднократно в ходе следствия при допросах в качестве подозреваемого (13.03.2015, 19.05.2015) и обвиняемого (11.06.2015) показывал, что 28 декабря 2014 года между ним и К*** В.А. во время распития спиртного произошла ссора из-за того, что ему показалось, что К*** В.А. вытащила у него из кармана денежные средства, которые он получил ранее на работе. Он нанес ей около 4 ударов по голове кулаками, 2 раза ногой в нижнюю часть груди слева, после чего К*** В.А. села на кровать, при этом он продолжал наносить удары. После этого он зашел в зал, нашел свои деньги и ушел из квартиры. 31 декабря 2014 года он также вместе с К*** В.А. употреблял спиртное, между ними произошел конфликт на почве ревности, из-за чего он ушел из дома. 01 января 2015 года, вернувшись домой, в зале на кровати увидел К*** В.А., которая лежала на спине и не подавала признаков жизни. Он испугался, после чего пошел к своему начальнику К*** И.Г., от которого вызвал скорую медицинскую помощь.

 

В протоколе явки с повинной Чекалов К.В. также указывал, что в ходе ссоры нанес К*** В.А. удары в область головы и груди.

 

В ходе следственного эксперимента 14 марта 2015 года Чекалов К.В. продемонстрировал механизм причинения телесных повреждений К*** В.А., указал области нанесения ударов в область головы и туловища.

 

Как следует из показаний потерпевшего К*** А.А. 01 января 2015 года около 09 часов 30 минут ему позвонила Г*** Е.В. и сказала, что им поступил вызов констатировать смерть К*** В.А. Дверь квартиры, где проживала мать, он открыл своим ключом и обнаружил мать, лежащей поперек кровати без признаков жизни.

 

Кроме показаний самого Чекалова К.В. его вина подтверждена также показаниями потерпевшего и свидетелей.

 

Показания потерпевшего согласуются с показаниями свидетеля К*** О.А., из которых следует, что 01 января 2015 года ее мужу позвонили с работы, сказали, что приехали по вызову в квартиру его матери, но дверь никто не открывает. О причинах смерти матери узнала от мужа.

 

Из показаний свидетеля П*** А.В. следует, что 01 января 2015 года от дежурного ПЦО было получено сообщение о том, что по адресу: город Ульяновск, проспект Туполева, ***, скорая медицинская помощь вызывает полицию. Они с напарником З*** Р.Р. выдвинулись по указанному адресу. К ним обратилась старшая бригады ОНП №*** Г*** Е.В., которая пояснила, что, приехав по вызову, ими был обнаружен труп К*** В.А. с гематомой лба и височной области с левой стороны. Находившийся в квартире сожитель К*** А.А. Чекалов К.В. был в состоянии алкогольного опьянения, агрессивен, то кричал, то плакал, пытался нанести себе увечья, пояснил, что 28 декабря 2014 года избил К*** В.А., на трупе в области лба были синяки.

 

Из показаний свидетеля Г*** Е.В. следует, что она является старшим фельдшером ОНП. 01 января 2015 года поступил вызов о том, что надо проехать по адресу: город Ульяновск, проспект Туполева, *** и констатировать смерть. Прибыв на место, дверь им никто не открыл.  Они догадались, что это квартира матери их коллеги - К*** А.А., она позвонила ему. Когда приехал К*** А.А. они попали в квартиру, в комнате увидели женщину, которая лежали на кровати, на лице были гематомы. Чекалов К.В. был пьян, возбужден, что-то кричал, плакал, говорил, что он ударил жену.

 

Из показаний свидетеля К*** И.Г. следует, что 01 января 2015 года к нему пришел Чекалов А.В., который сообщил, что когда он утром пришел домой, то обнаружил на кровати К*** В.А. мертвой. Чекалов К.В. попросил его вызвать скорую медицинскую помощь, что он сделал.

 

Показания Чекалова К.В., потерпевшего К*** А.А., свидетелей последовательны, согласуются между собой, объективно подтверждаются данными протокола осмотра места происшествия, заключениями экспертиз.

 

При осмотре места происшествия труп К*** В.А. был обнаружен лежащим на  кровати в зале на спине, с телесными повреждениями: на задне-боковой поверхности туловища справа – ссадины красно-коричневого цвета, в лобной области слева с переходом на прилегающие отделы височной области и области наружного угла левого глаза – кровоподтек синюшно-фиолетовой окраски, в подбородочной области слева – кровоподтек неправильной овальной формы.

 

Согласно заключениям судебно-медицинских экспертиз при экспертизе трупа К*** В.А. обнаружены следующие повреждения:

-закрытая тупая травма головы: кровоподтек в лобной области слева, с переходом на левую лобно-скуло-височную область и левую орбиту, кровоизлияние в мягкие ткани лобно-теменно-височной области слева, левосторонняя субдуральная гематома (около 150 мл), субарахноидальное кровоизлияние больших полушарий головного мозга;

-переломы 5, 6 левых ребер между средне-ключичной и окологрудинной линиями, кровоизлияние в мягкие ткани передней поверхности грудной клетки слева;

-кровоподтек на правой ушной раковине, две ссадины в лобной области справа, кровоподтек в подбородочной области слева;

-два кровоподтека и ссадина на наружной поверхности правого плеча, кровоподтек на задней поверхности области правого локтевого сустава, кровоподтек на наружной поверхности левого плеча, кровоподтек на задней поверхности левого предплечья, кровоподтек на тыльной поверхности левой кисти, шесть ссадин на задне-наружной поверхности левого плеча, множественные кровоподтеки на наружной поверхности левого бедра (не менее семи), передне-наружной поверхности правого бедра (не менее семи), кровоподтек на передней поверхности левой голени.

Данные повреждения носят признаки прижизненности.

Морфологические признаки повреждений, данные судебно-гистологического исследования поврежденных тканей, свидетельствует о том, что закрытая тупая травма головы получена в срок от нескольких десятков часов до 4-6 суток ко времени наступления смерти; переломы ребер слева – в срок от нескольких десятков часов до одной недели до наступления смерти; ссадины в лобной области справа, кровоподтек в подбородочной области слева – в срок около 2-5 суток ко времени наступления смерти; кровоподтек на правой ушной раковине, кровоподтек в области правого локтевого сустава, на левом плече, левом предплечье, левой кисти, ссадины на левом плече – незадолго до наступления смерти; кровоподтеки и ссадины на правом плече, кровоподтеки на ногах – в срок около 3-7 суток ко времени наступления смерти.

Причиной смерти К*** В.А. явилась закрытая тупая травма головы, проявившаяся левосторонней субдуральной гематомой, субарахноидальным кровоизлиянием, с развитием сдавления головного мозга субдуральной гематомой, вторичных кровоизлияний в вещество стволового отдела головного мозга, отека и набухания головного мозга с вклинением. Данная закрытая тупая травма головы квалифицируется как тяжкий вред, причиненный здоровью человека, по признаку опасности для жизни (в данном случае повлекшая за собой смерть).

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы по материалам дела №532 от 08 июня 2015 года в срок и при обстоятельствах, изложенных и продемонстрированных Чекаловым К.В. в ходе явки с повинной от 12 марта 2015 года, в ходе допроса в качестве подозреваемого от 13 марта 2015 года, в ходе следственного эксперимента с участием Чекалова К.В. 14 марта 2015 года, допроса в качестве подозреваемого от 19 мая 2015 года, возможность причинения закрытой тупой травмы головы, переломов 5, 6 левых ребер между средне-ключичной и окологрудинной линиями, кровоизлияния в мягкие ткани передней поверхности грудной клетки слева – не исключена.

 

Экспертизы проведены квалифицированными экспертами, в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, на основании научно-разработанных методик, противоречий не содержат. Оснований не доверять выводам экспертиз не усматривается.

 

Проанализировав доказательства, суд привел в приговоре выводы об их оценке в соответствии с требованиями ст. 17, 88 УПК РФ, в том числе суд привел подробный анализ и оценку показаний Чекалова К.В., потерпевшего и свидетелей, сопоставил их с другими доказательствами. Как видно из представленных материалов, ни одно из доказательств не имело для суда заранее установленной силы. Выводы суда не содержат предположений и основаны исключительно на исследованных доказательствах, которым суд дал надлежащую оценку. Правильность оценки доказательств, данной судом в приговоре, сомнения не вызывает.

 

Таким образом, тщательно и всесторонне исследовав материалы дела, дав им в совокупности надлежащую оценку, суд правильно установил фактические обстоятельства дела и обоснованно постановил обвинительный приговор.

 

Действиям осужденного дана верная уголовно-правовая оценка. Вывод суда об умышленном причинении Чекаловым К.В. тяжкого вреда здоровью К*** В.А., опасного для её жизни, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшей, является верным. Суд верно указал, что при нанесении множества ударов со значительной силой руками и ногами в область расположения жизненно-важных органов голову и грудь, умысел Чекалова К.В. был направлен на причинение тяжкого вреда, опасного для жизни. Его отношение к смерти потерпевшей носило характер неосторожности.

 

Выводы суда об оценке доказательств, квалификации действий осужденного должным образом подробно мотивированы в приговоре. Оснований сомневаться в них не имеется.

 

При таких обстоятельствах доводы жалобы осужденного о недостаточности доказательств его вины не состоятельны.

 

С учётом заключения судебно-психиатрической экспертизы и поведения в судебном заседании Чекалов К.В. обоснованно признан судом вменяемым и подлежащим уголовной ответственности.

 

Отсутствуют основания согласиться с доводами жалобы защитника о несправедливости наказания в силу суровости, а также доводами жалобы осужденного о том, что не учтено признание им своей вины.

 

Чекалову К.В. назначено справедливое наказание в соответствии с требованиями ст.ст. 6, 60 УК РФ.

 

При этом суд учел все данные о личности Чекалова К.В., который по месту жительства характеризуется удовлетворительно, замечен в злоупотреблении спиртными напитками, что подтверждается сведениями о привлечении его к административной ответственности за появление в общественных местах в состоянии опьянения, по месту работы характеризуется удовлетворительно, ******,  к уголовной ответственности привлекается впервые.

 

В полной мере суд учел и смягчающие наказание Чекалова К.В. обстоятельства: молодой возраст, полное признание своей вины, привлечение к уголовной ответственности впервые, состояние здоровья, явку с повинной, а также то обстоятельство, что на протяжении предварительного следствия Чекалов К.В. не отрицал своей причастности к  причинению К*** В.А.  тяжкого вреда здоровью, чем способствовал раскрытию и расследованию преступлений, раскаяние в содеянном. С учётом смягчающих обстоятельств и отсутствия отягчающих обоснованно при назначении наказания судом применены положения ч. 1 ст. 62 УК РФ.

 

Вместе с тем, с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, всех обстоятельств преступления, влияния наказания на исправление осужденного, суд пришел к верному выводу о необходимости назначения наказания в виде реального лишения свободы без дополнительного наказания и назначил Чекалову К.В. соразмерное содеянному наказание. При этом суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для изменения категории преступления, применения положений статей 64 и 73 УК РФ.

 

Исходя из изложенного, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб.

 

Вместе с тем, судом было допущено нарушение уголовно-процессуального закона, в связи с чем приговор подлежит изменению.

 

Согласно п.9 ч.1 ст. 308 УПК РФ в резолютивной части обвинительного приговора должно быть указано решение о зачете времени предварительного содержания под стражей, если подсудимый до постановления приговора был задержан, или к нему применялись меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, или он помещался в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.

 

Из материалов дела следует, что Чекалов К.В. на основании постановления Заволжского районного суда г. Ульяновска от 10 апреля 2015 года помещался в психиатрический стационар для производства стационарной судебно-психиатрической экспертизы. Однако зачет времени нахождения в психиатрическом стационаре при постановлении приговора не был произведен.

 

Согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы и представленной в суд апелляционной инстанции справке Чекалов К.В. по постановлению суда находился в психиатрическом стационаре с 10 апреля 2015 года по 19 мая 2015 года. В срок наказания Чекалова К.В. надлежит зачесть время нахождения в психиатрическом стационаре.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.20, 389.28 и 389.33 УПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Приговор Заволжского районного суда г. Ульяновска от 30 октября 2015 года в отношении Чекалова К*** В*** изменить: зачесть в срок наказания время нахождения по постановлению суда в психиатрическом стационаре с 10 апреля 2015 года по 19 мая 2015 года.

 

В остальном приговор оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи