УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Трубачева
И.Г. Дело №
33- 5329/2015
А П Е Л Л Я Ц И О
Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
15 декабря 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Казаковой М.В.,
Чурбановой Е.В.
при секретаре Штукатурове С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 28 сентября 2015 года, по
которому постановлено:
Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской
области удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, по
своевременному обеспечению Мартышкиной А*** А***, *** года рождения, жилым помещением
по договору найма специализированного жилого помещения.
Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Мартышкину А*** А***, ***
года рождения, в г. Ульяновске жилым помещением по договору найма
специализированного жилого помещения.
В исковых требований к МУ «Управление образования» МО
«Ульяновский район» Ульяновской области отказать.
Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., заключение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в
суд с иском в интересах Мартышкиной А.А.
к муниципальному управлению (далее – МУ)
«Управление образования» муниципального образования (далее – МО) «Ульяновский
район» Ульяновской области, Министерству строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области о признании незаконным бездействия
по своевременному обеспечению специализированным благоустроенным жилым
помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения, обеспечении таким помещением. В
обоснование иска указал, что Мартышкина А.А., *** года рождения,
относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: ее
родители Б*** М.В. и М*** А.А. лишены родительских прав в отношении дочери на
основании решения суда, Мартышкина А.А. с раннего детства воспитывалась и
обучалась в детских учреждениях. В настоящее время Мартышкина А.А.
зарегистрирована в закрепленном за ней жилом помещении по адресу: У***,
проживание в котором признано невозможным решением комиссии Министерства
здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области от ***2014.
Мартышкина А.А. обучается в О***. ***.2014 включена в список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного
фонда Ульяновской области, с правом на предоставление жилого помещения в г.
Ульяновске, однако до настоящего времени благоустроенное жилое помещение
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения ей не предоставлено. Просил признать незаконным бездействие
Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области, МУ «Управление образования» МО «Ульяновский район» по
своевременному обеспечению Мартышкиной А.А., *** года
рождения, специализированным благоустроенным
жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения; обязать Министерство строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Мартышкину А.А., *** года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного
фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г.Ульяновске.
Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное
решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается
с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что
жилое помещение не представлено по причине отсутствия в специализированном
государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает,
что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения
специализированного жилищного фонда по договору социального найма, нарушает
права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Дополнительно указывает, что на основании постановления Правительства
Ульяновской области от 14.10.2014 №466-П, Мартышкина А.А. может обратиться в
Министерство с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации за наем
(поднаем) жилого помещения в размере *** рублей с приложением соответствующих
документов.
Дело рассмотрено в
отсутствии Мартышкиной А.А., МУ «Управление образования» муниципального
образования МО «Ульяновский район» Ульяновской области, Министерства
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской
области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации
суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Мартышкина
А.А., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей: ее родители Б*** М.В. и М*** А.А. лишены родительских прав
в отношении дочери на основании решения суда, Мартышкина А.А. с раннего детства
воспитывалась и обучалась в детских учреждениях.
В настоящее время Мартышкина А.А.
зарегистрирована в закрепленном за ней жилом помещении по адресу: У***
проживание в котором признано невозможным решением комиссии Министерства
здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области от ***.2014.
Мартышкина А.А. обучается в О***
***2014 Мартышкина А.А. включена в
список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного
фонда Ульяновской области, с правом на предоставление жилого помещения в г.
Ульяновске.
Поскольку жилье Мартышкиной А.А. не
предоставлено, прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд
с вышеуказанным иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований,
суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел
к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении
требований прокурора в интересах Мартышкиной А.А., не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу
доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской
Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от
21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) лицам из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не
являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их
проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого
находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном
законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются
благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по
договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1
п.1 ст. 8 указанного Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в
случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В
случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации,
жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1, ранее
чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует
список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 поименованного Закона.
Таким образом, федеральный законодатель определил
основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных
жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона о
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, отсутствие жилья по
договору социального найма или в собственности у ребенка, достигшего возраста
18 лет, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока
пребывания ребенка в образовательном учреждении.
При этом ни ст. 8 Федерального закона о социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные
статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в
качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма
специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
В соответствии с ч.2 ст. 4 Закона Ульяновской области «Об
обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, на территории Ульяновской области» от 21.12.2012 № 200-ЗО
дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями по их выбору:
1) по месту их выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную
или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, на территории Ульяновской области; 2) по месту окончания
пребывания в образовательной организации или иной организации, в том числе в
учреждении социального обслуживания населения; 3) по месту трудоустройства по
окончании пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального
обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях,
создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, а также по окончании прохождения военной службы по
призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории
Ульяновской области; 4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты
находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной или
патронатной семье; 5) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в
случае признания невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом
помещении.
Поскольку Мартышкина А.А.,
относящаяся к кругу лиц, подлежащих льготному обеспечению жильем, достигла
возраста 18 лет, жилья на праве собственности либо по договору социального
найма не имеет, проживает на территории г. Ульяновска, суд пришел к правильному
выводу о том, что она подлежит обеспечению специализированным благоустроенным
жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения в указанном муниципальном образовании.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
Доводы, приведенные Министерством строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в
апелляционной жалобе относительно отсутствия жилья на территории муниципального
образования и наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, не могут повлечь отмену решения суда.
Согласно положениям вышеуказанного законодательства
формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, имеет своей целью определение потребности в
соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций),
выделяемого на цели обеспечения жильем таких детей. Следовательно, отсутствие
надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности
среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной
категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого
помещения.
Ссылки в жалобе на возможность получения истицей
ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения основанием
к отмене решения суда не являются, так как выплата такой компенсации не
освобождает ответчика от выполнения обязательства по обеспечению Мартышкиной А.А.
специализированным жильем.
В силу изложенного решение суда является правильным и
отмене по доводам апелляционной жалобы
не подлежит.
Руководствуясь ст. 328
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 28 сентября 2015 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Министерства
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: