Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об истребовании документов из банка
Документ от 15.12.2015, опубликован на сайте 23.12.2015 под номером 56101, 2-я гражданская, об истребовании документов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Рыбалко В.И.                                                                        Дело № 33-5407/2015                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               15 декабря 2015 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Полуэктовой С.К.

судей Аладина П.К., Бабойдо И.А.,

при секретаре Скала П.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Федоровой А*** А*** решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25 сентября 2015 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований  Федоровой  А***   А***  к   публичному акционерному обществу «Уральский банк реконструкции и развития» об истребовании  документов отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

Федорова А.А. обратилась в суд с иском к публичному акционерному обществу Коммерческий банк «Уральский банк реконструкции и развития» (ПАО КБ «УБРиР») об истребовании документов.

В обоснование иска указала, что 22 июля 2013 года заключила кредитный договор с ПАО КБ «УБРиР» на сумму *** руб. *** коп.

Кредитный договор заключен на невыгодных для нее, как для заемщика, условиях.

Для того, чтобы доказать наличие в договоре условий, ущемляющих ее права, ей необходим кредитный договор, выписка по лицевому счету для перерасчета ранее уплаченных денежных средств и выявления незаконно удержанных штрафов, неустоек и комиссий.

09 июня 2015 года она направила претензию в ПАО КБ «УБРиР» об истребовании копий документов, которая оставлена без ответа.

Предоставление требуемых документов является обязанностью банка в силу законодательства о защите прав потребителей, которое регулирует возникшие правоотношении, так как она является потребителем банковской услуги.

Просила обязать ПАО КБ «УБРиР» предоставить копии документов по ее кредитному делу, а именно кредитного договора от 22 июля 2013 года, приложений к этому кредитному договору, графика платежей, расширенную выписку по лицевому счета с момента заключения договора до момента подачи иска в суд.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Федорова А.А. просит об отмене решения и принятии нового решения об удовлетворении иска.

Жалобу мотивирует незаконностью и необоснованностью решения, поскольку выводу суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.

Ссылается на положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», в силу которых исполнитель услуг должен бесплатно и своевременно представлять потребителю необходимую и достоверную информации об услуге.

Непредставление банком требуемых копий документов должно было расценено судом, как нарушение ее прав потребителя.

В возражения на апелляционную жалобу ПАО КБ «УБРиР» просит об оставлении решения без изменения.

Стороны, их представители в суд апелляционной инстанции не явились, были надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, что дает возможность для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на нее.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Федорова А.А., предъявляя требования к ПАО КБ «УБРиР»                                  об истребовании копий документов из кредитного дела, ссылалась на заключение              с данным банком кредитного договора от 22 июля 2013 года и невыдачу ей копий кредитного договора, приложений к нему, графика платежей, расширенной выписки по лицевому счету, о чем она просила в направленной в банк претензии от 09 июня 2015 года.

Вопреки доводам жалобы, районный суд, разрешая данные требования, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, определил юридически значимые обстоятельства по делу, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон, дал надлежащую оценку представленным доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на банк обязанности предоставить истице требуемых копий документов из кредитного дела.

Судебная коллегия с выводом суда соглашается, оснований для признания его неправильным апелляционная жалоба не содержит.

В силу пункта 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

В случае, если кредитный договор заключается гражданином в личных целях, правоотношения между банковской организацией и этим гражданином безусловно являются потребительскими и регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 указанного Закона исполнитель (в данном случае банковской услуги) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услуге,  обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Указанное правило в совокупности с содержанием пункта 1 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствуют о наличии у заемщика, как потребителя банковской услуги, права знать о состоянии его лицевого счета – количестве и движении денежных средств по счету, в том числе условиях кредитования, графике погашения кредита. При этом указанное право не обусловлено обстоятельствами того заключен кредитный договор либо находится в стадии исполнения.

Вместе с тем, судебная коллегия принимает во внимание, что вышеназванная статья 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» устанавливает обязанность банка до заключения кредитного договора предоставить полную информацию о предоставляемой банковской услуги в целях обеспечения потребителю возможности ее правильного выбора.

Однако, исходя из заявленных требований, следует, что истица запрашивала у ответчика не информацию, обеспечивающую возможность правильного выбора услуги, обязательность предоставления которой применительно к кредитному договору является бесспорной, а копий документов, касающихся исполнения договора, в связи с чем, ссылка в жалобе на данную норму Закона является несостоятельной.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации  банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также предоставлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

Аналогичные положения содержатся и в статье 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», согласно которой кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Иными словами, названные нормы закона определяют объем предоставляемой банковской информации и круг лиц, которым кредитные организации и банки могут предоставлять информацию по счетам физических лиц.

Кредитный договор, приложения к нему, график платежей, выписка                    по лицевому счету, содержащие информацию о банковском счете, операций по нему и сведений о клиенте безусловно отнесены законом к информации, защищенной банковской тайной и могли быть предоставлены банком только самой Федоровой А.А., либо ее представителю при предъявлении документов, удостоверяющих личность и полномочия, что предполагает непосредственное обращение указанных лиц в отделение банка.

Поскольку истица непосредственно в банк не обращалась, у банка отсутствовала возможность установить ее личность, районный суд правомерно не усмотрел нарушение банком ее прав.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федоровой А*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи