Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании незак. действий СПИ
Документ от 04.12.2015, опубликован на сайте 16.12.2015 под номером 56044, 2-я гражданская, о признании действий СПИ незаконными, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Дворцова Н.В.                                                           Дело № 33а-5131/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                04 декабря 2015 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Королёвой А.В.,

судей Васильевой Е.В. и Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 31 августа 2015 года, с учетом определения того же суда от 28 сентября 2015 года об исправлении описки, которым признаны незаконными действия судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области  Терентьевой О.А., выразившиеся в направлении Федеральному государственному бюджетному учреждению высшего профессионального образования «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)» требования о предоставлении оригиналов и копий документов, касающихся всей финансово-хозяйственной деятельности института.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя УФССП России по Ульяновской области Тарасовой С.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,  возражения представителя Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)» Ульяновой И.В.,  полагавшей решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, пояснения Пахомова В.Н., поддержавшего доводы  апелляционной жалобы УФССП России по Ульяновской области, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)» (далее - ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И)) обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области  Терентьевой О.А., выразившихся в направлении институту требования о предоставлении оригиналов и копий документов, касающихся всей финансово-хозяйственной деятельности института.

В обоснование требований заявитель указал, что 11.06.2015 возбуждены исполнительные производства в отношении должника ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И) о взыскании *** руб. 84 коп. и *** руб. в пользу взыскателя Пахомова В.Н. 18.08.2015 от судебного пристава-исполнителя должнику поступило требование о предоставлении в течении 2-х рабочих дней с момента получения требования оригиналов и копий документов, касающихся всей финансово-хозяйственной деятельности института. Данные действия судебного пристава-исполнителя незаконны, поскольку должник является бюджетным учреждением, и исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных учреждений, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, осуществляется в порядке главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и   ч. 20 ст. 30 Федерального  закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Для исполнения решения суда исполнительные листы должны быть направлены взыскателем в орган Федерального казначейства по Ульяновской области, о чем Пахомову В.Н. и судебному приставу-исполнителю неоднократно сообщалось. В соответствии с п. 5 «Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства по вопросам организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений» при поступлении в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетного или автономного учреждения, судебный пристав-исполнитель должен вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в случае отсутствия в исполнительном документе отметки органа Федерального казначейства о возврате исполнительного документа взыскателю, о полном или частичном неисполнении и сроке нахождения его в территориальном органе Федерального казначейства.

Заинтересованными лицами по делу являются УФССП России по Ульяновской области, судебный пристав-исполнитель Терентьева О.А., Пахомов В.Н.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе УФССП России по Ульяновской области просит отменить принятое по делу решение. В обоснование жалобы указывает, что судебный пристав-исполнитель, получивший в отношении должника - бюджетного учреждения исполнительный документ, в отсутствие сведений о наличии или отсутствии у должника счетов в Центральном банке Российской Федерации или иных кредитных организациях не имел оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства. С целью проверки имущественного положения должника судебным приставом-исполнителем были сделаны запросы в регистрирующие и контролирующие органы. Согласно ответу ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска от 11.08.2015 у ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И) открыты расчетные счета в Филиале ПАО «Б***» и АО Банк «В***». 13.08.2015 должнику направлено требование о предоставлении документов, в том числе информации о расчетных, валютных и иных счетах в банках, о назначении платежей, поступающих на счета; 14.08.2015 в указанные банки направлены запросы о предоставлении информации о назначении и видах платежей, поступающих на  расчетные счета должника. Указанный приставом в требовании перечень документов был необходим для правильного и своевременного исполнения исполнительного документа, в том числе и для определения финансово-хозяйственной деятельности должника, а именно: осуществляет ли должник коммерческую  деятельность и какие виды платежей поступают на расчетные счета должника.

В возражениях на апелляционную жалобу ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И) просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В связи с введением в действие с 15.09.2015 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом положений ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», апелляционная жалоба подлежит рассмотрению и разрешению судебной коллегией в соответствии с указанным нормативным правовым актом.

В заседание суда апелляционной инстанции не явилась судебный пристав-исполнитель ОСП по Ленинскому району УФССП России по Ульяновской области Терентьева О.А., о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежаще. Согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка заинтересованного лица не препятствует рассмотрению дела в суде апелляционной инстанции.

В соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правомерно руководствовался ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которой судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 8 ст. 30 указанного Федерального закона).

Как усматривается из материалов дела, решением Ленинского районного суда  г. Ульяновска от 26.12.2014 с ФГБОУ ВПО УВАУ ГА(И) в пользу Пахомова В.Н. взыскано *** руб. *** коп. ( заработная плата за время вынужденного прогула и компенсация морального вреда *** руб.). Определением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27.02.2014 с данного ответчика в пользу Пахомова А.Н. взысканы судебные расходы в размере *** руб.

На основании указанных судебных постановлений были выданы исполнительные листы, которые предъявлены взыскателем в службу судебных приставов 09.06.2015.

11.06.2015 судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому району      г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Терентьевой О.А. на основании предъявленных взыскателем исполнительных листов были возбуждены два исполнительных производства, которые постановлением судебного пристава-исполнителя от 23.06.2015 объединены в сводное исполнительное производство        № ***.

В рамках сводного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем 23 и 24.06.2015 был направлен ряд запросов с целью получения информации о наличии у должника акций, ценных бумаг, сведений об абонентских ящиках, разрешения на строительство объектов капитального строительства, земельных участков под строительство, зарегистрированных прав на недвижимое имущество, о видах деятельности, наличии счетов в банках, наличии контрольно-кассовых аппаратов, торговых точек, автомототранспортных средств, о представлении бухгалтерского баланса, выписки из ЕГРЮЛ, о видах уплачиваемых налогов, копий учредительных документов, наличии дебиторов.

13.08.2015 судебным приставом-исполнителем в адрес ФГБОУ ВПО УВАУ ГА(И) выставлено требование о предоставлении в течение 2-х рабочих дней с момента получения требования следующих документов: учредительных документов, списка расчетных, валютных и иных счетов в банках, назначения платежей, поступающих на счета, списка структурных подразделений, филиалов, бухгалтерского баланса за последний отчетный период, отчета о прибылях и убытках организации, отчета о движении капитала, отчет о движении денежных средств, пояснительной записки по итогам отчетного года, сведений о владении акциями и долями в уставных капиталах других предприятий, расшифровки следующих строк баланса: основных средств, незавершенного строительства, долгосрочных финансовых вложений, краткосрочных финансовых вложений, кассовой книги за последние три месяца, дебиторской задолженности (последние акты сверок расчетов с обязательными реквизитами сторон и договоры, по которым возникла дебиторская задолженность и иные документы, подтверждающие наличие обязательств – акты взаимных расчетов либо решения судов о взыскании с дебитора денежных средств), полного наименования и адресов дебиторов, перечня движимого и недвижимого имущества, независимо от того, где и в чьем фактическом владении оно находится.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Соответственно, исполнение таких судебных актов должно осуществляться в порядке, установленном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, путем предъявления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в котором должнику открыт лицевой счет получателя бюджетных средств.

Частью 3 ст. 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определено, что взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях.

В силу ч. 8 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

В ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что должник ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И) является бюджетным учреждением, имеет открытые лицевые счета в Управлении федерального казначейства по Ульяновской области и валютные счета в ОАО «Б***».

В соответствии с п. 2 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации  обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации.

Исключение из этого правила предусмотрено п. 12 ст. 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Поскольку должник ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И) является бюджетным учреждением и не имеет открытых рублевых счетов в Центральном банка Российской Федерации и других кредитных организациях, исполнительные документы о взыскании с должника денежных средств в пользу Пахомова В.Н. подлежат исполнению в орган Федерального казначейства по Ульяновской области в порядке, установленном ст. 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу положений п. 2 ст. 239, п. 1, п. 2 ст. 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об исполнительном производстве», приказа ФССП России № 308, Казначейства России № 218 от 30.09.2013 «Об утверждении Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства по вопросам организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений», суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства на основании исполнительного листа в отношении должника – бюджетного учреждения ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И) и, соответственно, выставления в рамках исполнительного производства должнику требования от 13.08.2015 о предоставлении документов о всей финансово-хозяйственной деятельности должника.

Из материалов дела усматривается, что порядок исполнения исполнительного документа в отношении должника, являющегося бюджетным учреждением, взыскателю известен. Судебному приставу-исполнителю ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И) сообщило о наличии у учреждения открытого лицевого счета в органе Федерального казначейства 26.06.2015. Однако данная информация необоснованно не была принята приставом во внимание.

Довод УФССП России по Ульяновской области в апелляционной жалобе о том, что исполнительный лист был принят судебным приставом-исполнителем в соответствии с требованиями закона, судебная коллегия считает несостоятельным в силу приведенных выше ном права. При поступлении в территориальный орган ФССП России исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетного или автономного учреждения, судебный пристав-исполнитель  в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве» выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в случае отсутствия в исполнительном документе отметки органа Федерального казначейства о возврате исполнительного документа взыскателю, о полном или частичном неисполнении и сроке нахождения его в территориальном органе Федерального казначейства.

Таким образом, в отсутствие сведений о предъявлении взыскателем исполнительного листа в территориальный орган Федерального казначейства у судебного пристава-исполнителя не имелось оснований для принятия исполнительного листа и возбуждения по нему исполнительного производства.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании закона и не влекут отмену оспариваемого решения.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П  Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 31 августа 2015 года, с учетом определения того же суда от 28 сентября 2015 года об исправлении описки, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области  – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи