Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Возложение обязанности по производству работ на образовательные учреждения
Документ от 01.12.2015, опубликован на сайте 15.12.2015 под номером 56040, 2-я гражданская, об обязании провести ремонтные работы в образовательном учреждении, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

           У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й  С УД

 

Судья Кузьмин С.М.                                                                         Дело № 33-5083/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 01 декабря 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Аладина П.К., Гурьяновой О.В.,

при секретаре Воронковой И.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального учреждения управления образования муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 31 августа 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц несовершеннолетнего возраста к МДОУ Озерский детский сад «Одуванчик», МДОУ Малаевский детский сад, МДОУ Чердаклинский детский сад общеразвивающего вида № 2 «Солнышко», МКОУ Андреевская средняя школа имении Н.Н. Благова,  МКОУ Бряндинская средняя школа имени народной артистки Е.А. Сапоговой, МУ управлению образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, МУ администрации МО «Чердаклинский район» удовлетворить частично.

 

Признать незаконным бездействие Муниципального дошкольного образовательного учреждения Озерский детский сад «Одуванчик»  по приведению здания и помещений в соответствие с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций», утвержденных постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26, Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС РФ от 12.12.2007 №645, Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме», Норм пожарной безопасности «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к Эксплуатации», утвержденных Приказом ГУГ ПС МВД России от 31.12.1997 №84.

 

Признать незаконным бездействие Муниципального дошкольного образовательного учреждения Чердаклинский детский сад общеразвивающего вида № 2 «Солнышко» по приведению здания и помещений в соответствие с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме», Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

 

Признать незаконным бездействие Муниципального дошкольного образовательного  учреждения Малаевский детский сад по приведению здания и помещений в соответствие с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденных постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26, Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС РФ от 12.12.2007 № 645  Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

 

Признать незаконным бездействие Муниципального казенного общеобразовательного  учреждения Бряндинская средняя школа имени народной артистки России Е.А. Сапоговой по приведению здания и помещений в соответствие с требованиями Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС РФ от 12.12.2007 №645, Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», Норм пожарной безопасности «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к Эксплуатации», утвержденных Приказом ГУГ ПС МВД России от 31.12.1997 № 84.

 

Признать незаконным бездействие Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Андреевская средняя школа имени Н.Н. Благова по приведению здания и помещений в соответствие с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10  «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденных постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189, Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС РФ от 12.12.2007 №645, Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме», Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

 

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Озерский детский сад «Одуванчик», Муниципальное учреждение управление образования муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области  устранить нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в  Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Озерский детский сад «Одуванчик», а именно:  устранить протекание крыши в помещениях групп «Дружная семейка», «Смешарики»  (2 этаж, левое крыло), «Солнышко» (правое крыло, 1 этаж - спальная, приёмная), складском помещении (1 этаж, правое крыло) и привести внутреннюю отделку потолка и стен указанных помещений в соответствие с требованиями п. 5.1  СанПиН 2.4.1.3049-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к  устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.

 

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  Чердаклинский детский сад общеразвивающего вида № 2 «Солнышко», Муниципальное учреждение управление образования муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области в срок до 01.11.2015 устранить нарушение требований норм противопожарной безопасности в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Чердаклинский детский сад общеразвивающего вида № 2 «Солнышко», а именно: осуществить проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) чердачного помещения в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки); обеспечить подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещение дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; убрать под лестничным маршем на первом этаже, возле спортивного зала горючие материалы; в детской группе «Гномик» на светильник установить колпак (рассеиватель); обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта в помещении детской группы «Лесовичок»; отремонтировать устройства для самозакрывания дверей на лестничной клетке.

 

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Малаевский детский сад, Муниципальное учреждение управление образования муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области  в срок до 01.02.2016 устранить нарушение требований норм противопожарной безопасности в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении   Малаевский детский сад, а именно: разработать программу первичного инструктажа с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности; провести первичный противопожарный инструктаж в организации; обеспечить подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещение дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; установленный возле входной двери приемно-контрольный прибор защитить от несанкционированного доступа; обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты  в помещениях для сторожей, возле эвакуационного выхода из коридора, в коридоре здания, возле помещения кухни, в помещениях кухни (склад продуктов, котельная, два подсобных помещения); установить возле эвакуационных выходов из коридора и кухни ручные пожарные извещатели; разделить помещения детского сада от помещений администрации с. Малаевка между собой ограждающими  конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами.

 

Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бряндинская средняя школа имени народной артистки России Е.А. Сапоговой, Муниципальное учреждение управление образования муниципального образования «Чердаклинский район» устранить нарушение требований норм противопожарной безопасности в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Бряндинская средняя школа имени народной артистки России Е.А. Сапоговой, а именно: провести осмотр перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения, о чем сделать запись в журнале учета первичных средств пожаротушения и ежеквартальных осмотров огнетушителей;  провести  работы по очистке вентиляционных камер и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта; провести с руководителем или лицом, ответственным за пожарную безопасность первичный противопожарный инструктаж непосредственно на рабочем месте и составить программу  первичного противопожарного инструктажа; в помещениях архива на втором этаже и в раздевальной комнате столовой здания  образовательного учреждения  на светильники установить колпаки (рассеиватели); организовать проведение проверки работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода с составлением соответствующих актов; отремонтировать устройства для самозакрывания дверей (доводчики) на двух дверях, ведущих из коридора первого и второго этажей непосредственно на лестничную клетку; обработать пожарный шкаф, расположенный на первом этаже у приемно-контрольного прибора огнеупорным покрытием; устранить в кабинете технологии на первом этаже нарушения по эксплуатации удлинителя, отремонтировать повреждения электрических розеток; разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности, указав лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности; обеспечить в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с  учетом  технической документации заводов-изготовителей и сроками выполнение ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений; согласовать программу пожарно-технического минимума для руководителей и ответственных за пожарную безопасность общеобразовательных   школ  в установленном порядке с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; разработать инструкцию о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре.

 

Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Андреевская средняя школа имени Н.Н. Благова, Муниципальное учреждение управление образования муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области устранить нарушения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Андреевская средняя школа имени Н.Н. Благова, а именно: привести напольное покрытые в учебных кабинетах № 3, № 9, раздевалках, спортивном зале в соответствии с требованиями п. 4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; привести потолок, стены    спортивного зала в соответствии с требованиями п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; привести окна в холле 1 этажа в соответствии с требованиями п. 6.8, 6.10 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

 

При недостаточности средств для устранения выявленных недостатков  финансирование произвести с Муниципального учреждения администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области за счет средств бюджета муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области.

 

В остальной части в удовлетворении исковых требований прокурору Чердаклинского района Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Колобковой О.Б., пояснения представителя муниципального учреждения управления образования муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области Айнетдиновой Т.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Колгановой Е.А., просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетнего возраста к МОУ «Октябрьский сельский лицей», МДОУ Озерский детский сад «Одуванчик», МДОУ Малаевский детский сад, МДОУ Чердаклинский детский сад общеразвивающего вида № 2 «Солнышко», МКОУ Андреевская средняя школа имении Н.Н. Благова,  МКОУ Бряндинская средняя школа имени народной артистки Е.А. Сапоговой, муниципальному учреждению управления образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области (далее по тексту – управление образования МО «Чердаклинский район»), муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области (далее по тексту – администрация МО «Чердаклинский район»), МУ КУМИЗО МО «Чердаклинский район» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по производству работ в образовательных учреждениях.   

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований законодательства при организации санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, вскрыты нарушения прав несовершеннолетних на охрану их жизни и здоровья. Из материалов проверки следует, что образовательными учреждениями ненадлежащим образом исполняются требования санитарного законодательства, требования норм пожарной безопасности, что создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних. Со стороны ответчиков мер к охране жизни и здоровья несовершеннолетних, посещающих указанные учреждения, не принимается. Прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетнего возраста, просил признать незаконным бездействие Муниципального дошкольного образовательного учреждения Озерский детский сад «Одуванчик», Муниципального дошкольного образовательного учреждения Чердаклинский детский сад №2 «Солнышко», Муниципального дошкольного образовательного учреждения Малаевский детский сад, Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Бряндинская средняя школа имени народной артистки России Е.А. Сапоговой, Муниципального общеобразовательного учреждения Октябрьский сельский лицей, Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Андреевская средняя школа им. Н.Н. Благова по приведению зданий и помещений в соответствие с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.4.1.3049-13, Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС РФ от 12.12.2007 №645, Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме», Норм пожарной безопасности «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к Эксплуатации», утвержденных Приказом ГУГ ПС МВД России от 31.12.1997 №84, Федеральным законом №123-Ф3.

Обязать МДОУ Озерский детский сад, МУ управление образования  МО «Чердаклинский район» Ульяновской области устранить выявленные нарушения следующим образом: заменить кровлю в группах «Дружная семейка», «Смешарики» (2 этаж, левое крыло), «Солнышко» (правое крыло, 1 этаж - спальная, приёмная), складском помещении (1 этаж, правое крыло); произвести ремонт потолка и стен.

Обязать МДОУ Чердаклинский детский сад №2, МУ управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области устранить выявленные нарушения в срок до 01.11.2015 следующим образом: осуществить проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) чердачного помещения в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки); обеспечить подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещение дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; убрать под лестничным маршем на первом этаже, возле спортивного зала горючие материалы; в детской группе «Гномик» на светильник установить колпак (рассеиватель); обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожарной сигнализации) в помещении детской группы «Лесовичок»; отремонтировать устройства для самозакрывания дверей на лестничной клетке.

Обязать МДОУ Малаевский детский сад, МУ управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области устранить выявленные нарушения в срок до 01.02.2016 следующим образом: разработать программу первичного инструктажа с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности; провести первичный противопожарный инструктаж в организации; обеспечить подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещение дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; установленный возле входной двери приемно-контрольный прибор защитить от несанкционированного доступа; обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты (автоматические установки пожарной сигнализации) в помещениях для сторожей, возле эвакуационного выхода из коридора, в коридоре здания, возле помещения кухни, в помещениях кухни (склад продуктов, котельная, два подсобных помещения); установить возле эвакуационных выходов из коридора и кухни ручные пожарные извещатели; разделить помещения детского сада от помещений администрации с.Малаевка между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами.

Обязать  МКОУ Бряндинская средняя школа, МУ управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской устранить выявленные нарушения следующим образом: ежеквартально проводить осмотр перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения, о чем делать записи в журнале учета первичных средств пожаротушения и ежеквартальных осмотров огнетушителей; проводить не реже 1 раза в год работы по очистке вентиляционных камер и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта; провести с руководителем или лицом, ответственным за пожарную безопасность первичный противопожарный инструктаж непосредственно на рабочем месте и составить программу первичного противопожарного инструктажа; в помещениях архива на втором этаже и в раздевальной комнате столовой здания МКОУ Бряндинская средняя школа на светильники установить колпаки (рассеиватели); организовать проведение проверок работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода с составлением соответствующих актов; отремонтировать устройства для самозакрывания дверей (доводчики) на двух дверях, ведущих из коридора первого и второго этажей непосредственно на лестничную клетку; обработать пожарный шкаф, расположенный на первом этаже у приемно-контрольного прибора, огнеупорным покрытием; устранить в кабинете технологии на первом этаже нарушения по эксплуатации удлинителя, отремонтировать повреждения электрических розеток; разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности, указав лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности; обеспечить в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов- изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией); согласовать программу пожарно-технического минимума для руководителей и ответственных за пожарную безопасность общеобразовательных школ в установленном порядке с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; разработать инструкцию о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре.

Обязать МКОУ Андреевская средняя школа, МУ управление образования  МО «Чердаклинский район» Ульяновской области устранить выявленные нарушения следующим образом: заменить напольное покрытые в учебных кабинетах № 3, № 9, раздевалках; произвести косметический ремонт спортивного зала (побелить потолок, покрасить стены и полы), заменить оконные стекла и отремонтировать фрамуги в холле 1 этажа.

Обязать МОУ Октябрьский сельский лицей, МУ управление образования  МО «Чердаклинский район» Ульяновской области устранить выявленные нарушения, следующим образом: осуществить проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) чердачного помещения в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки); в помещении лаборантской кабинета химии на светильники установить колпаки (рассеиватели) и отремонтировать повреждения электрических розеток; обеспечить подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещение дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Кроме того, просил обязать администрацию МО «Чердаклинский район» выделить необходимые денежные средства образовательной организации на устранение вышеуказанных нарушений законодательства.

Определением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 31 августа 2015 года прекращено производство по гражданскому делу в части исковых требований к МОУ «Октябрьский сельский лицей» в связи с отказом прокурора от иска.

Процессуальное положение МУ КУМИЗО МО «Чердаклинский район» Ульяновской области изменено с ответчика на третье лицо.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе муниципальное учреждение управление образования муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области просит изменить решение суда. Жалоба мотивирована несогласием с выводами о бездействии управления образования МО «Чердаклинский район», возложении на него обязанности устранить нарушения требований законодательства в области санитарно – эпидемиологического благополучия населения в вышеуказанных образовательных организациях без указания конкретных сроков их устранения, а также об исключении администрации МО «Чердклинский район» из числа лиц, обязанных провести соответствующие мероприятия. Обращает внимание, что решение вопросов местного значения в сфере образования относится к полномочиям органов местного самоуправления. Управление образования МО «Чердаклинский район» не может самостоятельно финансировать мероприятия по содержанию зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций и обустройству прилегающих к ним территорий. Муниципальные образовательные учреждения, являясь некоммерческими организациями, финансируются из муниципального бюджета. Для получения денежных средств необходимо соблюдение ряда процедур, требующих определенного времени. Проведение крупных ремонтных работ возможно только при включении данных организаций в федеральные программы, финансирование которых в настоящее время приостановлено. Считает, что суд без учета данных обстоятельств, а также норм действующего законодательства, принял решение, не установив разумные сроки для исполнения решения суда. Отсутствие установленных судом сроков предполагает обязанность должника исполнить решение суда в пятидневный срок со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства. Однако решение суда не представляется  возможным исполнить в течение этого срока исходя из объема ремонтных работ, необходимости получения финансирования. Кроме того, указывает, что прокурорская проверка, проведенная с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора, не соответствует требованиям Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору  в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, утвержденного приказом данной Федеральной службы от 16.07.2012 № 764,  а также положениям  ст.ст. 10, 12,16, 17, 18, 21 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и п.1.3.1 Приказа Генпрокуратуры России от 27.03.2009 № 93. При этом ответчики были лишены возможности досудебного обжалования решений и действий должностных лиц, проводивших проверку. В частности, после проведения проверки ответчики были лишены возможности ознакомиться с ее результатами, им не выдавалось предписаний для устранения выявленных нарушений с указанием сроков их исполнения. По результатам повторной проверки,  проведенной в период рассмотрения дела в суде, прокурор уточнил заявленные исковые требования с учетом новых нарушений. Однако ответчики узнали о результатах проверки только в судебном заседании и не имели возможности принять меры для их устранения до окончания рассмотрения дела.

МУ КУМИЗО МО «Чердаклинский район», МДОУ Озерский детский сад «Одуванчик» в своих отзывах на апелляционную жалобу фактически поддержали ее доводы.

В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Чердаклинского района Ульяновской области полагает решение суда законным и обоснованным.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, которые надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной  инстанции   рассматривает дело в пределах доводов, изложенных  в апелляционной  жалобе  и  возражениях относительно  жалобы.

Рассмотрев доводы жалобы, возражений на нее, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, апелляционная инстанция не находит оснований для  его отмены либо изменения.

Статья 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ст. 28 данного Федерального закона  образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации (п.1).

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (п.5).

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.6).

В силу п. 1 ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.

Статья 37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» обязывает руководителей организаций соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.

Как следует из материалов дела, в мае 2015 года прокуратурой Чердаклинского района Ульяновской области с привлечением специалистов территориального отдела Управления Роспотребнадзора и Отдела надзорной деятельности по Старомайнскому и Чердаклинскому районам Ульяновской области УНД и ПР ГУ МЧС России по Ульяновской области проведены проверки  соблюдения законодательства о несовершеннолетних в МДОУ Озерский детский сад «Одуванчик», МДОУ Малаевский детский сад, МДОУ Чердаклинский детский сад общеразвивающего вида № 2 «Солнышко», МКОУ Андреевская средняя школа имении Н.Н. Благова,  МКОУ Бряндинская средняя школа имени народной артистки Е.А. Сапоговой, в ходе которых выявлены нарушения прав несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, выразившиеся в ненадлежащей организации санитарно-эпидемиологического благополучия учреждений и нарушении правил пожарной безопасности.

Конкретные нарушения по каждому из образовательных учреждений  подтверждены сообщением заместителя начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в г.Димитровграде Ваньковой Е.Л. от 26.08.2013 г. № 939, документами о результатах проверок.

Суд, проверив доводы сторон относительно выявленных  нарушений, возложил на вышеуказанные образовательные учреждения и управление образования МО «Чердаклинский район» обязанность по их устранению путем проведения конкретных работ.

Решение суда в части объема выявленных нарушений не обжалуется.

Не соглашаясь с решением суда, муниципальное учреждение управления образования муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области ссылается на несогласие с выводами суда первой инстанции о бездействии управления образования МО «Чердаклинский район», возложении на него обязанности устранить нарушения требований законодательства в вышеуказанных образовательных организациях без указания конкретных сроков их устранения, а также об исключении администрации МО «Чердклинский район» из числа лиц, обязанных провести соответствующие мероприятия.

Судом первой инстанции установлено, что управление образования МО «Чердаклинский район», в соответствии с  уставами вышеуказанных образовательных организаций, является их учредителем. Отношения между учреждением и учредителем определяются договором, заключенным между ними в соответствии с действующим законодательством РФ. Именно к компетенции учредителя относится создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в учреждении, обеспечение содержания зданий и сооружений, относящихся к учреждению, и обустройство прилегающих территорий.

В соответствии с п. 1.1 Положения о Муниципальном учреждении управлении образования муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области от 14.12.2012 № 91, оно является отраслевым органом администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, обеспечивающим осуществление государственной политики в области дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего образования и дополнительного образования на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области.

Управление образования осуществляет полномочия по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений Чердаклинского района, обустройство прилагающих к ним территорий (п. 2.5), исполняет функции главного распорядителя средств  бюджета МО «Чердаклинский район», осуществляет финансирование учреждений, подведомственных Управлению образования, в пределах утвержденных бюджетных смет и планов финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год (п. 3.1), формирует бюджетные заявки на финансирование расходов, необходимых для осуществления функций и полномочий управления образования (п.3.2).

В силу ст. 123.21 ГК РФ учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

В частности, пунктом 4 ст. 123.22 ГК РФ установлено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Принимая во внимание вышеприведенные положения закона в их системном толковании, полномочия ответчиков, суд обоснованно возложил обязанность по устранению выявленных нарушений непосредственно на муниципальные образовательные организации, являющиеся казенными учреждениями, и их учредителя.

Вопреки доводам жалобы, суд, исходя из полномочий администрации муниципального образования «Чердаклинский район», возложил на нее обязанность финансировать проведение работ, указанных в решении, при недостаточности средств для устранения выявленных недостатков.

Дело было рассмотрено в пределах заявленных требований и с учетом возражений ответчиков.

Суд, оценив  представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, пришел к верному выводу об обоснованности уточненных исковых требований.

В ходе судебного разбирательства прокурор, воспользовавшись своим процессуальным правом истца, предусмотренным ст. 39 ГПК РФ,  уточнил  свои исковые требования с учетом результатов повторной проверки, проведенной в связи с возражениями  ответчиков относительно объема неустраненных недостатков.

В связи с этим несостоятельна ссылка в жалобе на Административный регламент, который регулирует сроки и последовательность административных процедур и административных действий, осуществляемых должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) при осуществлении государственного контроля за выполнением требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.

В данном случае прокуратура проводила собственную проверку с привлечением специалистов Роспотребнадзора. Данная проверка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», предусматривающим осуществление полномочий по прокурорскому надзору независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, что не входит в компетенцию органов прокуратуры.

Напротив, Приказом Генпрокуратуры России от 27.03.2009 N 93 о реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ органам прокуратуры предписано  обеспечить надзор за исполнением положений данного Федерального закона.
          В ходе рассмотрения настоящего спора прокурором представлено сообщение Роспотребнадзора в качестве доказательства по гражданскому – правовому спору. Данное доказательство не имело преимущественного значения, оценивалось в совокупности с другими доказательствами, в том числе с объяснениями представителей ответчиков, которые фактически согласились с объемом выявленных нарушений.

Доводы жалобы относительно необходимости определения срока проведения работ, указанных судом, не влияют на правильность принятого решения. В этой части суд верно указал, что действующим законодательством не предусмотрены сроки устранения нарушений санитарных  норм и правил.

Ссылка на невозможность исполнения решения суда в части возложения обязанности по устранению нарушений санитарных  норм и правил в срок, установленный для добровольного исполнения Федеральным законом РФ «Об исполнительном производстве», не может служить основанием для изменения решения.

В случае наличия объективных причин невозможности исполнения решения суда в установленный законом срок, ответчики не лишены права обратиться в суд, принявший решение, в порядке ст. 203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке или рассрочке  исполнения решения суда.

Не могут быть приняты во внимание и доводы относительно неясности решения суда в части возложения на муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Чердаклинский район» обязанности произвести финансирование за счет средств бюджета мероприятий по устранению недостатков.

Согласно ст. 202 ГПК РФ в случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя вправе разъяснить его.

С учетом изложенного, выводы суда по делу являются законными и обоснованными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего гражданского законодательства при его правильном толковании. Решение суда является правильным и изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 31 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального учреждения управления образования муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: