УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Старостина
И.М. Дело № 33-
5474/2015
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е
Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
08 декабря 2015 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Казаковой М.В.
судей Чурбановой Е.В., Коротковой Ю.Ю.
при секретаре
Штукатурове С.В.
рассмотрела в открытом
судебном заседании дело по апелляционной жалобе
Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской
области на решение Инзенского
районного суда Ульяновской области от 05 октября 2015 года, по
которому постановлено:
Уточнённые исковые
требования прокурора Инзенского района Ульяновской области удовлетворить.
Обязать Министерство
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
обеспечить Говорухину Н*** В***, *** года рождения, уроженку дер.С***
Инзенского района Ульяновской области!%, специализированным благоустроенным
жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения на территории г.И*** Инзенского района
Ульяновской области.
Заслушав доклад
судьи Казаковой М.В., заключение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Инзенского
района Ульяновской области, действуя в интересах Говорухиной Н.В., обратился в
суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, органу опеки
и попечительства администрации муниципального образования «Инзенский район» о
признании незаконным бездействия по обеспечению специализированным
благоустроенным жилым помещением, предоставлении жилья. В обоснование иска указал, что
Говорухина Н.В., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей: ее родители Говорухина Т.Д. и Говорухин
В.В. решением Инзенского районного суда Ульяновской области от ***.2006
лишены родительских прав. В настоящее
время Говорухина Н.В. проживает по адресу: Ульяновская область, г.И*** - в
квартире приёмных родителей, жилого
помещения в собственности либо по договору социального найма не имеет. ***2014
Говорухина Н.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного
государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего
времени жилое помещение ей не предоставлено. Просил обязать
Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области обеспечить Говорухину Н.В. специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору
найма специализированного жилого помещения в г.И*** Ульяновской области.
Рассмотрев данный
спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и
принять новое решение. Указывает, что жилое помещение не представлено по
причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской
области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление истцу
первоочередного права на получение жилого помещения специализированного
жилищного фонда по договору социального найма, нарушает права других
детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Дополнительно
указывает, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от
14.10.2014 №466-П Говорухина Н.В.
может обратиться в Министерство с заявлением о назначении ежемесячной денежной
компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере *** рублей с
приложением соответствующих документов.
Дело рассмотрено в
отсутствии сторон, извещенных о месте и времени судебного
разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации
суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
Из материалов дела
следует, что Говорухина Н.В., *** года рождения, относится к числу детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей: ее родители Говорухина Т.Д. и
Говорухин В.В. решением Инзенского районного суда Ульяновской области от ***2006
лишены родительских прав. В настоящее
время Говорухина Н.В. проживает по адресу: Ульяновская область, г.И*** - в
квартире приёмных родителей, жилого
помещения в собственности либо по договору социального найма не имеет.
***2014 Говорухина
Н.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые
подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного
жилищного фонда Ульяновской области.
Поскольку жилье
Говорухиной Н.В. не предоставлено, прокурор Инзенского района Ульяновской
области обратился в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение
об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически
значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований,
предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора в интересах Говорухиной Н.В., не
установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Согласно ч.1 ст.
109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма
специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации.
В соответствии со
ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996
№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от
29.02.2012 № 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по
договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в
случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается
невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на
территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке,
установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно
предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения
предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 указанного Закона, по
достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной
дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных
законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть
предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1, ранее чем по достижении ими
возраста 18 лет.
Орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном
законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями в соответствии с п.1 ст.8 поименованного Закона.
Таким образом,
федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых
помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам,
указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу
относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в
собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению
жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в
образовательном учреждении.
При этом ни ст. 8
Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают
очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого
помещения по договору найма специализированного жилого помещения
соответствующей категории граждан.
В соответствии с
ч.2 ст. 4 Закона Ульяновской области «Об обеспечении жилыми помещениями
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории
Ульяновской области» от 21.12.2012 № 200-ЗО дети-сироты обеспечиваются
специализированными жилыми помещениями по их выбору: 1) по месту их выявления и
устройства под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в
организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на
территории Ульяновской области; 2) по месту окончания пребывания в
образовательной организации или иной организации, в том числе в учреждении социального
обслуживания населения; 3) по месту трудоустройства по окончании пребывания в
образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения,
учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в
установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также по окончании прохождения военной службы по призыву либо
отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории Ульяновской
области; 4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на
воспитании под опекой (попечительством), в приемной или патронатной семье; 5)
по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в случае признания
невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.
Поскольку
Говорухина Н.В., относящаяся к кругу лиц, подлежащих льготному обеспечению
жильем, достигла возраста 18 лет, жилья на праве собственности либо по договору
социального найма не имеет, проживает на территории г. И*** Ульяновского
района, суд пришел к правильному выводу о том, что она подлежит обеспечению
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в
указанном муниципальном образовании.
Обстоятельства
дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
Доводы,
приведенные Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно отсутствия
жилья на территории муниципального образования и наличие очередности среди
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь
отмену решения суда.
Согласно
положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской
Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет своей
целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного
финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем таких
детей. Следовательно, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения
жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так
же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для
отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма
специализированного жилого помещения.
Ссылки в жалобе
возможность получения истицей ежемесячной денежной компенсации за наем
(поднаем) жилого помещения основанием к отмене решения суда не являются, так
как выплата такой компенсации не освобождает ответчика от выполнения
обязательства по обеспечению Говорухиной
Н.В. специализированным жильем.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Инзенского районного суда Ульяновской области
от 05 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: