Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О зачете периодов работы в спец.стаж, назначении досрочной пенсии
Документ от 01.12.2015, опубликован на сайте 22.12.2015 под номером 56001, 2-я гражданская, о назначении пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Сычева О.А.                                                                         Дело № 33- 5023/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   01 декабря 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.

судей   Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Железнодорожном районе города Ульяновска Ульяновской области на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 09 сентября 2015 года, по  которому постановлено:

 

Исковые требования Крупенниковой Е*** Г***  удовлетворить в полном объеме.

Признать не соответствующим закону решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе города Ульяновска Ульяновской области от *** 2015 года № ***  в части отказа принятии к зачету Крупенниковой Е*** Г*** периодов ее трудовой деятельности: с 5 июня 1995 года по 8 июля 1995 года, с 1 сентября 2003 года по 13 июля 2004 года, с 1 сентября 2004 года по 21 июля 2005 года, с 1 сентября 2005 года по 21 июля 2006 года, с 1 сентября 2006 года по 21 июля 2007 года, с 1 сентября 2007 года по 21 июля 2008 года, с 1 сентября 2008 года по 21 июля 2009 года, с 1 сентября 2009 года по 21 июля 2010 года, с 1 сентября 2010 года по 21 июля 2011 года, с 1 сентября 2011 года по 21 июля 2012 года, с 1 сентября 2012 года по 21 июля 2013 года, с 1 сентября 2013 года по 22 июля 2014 года, и об отказе в назначении Крупенниковой Е*** Г*** досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Возложить обязанность на Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе города Ульяновска Ульяновской области включить Крупенниковой Е*** Г***    в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды ее трудовой деятельности:

с 5 июня 1995 года по 8 июля 1995 года – курсы повышения квалификации в период работы в должности учителя русского языка и литературы в средней школе № *** г. Ульяновска,

с 1 сентября 2003 года по 13 июля 2004 года, с 1 сентября 2004 года по 21 июля 2005 года, с 1 сентября 2005 года по 21 июля 2006 года, с 1 сентября 2006 года по 21 июля 2007 года, с 1 сентября 2007 года по 21 июля 2008 года, с 1 сентября 2008 года по 21 июля 2009 года, с 1 сентября 2009 года по 21 июля 2010 года, с 1 сентября 2010 года по 21 июля 2011 года, с 1 сентября 2011 года по 21 июля 2012 года, с 1 сентября 2012 года по 21 июля 2013 года, с 1 сентября 2013 года по 22 июля 2014 года – периоды работы в должности учителя русского языка и литературы в школе Автономной Некоммерческой негосударственной общеобразовательной организации «Учебно-воспитательный комплекс «Л***», переименованной в Общеобразовательную Автономную некоммерческую организацию «Образовательный центр «Л***».

Возложить обязанность на Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе города Ульяновска Ульяновской области назначить Крупенниковой Е*** Г*** досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 6 февраля 2015 года с учетом вышеуказанных периодов работы.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В.,   судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Крупенникова Е. Г. обратилась в суд с иском  к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Железнодорожном районе города Ульяновска о защите пенсионных прав.

В обоснование иска указала, что ***.2015 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку не менее 25 лет осуществляла  педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Решением Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Железнодорожном районе города Ульяновска Ульяновской области от ***2015  № ***  истице было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. При этом в ее специальный стаж не были включены периоды работы: с 05.06.1995  по 08.07.1995 - нахождения на курсах повышения квалификации, с 01.09.2003  по 12.08.2014 в должности  учителя русского языка и литературы Автономной Некоммерческой негосударственной общеобразовательной организации «Учебно-воспитательный комплекс «Л***», переименованной в Общеобразовательную Автономную некоммерческую организацию «Образовательный центр «Л***». Решение ответчика считала незаконным.

С учетом уточненных исковых требований, Крупенникова  Е.Г. просила признать незаконным решение от ***2015  № *** в части отказа в принятии к зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов ее работы:  с 05.06.1995  по 08.07.1995 нахождение на  курсах повышения квалификации в период работы в должности учителя русского языка и литературы в средней школе № *** г. Ульяновска;  в должности учителя в школе Автономной некоммерческой негосударственной общеобразовательной организации «Учебно-воспитательный комплекс «Л***», переименованной в общеобразовательную автономную  некоммерческую организация «Образовательный центр «Л***»: с 01.09.2003  по 13.07.2004, с 01.09.2004  по 21.07.2005, с 01.09.2005 по 21.07.2006, с 01.09.2006  по 21.07.2007, с 01.09.2007  по 21.07.2008, с 01.09.2008  по 21.07.2009, с 01.09.2009  по 21.07.2010, с 01.09.2010 по 21.07.2011, с 01.09.2011 по 21.07.2012, с 01.09.2012  по 21.07.2013, с 01.09.2013 по 22.07.2014,  в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», включить указанные спорные периоды в ее специальный трудовой стаж, и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с *** 2015.

 

Рассмотрев данный спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить. При этом указывает, что период работы истицы в Автономной Некоммерческой негосударственной общеобразовательной организации «Учебно-воспитательный комплекс «Л***», переименованной в Общеобразовательную Автономную некоммерческую организацию «Образовательный центр «Л***» не может быть включен в специальный стаж поскольку, данное учреждение не предусмотрено Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, утвержденным  Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Кроме того, школа как структурное подразделение указанной организации не выделена, наименование структурного подразделения «школа» указанными Правилами не предусмотрено. Тип и вид школы в штатных расписаниях и штатных расстановках отсутствует. Положение о структурном подразделении - школа за проверяемый период не издавалось. Также страхователь ОАНО ОЦ «Л***» льготный характер работы истицы в спорный период не подтвердил.  По мнению автора жалобы, необоснованно суд включил в специальный стаж и период нахождения истицы на курсах повышения квалификации.

Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно Конституции Российской федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена  на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый  имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом ( ст.ст.7, 37 ч.3, 39 ч.1 Конституции РФ).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 частью 2 Конституции РФ устанавливаются законом. Определяя в закон правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). При этом, такая дифференциация должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части1 и 2 Конституции РФ), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие  различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют  объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии, лежащие в основе   установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть взаимообусловлены.

Кроме того, как отмечалось в  Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» принципы равенства и справедливости , на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагает, по смыслу статьей 1,2, 6 (часть2), 15 (часть 4), 17 (часть1), 18, 19 и 55 (часть1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано , т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

С 01.01.2015 вступи в силу Федеральный закон от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Крупенникова Е.Г., *** года рождения, ***2015 обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», представив требуемые документы.

Решением Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе города Ульяновска Ульяновской области от ***2015  № ***  Крупенниковой Е.Г. было отказано в принятии к зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности периодов ее работы в должности учителя русского языка и литературы: с 05.06.1995  по 08.07.1995 в средней школе № *** г. Ульяновска (нахождение на курсах повышения квалификации), с 01.09.2003  по 12.08.2014 в ОАНО «Образовательный центр «Л***», а также отказано в назначении Крупенниковой Е.Г.  досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013  № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со ссылкой на то, что ее специальный трудовой стаж на день обращения составляет 15 лет 4 месяца 13 дней при требуемых не менее 25 годах .

Удовлетворяя исковые требования Крупенниковой  Е.Г. о признания незаконным решения пенсионного органа в части  отказа во включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение  страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, следующих периодов работы в должности учителя русского языка и литературы: с 05.06.1995  по 08.07.1995 в средней школе № *** г. Ульяновска (нахождение на курсах повышения квалификации); в школе Автономной некоммерческой негосударственной общеобразовательной организации «Учебно-воспитательный комплекс «Л***», переименованной в общеобразовательную автономную  некоммерческую организация «Образовательный центр «Л***»: с 01.09.2003  по 13.07.2004, с 01.09.2004  по 21.07.2005, с 01.09.2005 по 21.07.2006, с 01.09.2006  по 21.07.2007, с 01.09.2007  по 21.07.2008, с 01.09.2008  по 21.07.2009, с 01.09.2009  по 21.07.2010, с 01.09.2010 по 21.07.2011, с 01.09.2011 по 21.07.2012, с 01.09.2012  по 21.07.2013, с 01.09.2013 по 22.07.2014;  отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и обязании ответчика назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости с 06.02. 2015, суд правомерно исходил из доказанности того, что в оспариваемые периоды истица осуществляла  педагогическую деятельность в  учреждениях для детей, при выполнении нормы рабочего времени.

В соответствии со ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Списки  работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно утвержденному указанным постановлением Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусмотрены наименования должностей: учитель, воспитатель, а также наименования учреждений: общеобразовательные учреждения: школы всех наименований.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Согласно п. 13 Правил в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы).

Как следует из материалов дела,  Крупенникова  Е.Г. работала: с 15.08.1988  по 12.10.1988  учителем русского языка и литературы Н*** средней школы; с 12.10.1988  по 20.08.2003  учителем русского языка и литературы средней школы № *** г. Ульяновска, далее переименованной в  среднюю общеобразовательную школу № ***, в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № ***»; с 01.09.2003  по 12.08.2014 – учителем русского языка и литературы школы Автономной некоммерческой негосударственной общеобразовательной организации «Учебно-воспитательный комплекс «Л***», переименованной в Общеобразовательную Автономную некоммерческую организацию «Образовательный центр «Л***»; с 25.08.2014  по настоящее время работает учителем русского языка и литературы МАОУ «Л***

Управлением Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Ульяновске Крупенниковой Е.Г. зачтены в ее общий и страховой стаж педагогической деятельности периоды работы: с 15.08.1988  по 12.10.1988  (кроме периода с 05.06.1995  по 08.07.1995 – курсы повышения квалификации),  с 25.08.2014  по день обращения в Пенсионный фонд – по должности учителя. С учетом этих периодов специальный трудовой стаж на день обращения 06.02.2015  составил 15 лет 4 месяца 13 дней.

В соответствии со ст.196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата.

Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Поскольку  в оспариваемый период с 05.06.1995 по 08.07.1995  истица, занимая должность учителя, направлялась на курсы повышения квалификации  работодателем, за ней  сохранялось рабочее место, выплачивалась заработная плата и производились отчисления в пенсионный фонд, суд правильно  пришел к выводу о том, что вышеуказанный период подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.  

Доводы апелляционной жалобы в данной части основаны на неправильном толковании закона, а потому основанием к отмене решения суда не являются.

Также правомерно судом были зачтены в специальный стаж периоды  работы истицы учителем русского языка и литературы  в школе Автономной  Некоммерческой негосударственной общеобразовательной организации «Учебно-воспитательный комплекс «Л***», переименованной в общеобразовательную автономную некоммерческую организацию «Образовательный центр «Л***»: с 01.09.2003  по 13.07.2004, с 01.09.2004  по 21.07.2005, с 01.09.2005 по 21.07.2006, с 01.09.2006  по 21.07.2007, с 01.09.2007  по 21.07.2008, с 01.09.2008  по 21.07.2009, с 01.09.2009  по 21.07.2010, с 01.09.2010 по 21.07.2011, с 01.09.2011 по 21.07.2012, с 01.09.2012  по 21.07.2013, с 01.09.2013 по 22.07.2014.

В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет. В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.

Автономная Некоммерческая негосударственная общеобразовательная организация «Учебно-воспитательный комплекс «Л***» является некоммерческой организацией, создано на основании решения от ***.2000 г. Запись о некоммерческой организации внесена в ЕГРЮЛ от ***.2003 г. за № ***

*** 2014 года Автономная Некоммерческая негосударственная образовательная организация «Учебно- воспитательный комплекс "Л***"» была переименована в Общеобразовательную Автономную некоммерческую организацию «Образовательный центр «Л***» (сведения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, внесены в Единый государственный реестр юридических лиц *** 2014 года за государственным регистрационным номером ***).

На основании лицензий на образовательную деятельность, выданных за спорный период Московским департаментом образования, в том числе с 20.09.2000 г. по 01.07.2003 г., с  10.02.2003 г. по 12.05.2007 г., с 13.12.2006 г. по 13.12.2011 г., с 28.02.2012 года до бессрочно, Автономной Некоммерческой негосударственной общеобразовательной организации «Учебно-воспитательный комплекс «Л***»,!% переименованной в Общеобразовательную Автономную некоммерческую организацию «Образовательный центр «Л***»!% дано право на ведение начального общего, основного общего, общего, среднего (полного) общего образования.

Согласно Уставу Автономной некоммерческой образовательной организации «Учебно-воспитательный центр «Л***!%», зарегистрированному в Московской регистрационной палате Правительства Москвы ***2000 г.,  это юридическое лицо создано для осуществления образовательного процесса и воспитания обучающихся, осуществляет: дошкольное образование,  общеобразовательное (начальное общее, основное общее, среднее (полное) обще образование, дополнительное образование взрослых, дополнительное образование детей (п.2.1 Устава). Одной из задач Автономной Некоммерческой негосударственной общеобразовательной организации «Учебно-воспитательный комплекс «Л***» является организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с Законом «Об образовании» (п.2.3 Устава). В силу п. 2.7.1. в указанном учреждении осуществляется реализация программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего, а также дополнительного образования граждан.

В последующих редакциях Устава указанные положения также воспроизведены.

Согласно Положению о структурном подразделении УВК «Л***» образовательном учреждении школа «Л***» (утвержден приказом по школе, протокол № *** решения педсовета) указанная школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, общего, среднего (полного) общего образования, является общеобразовательным учреждением.

В соответствии с пунктом 1 и абзацем 1 пункта 3 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании», действовавшего по состоянию на период возникновения рассматриваемых трудовых отношений предусмотрено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).

Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с настоящим Федеральным законом собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Статьей 55 указанного Закона было установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Дав верную правовую оценку всем представленным доказательствам, при правильном толковании и применении норм материального права, суд обоснованно пришел к выводу о том, что в оспариваемые периоды Крупенникова Е.Г. работала  в должности учителя русского языка и литературы, а также воспитателя (по совместительству)  в школе Автономной Некоммерческой негосударственной общеобразовательной организации «Учебно-воспитательный комплекс «Л***», переименованной в Общеобразовательную Автономную некоммерческую организацию «Образовательный центр «Л***». Указанную педагогическую деятельность истица осуществляла в условиях полного рабочего дня, ее совокупная педагогическая нагрузка была более 1 ставки.

Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" (действовал в спорный период), учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

Формальное несоответствие наименования учреждения, в котором работала истица, наименованию учреждения, предусмотренному Списком, является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного частью 1 статьи 39 Конституции РФ; отказ в назначении пенсии на льготных условиях в зависимости от различия формального наименования организации, независимо от различия в содержании выполняемой работы, представляет собой дискриминацию, нарушающую конституционное право граждан на равенство перед законом и судом.

Таким образом, суд правомерно зачел в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности,  работу истицы  в спорный период  времени в образовательном учреждении в должности учителя.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что период работы истицы в Автономной Некоммерческой негосударственной общеобразовательной организации «Учебно-воспитательный комплекс «Л***», переименованной в Общеобразовательную Автономную некоммерческую организацию «Образовательный центр «Л***» необоснованно  включен в специальный стаж истицы поскольку, данное учреждение не предусмотрено Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, утвержденным  Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, при этом,  школа как структурное подразделение указанной организации не выделена, наименование структурного подразделения «школа» указанными Правилами не предусмотрено, не ставят под сомнение правильность принятого судом решения, поскольку основаны на иной оценке доказательств и неверном толковании закона.

По смыслу статей 8 (часть 2), 19 ( части 1 и 2), 35 (часть1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и  55 (часть3) Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Данный вывод вытекает из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 06.12.2001 № 310-О по запросу Законодательного Собрания Тверской области. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество – государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и т.д., само по себе не представляет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.

Таким образом, в действующей системе правового регулирования пенсионного обеспечения, исходящего из того, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую, лечебную либо творческую деятельность на сцене, так же как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые  устанавливаются исключительно по такому  критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки  зрения вытекающего из Конституции Российской Федерации требования равноправия применительно к  правам, гарантированным ее статьей 39 (Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 № 11-П  «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртии»).

Поскольку на день обращения в пенсионный орган -  06.02.2015  у Крупенниковой Е.Г. имелось с учетом вышеуказанных периодов работы требуемые 25 лет стажа осуществления педагогической деятельности,  то есть право на назначение досрочной трудовой пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» у нее возникло, суд правильно обязал ответчика назначить истице досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с ***2015.

В остальной части доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться  с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 09 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу  Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Железнодорожном районе города Ульяновска Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: