Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Возложение обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов
Документ от 01.12.2015, опубликован на сайте 03.12.2015 под номером 55814, 2-я гражданская, об обязании ликвидировать несанкционированную свалку, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                      Дело № 33-5044/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          1 декабря 2015 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Нефёдова О.Н.,

судей Герасимовой Е.Н. и Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Скала П.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Управления образования администрации города Ульяновска и муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 28» на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20 августа 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28», администрацию города Ульяновска, Управление образования администрации города Ульяновска устранить (ликвидировать) несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: г. ***, в южной части квартала *** микрорайона «***» по ул. ***, участок №*** по генеральному плану.

 

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Управления образования администрации города Ульяновска Бережковой Г.Н., поддержавшей доводы апелляционных жалоб; прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 28» (МБОУ СОШ № 28) об обязании устранить несанкционированную свалку бытовых и промышленных отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером *** в южной части квартала «***» микрорайона «***» по ул. ***, участок №*** по генеральному плану.

Требования мотивировал тем, что в нарушение статьи 12 Земельного кодекса РФ, статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» ответчиком, в постоянном (бессрочном) пользовании которого находится вышеуказанный земельный участок, не принимаются меры для организации надлежащего сбора и вывоза отходов с территории этого участка. Неисполнение требований по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает гарантированное статьей 42 Конституции РФ право неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. Соответствующее бездействие создает угрозу здоровью и экологическому благополучию населения, проживающего на близлежащей территории.

 

Суд привлек к участию в деле в качестве соответчиков администрацию города Ульяновска, Управление образования администрации города Ульяновска и, рассмотрев по существу предъявленные требования, постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Управление образования администрации города Ульяновска просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении предъявленных к нему и к МБОУ СОШ № 28 требований.

Полагает, что установленные судом обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, не доказаны. В частности, не установлено лицо, виновное в образовании несанкционированной свалки. МБОУ СОШ № 28 хозяйственной деятельностью не занимается. Поскольку согласно уставу этого образовательного учреждения основным видом его деятельности является реализация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с лицензией, по его вине свалка образоваться не могла.

В соответствии с разделом 4 Положения об Управлении образования администрации города Ульяновска, утверждённого решением Ульяновской Городской Думы от 24 мая 2006 г. № 90 (Приложение 7) и уставом МБОУ СОШ
№ 28 ликвидация несанкционированных свалок на территории МО «город Ульяновск» не входит в функции названных управления и школы.

 

МБОУ СОШ № 28 в апелляционной жалобе так же просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении предъявленных к нему требований. В обоснование приводит аналогичные изложенным в поданной Управлением образования администрации города Ульяновска апелляционной жалобе доводы.

 

С учетом положений статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей администрации города Ульяновска и МБОУ СОШ № 28, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах.

Положениями статьи 42 Конституции РФ, Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября
2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения городского округа.

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 3 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Единые нормы и требования в сфере благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск» установлены Правилами благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск», утвержденными постановлением Главы города Ульяновска от 24 апреля 2008 г.
№ 2951.

Согласно пункту 5.4 Правил на территории города Ульяновска запрещается накапливать и размещать отходы и мусор в несанкционированных местах.

Лица, разместившие отходы и мусор в несанкционированных местах, обязаны за свой счет производить уборку и очистку данной территории, а при необходимости – рекультивацию земельного участка.

В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы и мусор на несанкционированных свалках, удаление отходов и мусора, а при необходимости – рекультивация территорий свалок производится за счет лиц, обязанных обеспечивать содержание отведенной и прилегающей территорий в соответствии с данными Правилами.

В ходе рейдового мероприятия, проведенного Управлением Росприроднадзора Ульяновской области 14 мая 2015 г., установлено захламление территории земельного участка в *** м южнее домов №№ *** по бульвару *** в г. Ульяновске отходами производства и потребления, строительным мусором.

Указанная территория соответствует земельному участку площадью 31 700 кв.м с кадастровым номером *** по адресу: г. ***, *** район, в южной части квартала «***» микрорайона «***» по ул. ***, участок № *** по генплану, который постановлением администрации города Ульяновска от 1 августа 2013 г. № *** был передан в постоянное (бессрочное) пользование МБОУ СОШ № 28 под строительство школы.

Руководствуясь приведенными правовыми нормами и установив, что ответчики ненадлежащим образом исполняют возложенную на них законом обязанность по удалению отходов и мусора, что привело к возникновению на территории указанного участка несанкционированной свалки, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил предъявленные прокурором требования.

Доводы апелляционных жалоб, сводящиеся к тому, что МБОУ СОШ № 28 и Управление образования администрации города Ульяновска являются ненадлежащими ответчиками, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании закона.

Согласно пункту 1.2 Правил благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск» отведенной территорией является часть территории города, предоставленная в установленном порядке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам на праве собственности, аренды, ином праве пользования.

Под содержанием территории названными Правилами понимается комплекс мероприятий, проводимых на отведенной и прилегающей территориях, связанных с уборкой территории, очисткой и восстановлением решеток ливневой канализации, поддержанием в чистоте и проведением своевременного ремонта фасадов зданий, строений, сооружений, малых архитектурных форм, заборов и ограждений, содержанием строительных площадок, инженерных коммуникаций и их конструктивных элементов, зеленых насаждений, объектов транспортной инфраструктуры и иных объектов недвижимости, находящихся на земельном участке и являющихся объектами благоустройства, в соответствии с действующим законодательством.

Поскольку земельный участок с кадастровым номером *** отведен в установленном порядке МБОУ СОШ № 28, то именно оно в силу пункта 5.4 Правил благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск» отвечает за удаление с его территории отходов и мусора.

Согласно уставу МБОУ СОШ № 28 учредителем названного бюджетного учреждения является муниципальное образование «город Ульяновск», полномочия и функции учредителя от имени муниципального образования «город Ульяновск» осуществляет Управление образования администрации города Ульяновска.

В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г.
№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

С учетом того, что Управление образования администрации города Ульяновска, выполняя полномочия и функции учредителя МБОУ СОШ № 28, не обеспечило достаточное финансирование, позволяющее ликвидировать на участке несанкционированную свалку бытовых отходов, суд обоснованно возложил обязанность устранить нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований как на само образовательное учреждение, так и на орган, выполняющий полномочия и функции его учредителя.

Тот факт, что ликвидация несанкционированных свалок на территории МО «город Ульяновск» не входит в функции названных ответчиков, не является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Управления образования администрации города Ульяновска и муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 28» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи