Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об устранении нарушений закона
Документ от 24.11.2015, опубликован на сайте 08.12.2015 под номером 55784, 2-я гражданская, Признать, запретить, обязать дейсвия МБУ Юг-Сервис, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Максимов С.Ю.                                                       Дело № 33-4871/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                    24 ноября 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Королёвой А.В.,

судей Васильевой Е. В. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе муниципального бюджетного учреждения «Юг-Сервис» Новоспасского района Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 18 августа 2015 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 27 августа 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Юг-Сервис» Новоспасского района Ульяновской области удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Юг-Сервис» Новоспасского района Ульяновской области на земельном участке, расположенном возле р.п. Н***, по адресу: У*** область, Н*** район, р.п. Н***, *** км автотрассы М-5 «У***» сообщением М***-С***, кадастровый номер ***, в срок не позднее 1 месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу, восстановить отвал по всему периметру, очистив его от твердых бытовых отходов; возвести твердое покрытие в хозяйственной зоне полигона твердых бытовых отходов (ТБО).

Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Юг-Сервис» Новоспасского района Ульяновской области получить лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, размещению опасных отходов, на момент вступления настоящего решения суда в законную силу.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Юг-Сервис» Новоспасского района Ульяновской области государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме *** руб.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Новоспасского района Ульяновской области обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с иском, измененным в ходе рассмотрения дела, к МБУ «Юг-Сервис» Новоспасского района Ульяновской области об обязании ответчика на земельном участке, расположенном возле р.п. Н***, по адресу: У*** область, Н*** район, р.п. Н*** км автотрассы М-5 «У***» сообщением М***-С***, кадастровый номер ***, в срок не позднее 1 месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу, восстановить отвал по всему периметру, очистив его от твердых бытовых отходов; возвести твердое покрытие в хозяйственной зоне полигона твердых бытовых отходов; обязать ответчика получить лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, размещению опасных отходов на момент вступления настоящего решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки деятельности ответчика установлено нарушение природоохранного законодательства при размещении и утилизации (захоронении) отходов. МБУ «Юг-Сервис» не соблюдает положения Федеральных законов «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды», «О лицензировании отдельных видов деятельности», санитарных правил СП 2.1.7.1038-01. На полигоне ТБО по всему периметру отсутствует отвал, отсутствует твердое покрытие хозяйственной зоны полигона. Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности подлежит лицензированию, однако МБУ «ЮГ-Сервис» осуществляет данную деятельность в отсутствие лицензии.

Судом привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация МО «Новоспасский район» Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, ТО Управление Росприроднадзора по Ульяновской области в Кузоватовском районе, Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе МБУ «Юг-Сервис» просит отменить принятое по делу решение. В обоснование жалобы указывает, что согласно п. 4.4 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение,  которое могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. По периметру территории полигона ТБО имеется вал, в подтверждение чего в суд были представлены фотоматериалы. Также в хозяйственной зоне полигона имеется твердое покрытие. Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Ранее данная деятельность не относилась к лицензируемым видам деятельности. Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» установлено, что для осуществления вышеуказанных видов деятельности необходима лицензия. Данное положение стало действовать с 01.07.2015. Пунктом 3.1 статьи 23 Указанного Федерального закона установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.01.2016. Решением суда срок получения лицензии определен датой вступления решения в законную силу, что не  соответствует федеральному законодательству.

В заседание суда апелляционной инстанции явилась прокурор Колганова Е.А., которая поддержала заявленные прокурором Новоспасского района Ульяновской области требования, доводы апелляционной жалобы считает не подлежащими удовлетворению.

Другие участники процесса в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще. Судебная коллегия, с учетом мнения прокурора, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ч. 3 ст. 167,     ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу положений ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.

По делу установлено, что МБУ «Юг-Сервис» владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, общей площадью 29500 кв.м, расположенным по адресу: У*** область, Н*** район, р.п. Н***, кадастровый номер ***, разрешенное использование для организации свалки бытовых и производственных отходов. Ответчик осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Указанный земельный участок, используемый под полигон ТБО, расположен возле р.п. Н*** Н*** района У*** области на *** км автотрассы М-5 «У***» сообщением М***-С***.

Территория указанного земельного участка захламлена отходами производства и потребления, что создает опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки выявлены следующие нарушения в деятельности МБУ «Юг-Сервис». В нарушение требований СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 № 16, на полигоне ТБО отсутствует отвал по всему периметру полигона и твердое покрытие в хозяйственной зоне полигона. Также установлено, что МБУ «Юг-Сервис» осуществляет деятельность по сбору, транспортировке, размещению отходов IV класса опасности на полигоне ТБО без соответствующей лицензии.

Согласно протоколам результатов биотестирования № *** от 05.06.2015, № *** от 05.06.2015, твердые бытовые отходы, строительный мусор, находящиеся на указанном полигоне ТБО, относятся к IV классу опасности для окружающей среды.

Поскольку в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции нашли подтверждение факты несоблюдения МБУ «Юг-Сервис» приведенных  требований СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», суд обоснованно возложил на ответчика обязанность организовать на полигоне отвал по всему периметру полигона и твердое покрытие в хозяйственной зоне полигона.

Указание МБУ «Юг-Сервис» в апелляционной жалобе на наличие по периметру территории полигона ТБО вала и твердого покрытия опровергается материалами дела. Имеющиеся в деле фотоматериалы не подтверждают доводы ответчика в данной части.

В соответствии со ст. 9  Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»,  подп. 30 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции от 13.07.2015)  деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Согласно ранее действующей редакции подп. 30 п. 1 ст. 12 указанного Федерального закона лицензированию подлежала деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

Как установлено судом, МБУ «Юг-Сервис» осуществляет деятельность по сбору, транспортировке, размещению отходов IV класса опасности на полигоне ТБО без соответствующей лицензии.

Согласно ч. 3, ч. 3.1 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 01.07.2015, сохраняют свое действие до 01.01.2019. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.01.2016. После 01.01.2016 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Указание в решении на необходимость получения лицензии на дату вступления решения в законную силу не свидетельствует о нарушении прав заявителя.

МБУ «Юг-Сервис» осуществляет деятельность с отходами IV класса опасности.

Закон не допускает деятельность организаций по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности без лицензии, поэтому установленный судом кратчайший срок для оформления ответчиком лицензии является обоснованным.

Ссылка МБУ «Юг-Сервис» в апелляционной жалобе на Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», которым установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, получить лицензию на ее осуществление до 01.01.2016, не влечет изменение решения суда в части срока получения лицензии по указанным выше основаниям.

При наличии объективных причин, препятствующих своевременному оформлению лицензии, ответчик не лишен права обратиться за отсрочкой исполнения судебного решения.

Принятое по делу решение является законным и обоснованным, постановлено при правильном применении и толковании норм материального права, регулирующего правоотношения сторон.

Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 18 августа 2015 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 27 августа 2015 года,  оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения «Юг-Сервис» Новоспасского района Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи