Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Спор о предоставлении жилья ребенку, оставшемуся без попечения родителей
Документ от 10.11.2015, опубликован на сайте 03.12.2015 под номером 55447, 2-я гражданская, о включении в список детей-сирот с правом получения жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С УД

 

Судья Давыдова Т.Н.                                                                         Дело № 33-4737/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 10 ноября 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре Моисеевой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Антоновой Д*** А*** на решение Ленинского  районного  суда города Ульяновска от 29 июля 2015 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении иска Антоновой Д*** А*** к Главному управлению труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению  жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Антоновой Д.А., третьего лица Антоновой Л.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Антонова Д.А. обратилась с иском к Главному управлению труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области о признании ее относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области с правом на предоставление жилого помещения согласно ее заявлению.

Требования мотивировала тем, что с ***.2006 и по день совершеннолетия находилась под опекой своей бабушки – А*** Л.П., *** года рождения, на основании Постановления Главы администрации муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области. С *** 1999 года, с момента смерти своей матери,  проживала с бабушкой – А*** Л.П. Только бабушка занималась её воспитанием и содержанием. Отец истицы – А*** А.Ф. являлся инвалидом *** группы и в силу своего заболевания не мог в полной мере осуществлять свои родительские обязанности, поэтому опека была назначена с выплатой опекуну государственного пособия на содержание и воспитание истицы.  Изначально за  Антоновой Д.А. была закреплена жилая площадь по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, ул. Л*** хотя собственником данной квартиры с 2003 года являлась А*** Л.П.

Постановлением Администрации муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области от 26.02.2015  № *** «О внесении изменений в постановление Главы администрации муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области от 21.12.2006 № ***» отменен пункт о закреплении за истицей вышеуказанного жилого помещения.

Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области 02.04.2015  уведомило истицу  об отказе в удовлетворении ее заявления о постановке ее на учет и обеспечении специализированным жилым помещением как лицо, оставшееся без попечения родителей по тем основаниям, что на момент достижения совершеннолетия у неё отсутствовал статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. С данным отказом Антонова Д.А. не согласна, так как в соответствии с ранее действовавшим п.2 Приказа Министерства образования Российской Федерации от 19.08.1999 № 199 «Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» назначение и выплата указанных средств производится на детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством), родители которых неизвестны или не в состоянии лично осуществлять их воспитание, в связи с заболеванием, препятствующим выполнению ими родительских обязанностей и, в том числе с инвалидностью I или II групп, исключающую трудоспособность. Таким образом, истица полагает,  что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом к участию в деле в качестве третьего  лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,  привлечен отдел образования администрации МО  «Город Новоульяновск».

 

Рассмотрев спор по существу, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Антонова Д.А. просит отменить решение суда, считая вывод суда о том, что она не относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, незаконным. В обосновании своей позиции указывает на то, что судом не было учтено, что её отец никогда не занимался её воспитанием и содержанием. Именно поэтому она  должна быть отнесена к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что дает ей право на обеспечение жилым помещением из государственного жилищного фонда.

Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика Главного управления труда, занятости и социального  благополучия  Ульяновской области, представителей третьих лиц  Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, отдела  образования администрации МО «Город Новоульяновск», извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Антонова Д.А., *** года рождения,  с 2002 года зарегистрирована и проживает в трехкомнатной квартире общей площадью 53,21 кв.м. по адресу Ульяновская область Ульяновский район г. Н*** В данную квартиру истица была вселена со своим отцом, А*** А.Ф. Собственником указанной квартиры до  2003 года являлся дедушка истицы Антонов  Ф*** А***, после смерти которого, право собственности на квартиру в порядке наследования перешло к его супруге – бабушке истицы А*** Л.П.

В данной квартире  до ***.2014 был зарегистрирован и проживал отец истицы – А***., который снят с регистрационного учета в связи со смертью.

Мать истицы - А*** Г*** В*** умерла ***

Постановлением Главы администрации муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области от 21.12.2006 № *** в связи с тем, что отец Антоновой Д*** А***, *** года рождения, А*** А*** Ф*** – инвалид *** группы, мать – А*** Г*** В*** умерла ***, А*** Л*** П*** была назначена опекуном над внучкой Антоновой Д*** А***, *** года рождения.

В феврале – марте 2015 года Антонова Д.А., полагая, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратилась  в Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области (в настоящее время Главное управление  труда, занятости и социального благополучии Ульяновской области, с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

Решением Координационного совета по защите прав интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области от 26.03.2015 Антоновой Д.А.  отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению  жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, так как на момент достижения совершеннолетнего возраста она не приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Дав верную правовую оценку представленным доказательствам и правильно применив нормы материального права, суд обоснованно пришел к выводу о законности отказа во включении Антоновой Д.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению  жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, отказав в удовлетворении заявленных требований.

Так, согласно статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»  дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно статье 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 4, 5, 6 Закона Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в виде отдельных жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями (далее - список), осуществляется органом опеки и попечительства. В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в список включаются дети-сироты, достигшие возраста 14 лет.

Основаниями для принятия решения об отказе во включении в список являются: отсутствие у ребенка-сироты права на обеспечение специализированными жилыми помещениями.

Поскольку  Антонова Д.А. до достижения совершеннолетия проживала со своим отцом, который не был лишен в отношении нее родительских прав, опекун в судебном порядке с вопросом об установлении факта утраты истицей попечения родителей не обращалась, суд правильно пришел к выводу о том, что у истицы отсутствовал статус ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, соответственно в заявленном порядке она не подлежит обеспечению жилым помещением.

Доводы апелляционной жалобы  в части того, что ее бабушке как опекуну выплачивалось  государственное пособие на содержание и воспитание истицы, не свидетельствует о том, что Антонова Д.А. относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ссылка в апелляционной жалобе на  п. 2 Приказа Министерства образования Российской Федерации от 19.08.1999 № 199 «Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)», утративший силу 25.03.2008, как на основание для установления истице статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, основана на неверном толковании закона, а потому не ставит под сомнение правильность принятого судом решения.

Доводы  апелляционной жалобы о том, что при  жизни отец истицы не проявлял по отношению к ней заботу, не занимался ее воспитанием, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет, а потому основанием к отмене решения суда не являются.

В остальной части доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 июля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Антоновой Д*** А***  – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                        

 

Судьи