Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании нуждающимся в улучшении жилищных условий
Документ от 27.10.2015, опубликован на сайте 13.11.2015 под номером 55399, 2-я гражданская, о признании нуждающимся в улучщении жилищных условий, выдаче жилищного сертификата, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Подгорнова О.С.                                                                           Дело № 33- 4605/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        27 октября 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 08 июня 2015 года, по которому постановлено:

Исковые требования Талипова Ю*** Ю*** удовлетворить частично.

Признать Талипова Ю*** Ю*** с составом семьи четыре человека нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Обязать федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации предоставить Талипову Ю*** Ю*** на семью в составе четырех человек государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения.

В иске Талипова Ю*** Ю*** к администрации города Ульяновска, Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании выдать жилищный сертификат отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения представителя Талипова Ю.Ю. – Мурсеевой С.Е., возражавшей против доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Талипов Ю.Ю. обратился в суд с иском к администрации города Ульяновска, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании выдать жилищный сертификат.

В обоснование иска указал, что с 17 ноября 1980 года проходил военную службу в Вооруженных силах РФ. С 19 октября 2011 года был уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет на 19 октября 2011 года 18 лет 02 мес. 04 дня.

С 14 июня 1995 года проходил военную службу в в/ч ***, где 04 марта 2010 года на состав семьи из четырех человек (истец, его супруга и двое детей) было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: Ульяновский район, р.п.Г*** С момента увольнения по достижению предельного возраста пребывания на службе и до настоящего времени жилищный сертификат ему не выдавался.

Просил признать его и членов его семьи нуждающимися в получении жилья, обязать ответчиков выдать жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на состав семьи из четырех человек.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ФГКУ «Центррегионжилье» не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Талипова Ю.Ю. Указывает, что Талипв Ю.Ю. не состоял после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, поскольку до увольнения не вставал на соответствующий учет. При этом, одним из условий, предусмотренных абз. 7 подп. «а» п.5 Правил, при наличии которого уволенный с военной службы может стать участником Подпрограммы, является нахождение после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, а не в органе местного самоуправления. Не представлено истцом и доказательств обращения им до увольнения с военной службы к командованию по вопросу постановки на учет нуждающихся в порядке, определенном Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 №1280, принятия решения о признании истца нуждающимся в жилом помещении, включении истца в список очередников на получение жилых помещений. По мнению автора жалобы, Талипов Ю.Ю., нарушив заявительный порядок обращения к органу, осуществляющему принятие на учет, не вправе требовать в судебном порядке признание за ним после увольнения из рядов Вооруженных Сил права состоять на учете для получения жилого помещения в избранном месте жительства. С заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения Талипов Ю.Ю. не обращался и в ФГКУ «Центррегионжилье».

В апелляционной жалобе Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ не соглашается с решением суда, просит его отменить, ссылаясь при этом на доводы аналогичные доводам апелляционной жалобы ФГКУ «Центррегионжилье».

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что с 17.11.1980 Талипов Ю.Ю. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

19 октября 2011 года он уволен с действительной военной службы на основании подпункта «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе). На момент увольнения в запас выслуга лет в календарном исчислении составила 18 лет 2 месяца 4 дня.

На момент увольнения Талипов Ю.Ю. проживал в служебной квартире, расположенной по адресу: Ульяновская область Инзенский район, р.п.Г***

Указанная квартира была предоставлена Талипову Ю.Ю. на состав семьи четыре человека на основании решения жилищной комиссии войсковой части *** от 02 июля 2009 года №***. Этим же решением Талипов Ю.Ю. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.

04 марта 2010 года между Талиповым Ю.Ю. и ФГКЭУ «Ульяновская квартирно-эксплуатационная часть района заключен договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: Ульяновская область Инзенский район, р.п.Г*** договор заключен на время прохождения службы в в/ч ***.

Из копии персональной карточки учета военнослужащего, нуждающегося в жилье, имеются сведения о постановке на учет Талипова Ю.Ю. как нуждающегося в жилом помещении с указанием даты постановки на учет 03 марта 2010 года, даты снятия с учета - 04 марта 2010 года, основание снятия с учета - получение служебного жилья.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из пункта 13 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов.

О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают соответствующим командирам воинских частей в трехмесячный срок и гарантируют предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев.

Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих - граждан.

Таким образом, вышеуказанные законоположения, закрепляющие обязанность государства обеспечивать военнослужащих жильем при увольнении с военной службы, носят гарантийный характер, направлены на установление механизма реализации права на жилище.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии законных оснований для исключения Талипова Ю.Ю. из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку истец не утратил право на получение жилого помещения за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

При этом суд установил, что постановлением администрации Инзенского района Ульяновской области от 22 февраля 2002 года «О включении в число служебных жилых помещений, высвободившихся квартир войсковой части ***» квартира №*** дома №*** по адресу: Ульяновский район, р.п.Г***, была закреплена как служебная за войсковой частью №***

Талипову Ю.Ю. указанная квартира предоставлена по договору найма служебного жилого помещения от 04.03.2010 на период службы в в/ч ***

Доказательств снятия статуса служебного жилья с данной квартиры не имеется.

При увольнении Талиповым Ю.Ю. подан рапорт командиру в/ч *** от 02 сентября 2011 года о том, что он не обеспечен жилым помещением, проживает в служебной квартире на территории военного городка.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Талипов Ю.Ю. не был обеспечен жилым помещением при увольнении с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на службе, суд первой инстанции обоснованно признал его нуждающимся в улучшении жилищных условий с составом семьи 4 человека.

Вместе с тем судом неправомерно удовлетворены требования истца об обязании выдачи государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения, поскольку ФЗ «О статусе военнослужащих» не предоставляет право первоочередного обеспечения жилья в данном случае.

Судебная коллегия считает необходимым решение суда в части обязания предоставления Талипову Ю.Ю. на семью из четырех человек государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения отменить, отказав истцу в удовлетворении требований об обязании выдать государственный жилищный сертификат и восстановить Талипова Ю.Ю. с составом семьи четыре человека в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий со 2 июля 2009 года.

В остальной части решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 08 июня 2015 года в части обязания предоставления Талипову Ю.Ю. на семью из четырех человек государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения отменить.

Принять в этой части новое решение.

В удовлетворении требований Талипова Ю*** Ю*** об обязании выдать государственный жилищный сертификат отказать.

Восстановить Талипова Ю*** Ю*** с составом семьи четыре человека в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий со 2 июля 2009 года.

В остальной части решение оставить без изменения.

 

Председательствующий

 

Судьи: