Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления
Документ от 29.10.2015, опубликован на сайте 11.11.2015 под номером 55390, 2-я гражданская, об оспаривании нормативно-правового органа местного самоуправления, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                            Дело № 33а-4386/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                    29 октября 2015 г.                                                                       

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Кинчаровой О.Е. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества «Тандер» на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 июля 2015 года, которым постановлено:

 

В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества «Тандер» об оспаривании в части Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Ульяновск», утвержденных Постановлением Главы города Ульяновска от 24.04.2008 № 2951 (в редакции от 01.04.2013), - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е. по делу, объяснения представителя ЗАО «Тандер» Юсипова  В.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя администрации города Ульяновска Русаковой А.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе  Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

ЗАО «Тандер» обратилось  в суд с заявлением, в котором просило признать не соответствующими законодательству и не действующими полностью п.п. 3.6. ч. 6, 5.1., 6.8., 6.9., 7.7., 11.2., 11.5. абз. 2, 18.2 Правил благоустройства территории муниципального образования «города Ульяновска» (далее – Правила), утвержденных постановлением Главы муниципального образования «город Ульяновск» от 24 апреля 2008 г. № 2951 (в ред. от 01.04.2013), в части установления для не собственника имущества дополнительного бремени по содержанию имущества, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере *** руб.

В обоснование заявления указало, что оспариваемые пункты, устанавливающие для не собственника имущества обязанность несения бремени содержания не принадлежащего ему на праве собственности или ином праве имущества, прилегающей территории (содержание, уборка, ремонт), противоречат положениям ст. 71 Конституции Российской Федерации, ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 7 и ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Незаконное возложение указанных обязанностей влечет для организации несение дополнительных финансовых расходов и определенных трудовых затрат, а их неисполнение - реальную угрозу привлечения заинтересованного лица к административной ответственности в виде уплаты административного штрафа.

Оспариваемыми нормами Правил установлен субъектный состав лиц, на которых возложена обязанность по проведению работ по благоустройству и содержанию прилегающих территорий.

Вместе с тем, в силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации содержание имущества является бременем его собственника, если иное не предусмотрено законом или договором.

Следовательно, содержание прилегающей территории является бременем собственника соответствующей территории, если иное не предусмотрено законом или договором.

Поскольку бремя содержания является элементом правомочий собственника, регулируемых гражданским законодательством, которое в силу п.«о» ст. 71 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 ГК РФ находится в ведении Российской Федерации, соответственно, случаи несения бремени содержания имущества не собственником при нормативно-правовом регулировании могут быть установлены только лишь федеральными законами, к которым Правила не относятся.

Закрепление таких обязанностей муниципальным правовым актом противоречит требованиям федерального законодательства.

При отсутствии соответствующих норм в законодательстве РФ, бремя содержания имущества на не собственника может быть возложено только на договорной основе.

Бремя безвозмездного содержания прилегающей территории может быть возложено на юридических лиц и граждан, не являющихся собственниками этих территорий, только на добровольной основе.

Оспариваемые пункты Правил возлагают на юридических лиц обязанность по содержанию прилегающих территорий, т.е территорий, не принадлежащих им на праве собственности, в то время как законодатель исходит из принципа добровольности их участия в этих мероприятиях.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе ЗАО «Тандер» просит решение отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявления.

В обоснование жалобы указывает, что суд ошибочно пришел к выводу о том, что Правила благоустройства территории МО «город Ульяновск» не противоречат Конституции РФ и действующему федеральному законодательству, поскольку предусматривают возможность возложения на не собственника имущества обязанности по его содержанию лишь на договорной основе.

Является неверным вывод суда, что те положения, которые закрепляют обязанность по содержанию имущества за лицом, не являющимся собственником имущества, и которому оно принадлежит на ином вещном праве, также не противоречат федеральному закону, так как они не закрепляют данную обязанность лишь за не собственником, а содержат перечисление правообладателей (собственники, арендаторы и др.), на которых такая обязанность может быть возложена.

Из буквального толкования оспариваемых положений Правил не следует, что указанным нормативно-правовым актом предусмотрена возможность возложения на не собственника имущества обязанности по его содержанию лишь на договорной основе.

Оспариваемые нормы Правил носят императивный характер, не предусматривают возможности установления для не собственника имущества дополнительного бремени по содержанию имущества лишь на договорной основе.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ЗАО «Тандер», судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Как установлено судом первой инстанции,  постановлением Главы города Ульяновска от 24 апреля 2008 г. № 2951 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск» (далее – Правила).

ЗАО «Тандер» просило признать противоречащими законодательству и недействующими следующие положения указанных Правил в части установления для не собственника имущества дополнительного бремени по его содержанию:

- п.п. 6 п. 3.6. Работы по благоустройству и содержанию прилегающих территорий осуществляют на территориях, прилегающих к временным нестационарным объектам, - собственники и арендаторы данных объектов, если иное не предусмотрено договором.

- п. 5.1. Физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами и иными муниципальными правовыми актами.

Организация уборки иных территорий осуществляется отраслевым (функциональным) органом управления администрации города Ульяновска, в соответствии с установленными полномочиями, по договору с лицами, на которых возложены полномочия по уборке территории (далее - специализированная организация по уборке), в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Ульяновска.

- п. 6.8. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать своевременную и качественную уборку в зимний период принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий.

- п. 6.9. При уборке улиц, проездов, площадей лица, обязанные осуществлять уборку территорий, обеспечивают после прохождения снегоочистительной техники уборку лотковой зоны и расчистку въездов, пешеходных переходов, как со стороны строений, так и с противоположной стороны проезда, если там нет других строений. В зимнее время собственниками (в многоквартирных домах - лицами, осуществляющими по договору управление/эксплуатацию домами), владельцами и арендаторами зданий организуется своевременная очистка кровель и козырьков от снега, наледи и сосулек. Очистка от наледеобразований кровель зданий на сторонах, выходящих на пешеходные зоны, производится немедленно по мере их образования с предварительной установкой ограждения опасных участков. Крыши с наружным водоотводом периодически очищаются от снега, не допуская его накопления более 30 см.

- п. 7.7. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать своевременную и качественную уборку в летний период принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий.

- п. 11.2. Собственники, владельцы и арендаторы зданий, строений и сооружений обязаны обеспечить их надлежащее содержание, в том числе по своевременному производству работ по ремонту зданий, строений, сооружений, их конструктивных элементов, инженерных коммуникаций и оборудования в них.

Жилые, административные, производственные и общественные здания оборудуются адресными таблицами (указателями наименования улиц, номеров домов) с подсветкой в темное время суток, а многоквартирные дома - дополнительно указателями номеров подъездов и квартир.

Адресные таблицы (указатели наименования улиц, номеров домов) должны содержаться собственниками зданий в чистоте и технически исправном состоянии.

Собственники, владельцы и арендаторы зданий, строений и сооружений осуществляют содержание, ремонт и реставрацию фасадов зданий, строений, сооружений и обеспечивают сохранение архитектурного облика города.

Указанные лица обеспечивают своевременное производство работ по реставрации, ремонту и покраске фасадов зданий, строений, сооружений и их отдельных элементов (балконов, лоджий, водосточных труб и др.), а также поддерживают в чистоте и исправном состоянии расположенные на фасадах адресные таблицы, памятные доски и т.п.

Фасады зданий, строений и сооружений не должны иметь видимых повреждений, в том числе разрушений отделочного слоя, водосточных труб, воронок или выпусков, изменения цветового тона.

Витрины магазинов и офисов, выходящих фасадами на улицы города, должны иметь световое оформление. Режим работы освещения витрин должен соответствовать режиму работы наружного освещения.

Запрещается самовольное переоборудование фасадов зданий и их конструктивных элементов.

Колористическое решение зданий, строений и сооружений следует осуществлять с учетом концепции общего цветового решения застройки улиц и территорий муниципального образования "город Ульяновск".

Изменение внешнего вида фасадов зданий, строений и сооружений производится на основании паспортов по отделке фасадов зданий, строений, сооружений, утвержденных Комитетом архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска.

Порядок составления, изменения и утверждения паспортов по отделке фасадов зданий, строений, сооружений, а также типовая форма паспорта по отделке фасадов зданий, строений, сооружений устанавливаются постановлением администрации города Ульяновска.

Иные вопросы благоустройства фасадов зданий, строений, сооружений, включая колористическое решение, не урегулированные настоящими Правилами, регулируются нормативными правовыми актами муниципального образования "город Ульяновск", если иное не установлено действующим законодательством.

п. 11.5. п.п. 3 Содержание в надлежащем порядке малых архитектурных форм обеспечивается лицами, осуществляющими муниципальный заказ на содержание малых архитектурных форм, или физическими и юридическими лицами, в собственности или на ином вещном праве которых находятся указанные формы.

Проанализировав указанные положения Правил в совокупности с иными нормами данного нормативного правового акта, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемые заявителем нормы не противоречат действующему законодательству и не нарушают прав и охраняемых законом интересов юридического лица в сфере предпринимательской деятельности.

Суд первой инстанции правильно посчитал, что оспариваемый нормативный правовой акт принят правомочным должностным лицом и в пределах предоставленных ему полномочий.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления  в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).

В соответствии со статьей 7 указанного Федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.  Аналогичная норма закреплена в пункте 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

В силу статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская  Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Правом на использование земельных участков в соответствии со статьями 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. На указанных лиц в силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации возложена, в том числе  обязанность по соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также недопущению загрязнения и захламления.

Из системного толкования изложенных норм следует, что возложение на собственников, владельцев, пользователей земельных участков обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона либо на основании договора.

Согласно п. 3.1. Правил для закрепления территории города Ульяновска в целях благоустройства с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями администрации районов города заключают соглашение (договор) о выполнении работ по благоустройству прилегающей территории (далее - соглашение) в соответствии с параметрами, указанными в пункте 3.3 настоящего раздела.

В соответствии с п. 3.5. Правил благоустройство территорий, не закрепленных за юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляется отраслевыми (функциональными) органами управления администрации города Ульяновска в соответствии с установленными полномочиями и в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Ульяновска.

В силу п.п. 25 п. 3.6. Правил работы по благоустройству и содержанию прилегающих территорий осуществляют на территориях, не закрепленных за юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, - отраслевой (функциональный) орган управления администрации города Ульяновска в соответствии с установленными полномочиями.

С учетом вышеизложенного, и, принимая во внимание приведенные положения Правил,  суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что  Правилами благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск» предусмотрена возможность возложения на не собственника имущества обязанности по его содержанию только на договорной основе.

Доводы жалобы, суть которых сводится к несогласию с указанным выводом суда первой инстанции, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании положений указанных Правил.

Ссылки в жалобе на то, что оспариваемые нормы императивно возлагают на не собственников  бремя содержания не принадлежащего ему имущества (прилегающей территории) необоснованны, поскольку оспариваемые нормы подлежат применению в совокупности с  приведенными положениями пункта 3.1 Правил о закреплении территории города Ульяновска  за физическими и юридическими лицами на основании соглашений (договоров) о выполнении  работ по благоустройству прилегающей территории.

Также судебная коллегия соглашается с указанием суда первой инстанции о том, что оспариваемые пункты не противоречат действующему законодательству, поскольку в них не закрепляется императивно обязанность по содержанию имущества (прилегающих территорий, зданий, строений и сооружений) только на лицо, не являющееся собственником такого имущества, либо  владеющее им на ином вещном праве, а данные нормы содержат перечисление  правообладателей (собственников, владельцев и арендаторов), на которых такая обязанность может быть возложена в силу закона либо договора. 

Суд правильно посчитал, что поскольку действующим законодательством не содержится запрета на закрепление на договорной основе обязанности по содержанию имущества не собственником, данные положения также не могут расцениваться как нарушающие права заявителя.

В силу изложенного судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

 

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 июля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Тандер»  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи