Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Возмещение морального вреда за счет казны
Документ от 27.10.2015, опубликован на сайте 10.11.2015 под номером 55342, 2-я гражданская, о компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Высоцкая А.В.                                                                  Дело № 33-4531/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                  27 октября 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Трифоновой Т.П., Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Скала П.А.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Лаптевой Т*** Л***, апелляционному представлению прокуратуры Ульяновской области на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 16 июля 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Лаптевой Т*** Л*** к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Лаптевой Т*** Л*** с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере *** руб., в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения Лаптевой Т.Л., поддержавшей доводы своей апелляционной жалобы, пояснения прокурора Колгановой Е.А., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Лаптева Т.Л. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, причинённого в результате необоснованного уголовного преследования.

В обоснование иска указала, что 04.10.2013 была задержана по подозрению в совершении особо тяжкого преступления и помещена под стражу в ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Ульяновской области, где содержалась до 03.04.2015 (540 дней). Приговором Заволжского районного суда г. Ульяновска она была оправдана в совершении указанного преступления, за ней признано право на реабилитацию.

Полагала, что избрание в отношении нее меры пресечения в виде заключения под стражу, неоднократное продление сроков и, в результате, длительное (более года) содержание её под стражей было связано с тяжестью предъявленного обвинения, которое в последующем не подтвердилось. В период содержания под стражей  в следственном изоляторе она испытывала сильные нравственные переживания, вызванные ощущением беспомощности, несправедливости обвинения, переживаниями за родных (мать и сына). Полагала, что незаконными действиями органов предварительного следствия и суда ей причинен моральный вред, который оценила в *** рублей (по *** рублей за день содержания в следственном изоляторе).

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил вышеприведенное решение. 

В апелляционной жалобе Лаптева Т.Л. не соглашается с решением суда в части размера присужденной ей компенсации морального вреда, полагает его заниженным, не отвечающим требованиям разумности и справедливости.

По мнению Лаптевой Т.Л., судом не принято во внимание то, что она была заключена под стражу незаконно. Её доводы о наличии постоянного места жительства и работы, а также малолетнего ребенка, которого она воспитывала одна, были необоснованно проигнорированы органами следствия и суда. Определяя размер компенсации морального вреда, суд также не учел, что в результате неправомерных действий должностных лиц она более 1 года находилась в стрессовой ситуации, подвергалась унижениям, была лишена возможности общаться с ребенком. Просит решение суда отменить, заявленные требования  удовлетворить в полном объеме. 

В дополнении к апелляционной жалобе Лаптева Т.Л. указала на то, что на протяжении полутора лет она обращалась во все структуры, в том числе, и прокуратуру, с жалобами о незаконности её задержания. Однако её жалобы были рассмотрены с нарушением установленных законом сроков. 

Также указала на то, что условия содержания в ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Ульяновской области более строгие, чем в колонии общего режима. Отбывая наказание в колонии общего режима, они имела бы право свободно передвигаться по территории колонии, на длительные свидания с родственниками, на условно-досрочное освобождение. При содержании в СИЗО в период избрания в отношении неё меры пресечения в виде содержания под стражей она лишена была указанных прав.   Все это причинило ей значительные моральные страдания.

В апелляционном представлении прокуратура Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Лаптевой Т.Л.

В обоснование жалобы указывает на то, что решение суда не соответствует обстоятельствам дела и вынесено с нарушением норм материального  права.

Судом не учтено, что Лаптева Т.Л. признана судом виновной в совершении  преступления, предусмотренного ч.1 ст. 228 УК РФ. Ей назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год 6 мес. Период содержания под стражей зачтен в срок отбытия наказания. Оправдание Лаптевой Т.Л.  по предъявленному обвинению по ч.3 ст. 30, п. «а» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ не повлияло на вид и размер наказания и не повлекло нарушение прав Лаптевой Т.Л.

Ссылаясь на п.4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2011 № 17 «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса РФ», полагает, что Лаптева Т.Л. не относится к числу лиц, обладающих правом на компенсацию морального вреда на основании части 2 статьи 133 УПК РФ, поскольку оправдана по предъявленному обвинению частично.

Считает, что нравственные переживания истицы, вызванные заключением под стражу и иными обстоятельствами, связанными с уголовным преследованием по обвинению в совершении тяжкого преступления, явились следствием виновного поведения Лаптевой Т.Л., за которое она привлечена к уголовной ответственности и понесла заслуженное наказание.

При таких обстоятельствах у суда отсутствовали законные основания для удовлетворения исковых требований Лаптевой Т.Л.

В возражениях на апелляционное представление прокуратуры Ульяновской области Лаптева Т.Л. считает его доводы необоснованными и просит оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений Лаптевой Т.Л. на апелляционное представление прокуратуры Ульяновской области, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 05.10.2013 Лаптевой Т.Л. было предъявлено обвинение  в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «а,б» ч. 3 ст. 228.1; ч.1 ст. 30, п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ.

По ходатайству следователя СО УФСКН РФ по Ульяновской области постановлением Заволжского районного суда г.Ульяновска от 05.10.2014 Лаптевой Т.Л. была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу с содержанием в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области. Впоследствии избранная в отношении Лаптевой Т.Л. мера пресечения в виде заключения под стражу неоднократно продлевалась постановлениями суда. До вынесения приговора -29.01.2015, Лаптева Т.Л. находилась под стражей с 04.10.2013.

Приговором Заволжского районного суда г.Ульяновска от 30.01.2015 Лаптева Т.Л. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.228 УК РФ. Ей было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Срок наказания исчислен с 30 января 2015 года. В срок отбытия наказания Лаптевой Т.Л. зачтено время содержания ее под стражей с 04.10.2013 (дата фактического задержания) по 29.01.2015.

По предъявленному обвинению по ч.3 ст.30, п. «а» ч.4 ст.228.1 УК РФ Лаптева Т.Л. оправдана за отсутствием в ее действиях состава преступления на основании п.3 ч.2 ст.302 УПК РФ, за ней признано право на реабилитацию в порядке главы 18 УПК РФ.

Приговор вступил в законную силу 18.03.2015.

03.04.2015 Лаптева Т.Л. была освобождена из ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Ульяновской области по отбытии наказания.

Под реабилитацией в уголовном судопроизводстве понимается порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда (пункт 34 статьи 5 УПК РФ).

Возмещение лицу имущественного вреда, причиненного в ходе уголовного судопроизводства, устранение последствий морального вреда и восстановление его в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах осуществляются по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 133 - 139, 397, 399 УПК РФ, нормами других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих указанные вопросы.

Согласно ч. 2 ст. 136 УПК РФ иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.

В силу ч.1 ст.1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Статья 1100 ГК РФ предусматривает основания компенсации морального вреда независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

На основании ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Удовлетворяя частично требования Лаптевой Т.Л. о компенсации морального вреда, суд первой инстанции указал на то, что основанием для избрания судом в отношении Лаптевой Т.Л. меры пресечения в виде заключения под стражу явилось предъявленное ей обвинение по ч.3 ст.30, п. «а» ч.4 ст.228.1 УК РФ. Вместе с тем по предъявленному ей обвинению по ч.3 ст.30, п. «а» ч.4 ст.228.1 УК РФ Лаптева Т.Л. была оправдана приговором суда за отсутствием в ее действиях состава преступления, за ней признано право на реабилитацию в порядке главы 18 УПК РФ. В результате избрания меры пресечения в виде содержания под стражей Лаптева Т.Л. находилась  в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области с 04.10.2013 по 29.01.2015, в связи с чем имеет право на компенсацию морального вреда.

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии у Лаптевой Т.Л. права на компенсацию морального вреда.

Избрание в отношении Лаптевой Т.Л. меры пресечения в виде содержания под стражей незаконным в порядке УПК РФ признано не было.

Согласно постановлениям суда об избрании (продлении) в отношении Лаптевой Т.Л. меры пресечения в виде содержания под стражей, основанием для избрания указанной меры пресечения явилась не только  тяжесть предъявленного ей обвинения, но и то, что она ранее была судима за совершение преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, судимость в установленном законом порядке не снята и не погашена, является потребителем наркотических средств – с 2007 года состоит на учете в МЗУ ГКУЗ «Ульяновская областная клиническая *** больница с диагнозом «***». Также судом было учтено, что на момент проведения следствия были задержаны не все члены преступной группы. В связи с этим, находясь на свободе, Лаптева Т.Л. могла уведомить лиц, имеющих отношение к совершению противоправных действий, о ставших ей известных в ходе расследования обстоятельствах, тем самым помешать ведению расследования дела и привлечению указанных лиц к уголовной ответственности. По имеющейся оперативной информации Лаптева Т.Л. могла скрыться от предварительного следствия и суда. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о целесообразности избрания в отношении Лаптевой Т.Л. меры пресечения в виде содержания под стражей. 

В результате признания Лаптевой Т.Л. виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ, Лаптевой Т.Л. было назначено наказание в виде реального лишения свободы сроком на 1 год 6 мес. При этом время содержания её под стражей был засчитано в срок наказания.  Нарушения прав Лаптевой Т.Л. допущено не было.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у Лаптевой Т.Л. права на компенсацию морального вреда.

Доводы  дополнительной апелляционной жалобы Лаптевой Т.Л. в суде первой инстанции не заявлялись, соответственно, предметом исследования не являлись.

Учитывая вышеизложенное, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Лаптевой Т.Л.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 16 июля 2015 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Лаптевой Т*** Л*** к Министерству  финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: