УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Дворцова Н.В.
Дело № 33а-4513/2015
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
27 октября 2015
года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Королёвой А.В.,
судей Васильевой
Е.В. и Тютькиной З.А.,
при секретаре
Бешановой Э.Е.
рассмотрела в открытом
судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Ленинского
района города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска
от 01 июля 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского
района к администрации города Ульяновска
отказать.
Заслушав доклад
судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора Колгановой Е.А., поддержавшей доводы
апелляционного представления, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Ленинского
района г. Ульяновска обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил
признать незаконными действия администрации города Ульяновска, выразившиеся в
нарушении требований закона при размещении и обустройстве автобусной остановки
у дома № 30 по ул. Орлова в г. Ульяновске, и возложить на ответчика обязанность
демонтировать остановочный пункт по указанному адресу.
В обоснование
требований прокурор указал, что остановочный пункт организован в нарушение
требований п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего
пользования. Элементы обустройства. Общие требования»: не оборудован
остановочной и посадочной площадкой, не имеет автопавильона, указателя с
информацией о номерах маршрутов регулярных перевозок, наименования
остановочного пункта, контактной информации об органе, обеспечивающем контроль
за осуществлением перевозок. Тротуар около дома № 30, на котором находится
остановочный пункт, не позволяет обустроить остановку в соответствии с
приведенными требованиями ГОСТ.
По результатам
прокурорской проверки 18.02.2015 в адрес главы городской администрации было
направлено представление, однако конкретных мер по устранению выявленных
нарушений не принято. Согласно поступившему ответу на представление
администрацией города принято решение о нецелесообразности переноса автобусной
остановки по причине стесненности существующей застройки и отсутствия
технической возможности организации остановочного пункта в шаговой доступности
для жителей квартала.
Данная позиция
противоречит федеральному законодательству в сфере безопасности дорожного
движения, а остановочный пункт, не соответствующий требованиям ГОСТ Р
52766-2007, подлежит демонтажу.
К участию в деле в
качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно
предмета спора, привлечено ОГИБДД УМВД России по г. Ульяновску.
Рассмотрев
заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционном
представлении прокурор Ленинского района г. Ульяновска просит отменить принятое
по делу решение и удовлетворить заявленные требования. Не соглашается с выводом
суда о том, что демонтаж остановочного пункта приведет к нарушению прав жителей
данного района. Указывает, что отсутствие на остановочном пункте элементов
обустройства, предусмотренных ГОСТ Р 52766-2007, не только ущемляет права
граждан на комфортное ожидание транспорта и информационное обеспечение, но и
создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, а также граждан,
проживающих в жилом доме около данного остановочного пункта, так как посадочная
площадка фактически расположена на тротуаре перед домом.
В связи с введением
в действие с 15.09.2015 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, с учетом положений ч. 2 ст. 3
Федерального закона от 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации», апелляционное
представление подлежит рассмотрению в соответствии с указанным нормативным
актом.
В заседание суда
апелляционной инстанции не явились представители ответчика и третьего лица, о
месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.
Судебная коллегия, с
учетом мнения прокурора Колгановой Е.А., определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации.
Проверив законность
и обоснованность решения суда в полном объеме согласно ч. 1 ст. 308 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит
к следующему.
В соответствии с
абз. 5 п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности
дорожного движения», п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N
131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации», п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об
автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации»
дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в
границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на
автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах
улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной
деятельности относятся к вопросам местного значения городского округа.
Согласно п. 5.3.1
«ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы
обустройства. Общие требования», утвержденному приказом Ростехрегулирования от
23.10.2007 N 270-ст, остановочные пункты общественного пассажирского транспорта
(остановочные пункты) для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров
маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением
маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте
следования.
Пунктом 5.3.3.1 ГОСТ
Р 52766-2007 предусмотрено, что остановочные пункты на участках дорог в
пределах населенных пунктов должны состоять из следующих элементов:
остановочная площадка, посадочная площадка, заездной «карман», боковая
разделительная полоса, тротуары и пешеходные дорожки, автопавильон, пешеходный
переход, скамья, урна для мусора, технические средства организации дорожного
движения (дорожные знаки, разметка, ограждения), освещение (при расстоянии до
места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).
Постановлением
администрации города Ульяновска от 08.10.2013 N 4375 утверждена муниципальная
программа «Развитие дорожного хозяйства
и повышение безопасности дорожного движения в муниципальном образовании «Город
Ульяновск», целью которой является создание устойчивого и безопасного функционирования
транспортной инфраструктуры и обеспечение безопасности дорожного движения.
Программа направлена на решение следующих задач: увеличение пропускной
способности и транспортной доступности автомобильных дорог в муниципальном
образовании «город Ульяновск», реализацию мероприятий, направленных на
обеспечение безопасности дорожного движения.
По делу установлено,
что около дома № 30 по ул. Орлова в г. Ульяновске имеется остановочный пункт
общественного транспорта, который обозначен дорожным знаком 5.16 «Место
остановки автобуса и (или) троллейбуса». Остановка транспорта организована на
тротуаре, который примыкает к дому № 30 по ул. Орлова и ширина которого не
позволяет соблюсти требования п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007, предъявляемые к
остановочным пунктам в пределах населенных пунктов.
В ходе проверки,
проведенной прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска, выявлены нарушения
законодательства при размещении и обустройстве остановки маршрутных
транспортных средств по ул. Орлова, 30. Остановочный пункт по указанному адресу
не отвечает требованиям п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 (за исключением
установленного дорожного знака 5.16). В нарушение Правил перевозок пассажиров и
багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим
транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112,
на остановке отсутствует информация: о виде регулярных перевозок пассажиров и
багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по
соответствующему маршруту, об адресе и о номерах контактных телефонов органа,
осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа.
Указанные нарушения
отражены и в акте проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и
улиц от 16.02.2015, составленном должностными лицами ГИБДД УМВД России по городу
Ульяновску.
Прокуратурой района
в адрес администрации города Ульяновска было вынесено представление об
устранении нарушений закона при размещении и обустройстве остановки транспорта
около дома № 30 по ул. Орлова, которое оставлено ответчиком без исполнения со
ссылкой на нецелесообразность переноса остановки.
Отказывая в
удовлетворении требований прокурора, суд мотивировал свой отказ тем, что
остановочный пункт находится в стесненной существующей застройке, размещение
остановочной и посадочной площадок, а также павильона на тротуаре невозможно, а
демонтаж остановочного пункта приведет к нарушению СП 42.13330.2011
«Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.
Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.89*» и прав жителей района.
Судебная коллегия
считает данный вывод суда первой инстанции несостоятельным.
Как установлено по
делу, размещение остановочного пункта около дома № 30 по ул. Орлова полностью
противоречит требованиям п. 5.3.3 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные
общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
В связи с
допущенными нарушениями при организации данного остановочного пункта высадка и
посадка пассажиров около дома № 30 по ул. Орлова г. Ульяновска сопряжена с
созданием аварийной ситуации, как для пассажиров и пешеходов, так и для
движущихся по проезжей части транспортных средств, помехой для которых являются
маршрутные транспортные средства, останавливающиеся на необорудованной для этих
целей остановке.
Ссылка администрации
города Ульяновска на то, что в отсутствие остановки около дома № 30 по ул.
Орлова расстояние между остановками будет превышать нормы, установленные сводом правил СП
42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских
поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.89*», и жители
близрасположенных жилых домов будут вынуждены преодолевать расстояние до
следующей автобусной остановки пешком, не может служить основанием для
сохранения остановочного пункта, поскольку соблюдение требований п. 5.3.3.1
ГОСТ Р 52766-2007 при организации автобусной остановки направлено на
обеспечение безопасности всех участников дорожного движения, что является
приоритетным в рассматриваемом случае.
На основании
изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности
апелляционного представления прокурора Ленинского района г. Ульяновска.
Принятое по делу
решение суда подлежит отмене, а исковое заявление прокурора Ленского района г.
Ульяновска о признании незаконными действий администрации города Ульяновска в
связи с несоблюдением требований закона при размещении и обустройстве
автобусной остановки у дома № 30 по ул. Орлова г. Ульяновска с возложением на
ответчика обязанности демонтировать остановочный пункт (знак «место остановки
автобуса») подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.
309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная
коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 01 июля 2015 года отменить.
Принять по делу
новое решение.
Заявление прокурора
Ленинского района города Ульяновска удовлетворить.
Признать действия
администрации города Ульяновска, выразившиеся в нарушении требований закона при
размещении и обустройстве автобусной остановки у дома № 30 по ул. Орлова в г.
Ульяновске, незаконными.
Обязать
администрацию города Ульяновска демонтировать знак «место остановки автобуса» около
дома № 30 по ул. Орлова в г. Ульяновске.
Председательствующий
Судьи