УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Касымова Э.Р.
Дело № 33-
4082/2015
А П Е Л Л Я Ц И О
Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
23 октября 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В.
и Чурбановой Е.В.
с участием прокурора Сальникова А.А.
при секретаре Штукатурове С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на
решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 10 июля 2015 года,
по которому постановлено:
Исковые
требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах
Таирова Р*** Р*** к Министерству здравоохранения Ульяновской области,
Государственному учреждению здравоохранения «Ульяновская районная больница»
удовлетворить.
Обязать
Государственное учреждение здравоохранения «Ульяновская районная больница»
организовать и обеспечить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке
автотранспортом Таирова Р*** Р*** от места жительства до места получения медицинской
помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа,
возложив на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность по
возмещению ГУЗ «Ульяновская районная больница» указанных расходов.
В иске прокурора
Ульяновского района Ульяновской области в интересах Таирова Р*** Р*** к
Департаменту Главного управления труда, занятости и социального благополучия
Ульяновской области по Ульяновскому району об обязании организовать и
предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке до места
получения медицинской помощи для прохождения процедуры программного гемодиализа
и обратно в соответствии с графиком лечения, отказать.
Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., мнение прокурора
Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в
суд с иском в интересах Таирова Р.Р. к Министерству здравоохранения и
социального развития Ульяновской области, Управлению Министерства
здравоохранения и социального развития Ульяновской области по Ульяновскому
району, ГУЗ «Ульяновская центральная районная больница» об обязании
организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке до
места получения медицинской помощи для прохождения процедуры программного
гемодиализа и обратно в соответствии с графиком лечения.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной
прокуратурой проверки было установлено, что Таиров Р.Р.. является инвалидом *** группы. Проживает по адресу: с***,
вынужден за счет личных средств несмотря на состояние здоровья самостоятельно
три раза в неделю круглогодично посещать медицинский центр ООО «Ф***» в
г.Ульяновске, чтобы получить длительное четырехчасовое жизненно
необходимое лечение. При этом, личного автотранспорта у Таирова Р.Р не имеется,
в связи с чем он вынужден прибегать к
услугам общественного автотранспорта.
Просил обязать
Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области,
Управление Министерства здравоохранения и социального
развития Ульяновской области по Ульяновскому району, ГУЗ «Ульяновская центральная районная больница»
организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке
Таирова Р.Р. от места жительства: с***, до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры программного
гемодиализа в г.Ульяновске и обратно в соответствии с графиком лечения.
В последующем исковые требования прокурором были уточнены и предъявлены к правопреемникам
Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области, ГУЗ
«Ульяновская центральная районная больница»- Министерству здравоохранения
Ульяновской области, ГУЗ «Ульяновская районная больница». При этом прокурор
просил обязать ГУЗ «Ульяновская районная больница» организовать и обеспечить
бесплатную медицинскую услугу по транспортировке автотранспортом Таирова Р.Р.
от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и
обратно в соответствии с графиком гемодиализа, возложив на Министерство
здравоохранения Ульяновской области обязанность по возмещению ГУЗ «Ульяновская
районная больница» указанных расходов.
Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное
решение.
В
апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его отменить. Ссылаясь на ст. 80
Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации», п. 2 постановления Правительства Ульяновской области
от 25.12.2013 № 635-П «Об утверждении Территориальной программы государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории
Ульяновской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»,
указывает, что транспортировка больных к месту лечения и обратно не относится к
медицинским услугам, предусмотрена только в отношении скорой медицинской
помощи. Таиров в оказании такой помощи
не нуждается, медицинская помощь оказывается ему в плановом режиме, здоровью
истца ничего не угрожает. Считает, что
доставка пациента к месту лечения и обратно является социальной услугой и может
оказываться как муниципальным образованием, так и органами социальной защиты. Таиров
получает социальные выплаты на проезд к
месту лечения и обратно в размере *** руб. в год в рамках муниципальной
программы «Забота».
В возражениях на апелляционную
жалобу ООО «Ф***» и помощник прокурора Ульяновского района Ульяновской
области просят решение суда оставить без
изменения, а жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской
области – без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и
времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Таиров Р.Р. является
инвалидом *** группы по общему заболеванию бессрочно, страдает х***, получает
лечение в виде гемодиализа 3 раза в неделю. Таиров Р.Р. проживает в Ульяновском
районе Ульяновской области, процедура гемодиализа проводится в диализном центре
ООО «Ф***» г.Ульяновска.
В связи с данными обстоятельствами прокурор Ульяновского
района Ульяновской области обратился в суд в интересах Таирова Р.Р. с
вышеуказанным иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований о
возложении на районную больницу обязанности по транспортировке истицы к месту
лечения и обратно за счет средств областного бюджета, суд первой инстанции
указал, что транспортировка истца в медицинское учреждение, оказывающее
специализированную медицинскую помощь в виде заместительной терапии методом
программного гемодиализа, является составляющей частью мероприятия по ее
оказанию, в силу чего, несмотря на выдачу органами местного самоуправления Таирова
Р.Р. денежных средств на проезд к месту лечения, транспортировка должна осуществляться в рамках бесплатной
медицинской помощи.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами
суда, поскольку они сделаны без учета всех обстоятельств дела и при неправильном
применении норм материального права.
В силу п.п.5 ч. 1 ст. 16 Федерального
закона «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №323-ФЗ) к
полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в
сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта
Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной
медицинской помощи.
Частью
1 статьи 81 Федерального закона №
323-ФЗ предусмотрено, что в целях организации оказания населению медицинской помощи органы
государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают
территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы
обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с
законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В соответствии с приведенными положениями
федерального законодательства Постановлением Правительства Ульяновской области
от 25.12.2014 № 602-П утверждена «Территориальная программа
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на
территории Ульяновской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017
годов» (далее - Территориальная программа).
Согласно п. 2
Территориальной программы гражданам Российской Федерации на территории
Ульяновской области в рамках Программы бесплатно предоставляется, кроме
прочего, специализированная медицинская помощь в стационарных условиях и в
условиях дневного стационара врачами-специалистами в соответствии с порядками
оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи.
Источниками финансового обеспечения Территориальной программы являются средства
федерального бюджета, областного бюджета Ульяновской области, средства ОМС.
В
соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от
20.12.2012 № 1271-н заместительная почечная терапия методом гемодиализа и
перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.
Указанная
медицинская помощь оказывается Таирову Р.Р. на безвозмездной основе в рамках территориальной программы
Ульяновской области.
В
силу ч.4 ст. 3 Федерального закона №
323-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют
право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране
здоровья, в соответствии с Федеральным законом, другими федеральными законами,
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В
соответствии с п.1 ст. 17 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ к
полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных
районов в сфере охраны здоровья относится создание условий для оказания
медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и
законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации».
Из материалов дела
следует, что администрацией
муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области на 2014-2018 годы принята муниципальная
программа «Забота», пунктом 5.3.2 которого предусмотрено оказание материальной
помощи в виде оплаты транспортных расходов, связанных с необходимостью лечения,
приобретения лекарств, реабилитации диализным больным, проживающим на
территории муниципального образования «Ульяновский район».
Согласно сообщению
администрации МО «Ульяновский район» в
рамках указанной программы на транспортировку диализных больных администрацией
районы дважды в год выделяются денежные средства: весной и осенью 2012 году по ***
руб. на человека, весной и осенью в 2013 году – по *** руб. на человека, весной
и осенью в 2014 году - по *** руб. на
человека, весной 2015 года – по *** руб. на человека.
Таиров Р.Р.
проживающий в Ульяновском районе, является получателем указанной материальной
помощи, весной 2015 года ему было выделено *** руб. в счет компенсации
транспортных расходов на посещение диализного центра в г. Ульяновске, в ноябре
текущего года планируется денежная
компенсации истцу данных расходов в той же сумме – *** руб.. Истец не отказался
от получения такого вида компенсации расходов на проезд к месту лечения.
При таких
обстоятельствах, дополнительное возложение на ответчиков обязанности по
бесплатной транспортировке Таирова Р.Р. к месту лечения и обратно не может быть
признано правильным, поскольку он получает на данные цели соответствующую
материальную помощь за счет средств местного бюджета.
Ссылки суда на то,
что данная денежная помощь выделяется инвалидам с учетом нуждаемости в приобретении лекарств и
реабилитации является несостоятельной, так как в муниципальной программе четко
указано целевое назначение материальной помощи – для оплаты транспортных расходов, связанных с
необходимостью получения лечения, при этом обеспечение истца лекарственными
средствами для осуществления процедуры гемодиализа производится на бесплатной
основе в соответствии с территориальной программой Ульяновской области.
Доводы суда о том,
что данная помощь является незначительной, основанием к удовлетворению иска не
является, поскольку муниципальное образование осуществляет создание условий для
оказания медицинской помощи населению исходя из имеющихся финансовых
возможностей соответствующего бюджета. Наличие правового регулирования данного
вопроса в пределах муниципального образования по месту проживания истца
исключает возможность возложения обязанности по его транспортировке на районную
больницу за счет бюджета Ульяновской области.
В силу изложенного решение суда решение суда не может быть
признано правильным, оно подлежит отмене в части возложения на ответчиков
обязанности по транспортировки истца к месту лечения и обратно, а исковые
требования прокурора Ульяновского района в этой части – оставлению без
удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ульяновского районного суда Ульяновской
области от 10 июля 2015 года отменить в части удовлетворения требований
прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах Таирова Р*** Р*** о бесплатной
транспортировке к месту лечения, принять в данной части новое решение.
В
удовлетворении требований прокурора Ульяновского района Ульяновской области в
интересах Таирова Р*** Р*** к Министерству
здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Ульяновская районная больница» Ульяновской
области в части бесплатной транспортировки к месту лечения и обратно отказать.
В
остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи: