УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Касымова Э.Р.
Дело № 33- 4076/2015
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е
Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 23
октября 2015 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Фоминой В.А.,
Чурбановой Е.В.
с участием прокурора
Сальникова А.А.
при секретаре
Штукатурове С.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства
здравоохранения Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда
Ульяновской области от 10 июля 2015 года, по которому постановлено:
Исковые требования
прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах Исайкиной Л*** А***
к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению
здравоохранения «Ульяновская районная больница» удовлетворить.
Обязать
Государственное учреждение здравоохранения «Ульяновская районная больница»
организовать и обеспечить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке
автотранспортом Исайкину Л*** А*** от места жительства до места получения
медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком
гемодиализа, возложив на Министерство здравоохранения Ульяновской области
обязанность по возмещению ГУЗ «Ульяновская районная больница» указанных
расходов.
В иске прокурора
Ульяновского района Ульяновской области в интересах Исайкиной Л*** А*** к
Департаменту Главного управления труда, занятости и социального благополучия
Ульяновской области по Ульяновскому району об обязании организовать и
предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке до места
получения медицинской помощи для прохождения процедуры программного гемодиализа
и обратно в соответствии с графиком лечения, отказать.
Заслушав доклад
судьи Фоминой В.А, пояснения прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение
суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор
Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах
Исайкиной Л.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской
области, Управлению Министерства здравоохранения и социального развития
Ульяновской области по Ульяновскому району, ГУЗ «Ульяновская центральная
районная больница» об обязании организовать и предоставить бесплатную
медицинскую услугу по транспортировке до места получения медицинской помощи для
прохождения процедуры программного гемодиализа и обратно в соответствии с
графиком лечения.
В обосновании иска
указал, что Исайкина Л.А. является инвалидом *** группы, проживает по адресу: ул. М*** в р.п. И*** ***. В связи с имеющемся у истицы заболеванием ей необходимо проходить
процедуру гемодиализа три раза в неделю круглогодично в ООО «Ф***»,
расположенном в городе Ульяновске. Таким образом, Исайкина Л.А. вынуждена за
счет личных средств, несмотря на состояние здоровья, самостоятельно три раза в
неделю круглогодично посещать указанный медицинский центр в г.Ульяновске. При
этом, личного автотранспорта у истицы не имеется, в связи с чем она вынуждена прибегать к услугам
общественного автотранспорта.
С учетом уточнения
исковых требований прокурор просил суд обязать ГУЗ «Ульяновская районная
больница» (правопреемника ГУЗ «Ульяновская центральная районная больница»)
организовать и обеспечить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке
автотранспортом Исайкину Л.А. от
места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и
обратно в соответствии с графиком гемодиализа, возложив на Министерство
здравоохранения Ульяновской области (правопреемника Министерства
здравоохранения и социального развития Ульяновской области) обязанность по
возмещению ГУЗ «Ульяновская районная больница» указанных расходов.
Рассмотрев данный
спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с
решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение. При этом
ссылаясь на ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 2 постановления
Правительства Ульяновской области от 25.12.2013 № 635-П «Об утверждении
Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2014 год и на
плановый период 2015 и 2016 годов», указывает, что транспортировка больных к
месту лечения и обратно не относится к медицинским услугам, предусмотрена
только в отношении скорой медицинской помощи. Исайкина Л.А. в оказании такого
вида помощи не нуждается, медицинская помощь оказывается ей в плановом режиме,
здоровью истицы ничего не угрожает. Считает, что доставка пациента к месту
лечения и обратно является социальной услугой и может оказываться как
муниципальным образованием, так и органами социальной защиты. При этом судом не
учтено, что Исайкиной Л.А., как нуждающейся в проведении регулярной процедуры
гемодиализа, оказываются меры социальной поддержки в виде выплат в размере ***
руб. в год, предусмотренные действующей муниципальной программой «Забота» для
оплаты транспортных расходов по проезду к месту лечения и обратно.
В возражениях на апелляционную жалобу ООО «Ф***» и
помощник прокурора Ульяновского района Ульяновской области просят решение суда
оставить без изменения, а жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим
образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание
судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия
находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с
Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации, являющейся социальным
государством, охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право
на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и
муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (статья 41
часть 1).
Из материалов дела
следует, что Исайкина Л.А. является инвалидом *** группы *** Инвалидность
истице установлена, в том числе и по заболеваниям «х***». В связи с данными
заболеваниями Исайкина Л.А. находится на лечении гемодиализом с октября 1997
года по решению комиссии Департамента здравоохранения и фармации Ульяновской
области.
Из информации,
представленной ООО «Ф***», Исайкина Л.А. получает процедуры программного
гемодиализа в диализном центре ООО «Ф***» в г. Ульяновске по адресу: 432063 г.
Ульяновск ул. III Интернационала, 1А. Отбор пациентов на почечно-заместительную
терапию осуществляется Комиссией Министерства здравоохранения Ульяновской
области. Оказание помощи вышеуказанному пациенту необходимо по медицинским
показаниям, в том числе определяемым лечащим врачом. Процедуры программного
гемодиализа проводятся данному пациенту 3 раза в неделю в 2 смену (с 11.30 до
16.00): вторник, четверг, суббота.
Пунктом 2статьи 19 Федерального
закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в
гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с
программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи.
Частью 1 статьи 81 Федерального
закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ предусмотрено, что в соответствии с программой
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают
территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы
обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с
законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В соответствии с
приведенными положениями федерального законодательства Постановлением
Правительства Ульяновской области от 25.12.2013 № 635-П утверждена
«Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2014 год и на
плановый период 2015 и 2016 годов».
Согласно п. 2
Территориальной программы гражданам Российской Федерации на территории
Ульяновской области в рамках Программы бесплатно предоставляется, кроме
прочего, специализированная медицинская помощь в стационарных условиях и в
условиях дневного стационара врачами-специалистами в соответствии с порядками
оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи.
Источниками финансового обеспечения Территориальной программы являются средства
федерального бюджета, областного бюджета Ульяновской области, средства
ОМС.
Приложением №1 к
Территориальной программе ГУЗ «Ульяновская районная больница» и ООО
«ФРЕЗЕНИУС-НЕФРОКЕА» внесены в Перечень медицинских организаций, участвующих в
реализации Территориальной программы государственных гарантий, в том числе
территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Пунктом 13 раздела
«Формирование территориальной программы обязательного медицинского страхования»
Письма Минздрава России от 25.12.2012 № 11-9/10/2-5718 «О формировании и
экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый
период 2014 и 2015 годов» предусмотрено, что заместительная почечная терапия
методами гемодиализа и перитонеального диализа проводится в рамках
специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в
установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования.
При этом в
соответствии с положениями ст.6.2 Федерального закона №178-ФЗ «О
государственной социальной помощи» инвалиды пользуются правом бесплатного
проезда к месту лечения и обратно.
Поскольку Исайкина
Л.А. является инвалидом *** группы и по жизненным показаниям нуждается в
программном гемодиализе по индивидуальной системе, с учетом отдаленности ее
проживания от места проведения лечения, судебная коллегия соглашается с выводом
суда о том, что транспортировка (проезд) истицы в медицинское учреждение,
оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде заместительной терапии
методом программного гемодиализа, в данном случае может быть отнесена к одной
из составляющих частей мероприятия по ее оказанию.
Вместе с тем,
возлагая обязанность по организации обеспечения бесплатной медицинской услуги
по транспортировке истицы от места жительства до места получения медицинской
помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа, на
ГУЗ «Ульяновская районная больница» с возложением на Министерство
здравоохранения Ульяновской области обязанности по возмещению ГУЗ «Ульяновская
районная больница» указанных расходов, суд необоснованно не принял во внимание
следующее.
В соответствии с п.
«ж» и «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита,
установление общих принципов организации системы органов государственной власти
и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской
Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам
совместного ведения до принятия федеральных законов (п. 2 ст. 3 Федерального
закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации»).
В соответствии с
п.12 ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ», создание условий для оказания
медицинской помощи населению на территории муниципального района в соответствии
с территориальной программой государственных гарантий оказаний гражданам РФ
бесплатной медицинской помощи также относится и к вопросам местного значения
муниципального района.
Постановлением
администрации Муниципального образования «Ульяновский район» от 27.12.2013 №
1383 утверждена муниципальная программа «Забота» МО «Ульяновский район» на
2014-2018 годы. Данная программа направлена на поддержку семьи, материнства и
детства, обеспечение достойного уровня жизни, повышение социальной активности
пожилых граждан и молодежи, инвалидов, граждан, воспитывающих детей, и иных
нуждающихся в поддержке граждан, проживающих на территории муниципального
образования.
В рамках
муниципальной программы «Забота» установлена социальная помощь для отдельных
категорий граждан в виде компенсации транспортных расходов, связанных с
проездом в диализный центр с целью снижения расходов на транспортные услуги,
связанные с необходимостью лечения.
Как следует из
представленных в суд апелляционной инстанции документов, финансирование
доставки граждан, страдающих хронической почечной недостаточностью и посещающих
гемодиализный центр в г. Ульяновске финансируется из муниципального бюджета МО
«Ульяновский район» в рамках программы «Забота».
Данные выплаты
производятся инвалидам, в том числе и Исайкиной Л.А. два раза в год путем
перечисления на расчетный счет в ОАО «Сбербанк России». За 2015 год указанная
выплата истице была произведена в размере *** руб. в мае 2015 года. Следующая выплата
в размере *** руб. планируется в ноябре 2015 года.
Вывод суда о том,
что данные суммы выделяются помимо расходов на проезд также и на приобретение
лекарств, не состоятелен. В соответствии с указанной программой данные средства
носят целевой характер – оплата проезда к месту проведения лечения и обратно.
В связи с этим вывод
суда не соответствует установленным по делу обстоятельствам, что в силу статьи
330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в данной части.
С учетом того, что
вопрос доставки инвалидов, которым по жизненным показаниям необходим
гемодиализ, и проживающих на территории МО «Ульяновский район» разрешен
администрацией данного муниципального образования путем выплаты им материальной
помощи для оплаты проезда к месту лечения и обратно, оснований для возложения
на ГУЗ «Ульяновская районная больница» организовать и обеспечить доставку
Исайкиной Л.А. автотранспортом к месту нахождения ООО «Ф***» в г. Ульяновске и
обратно с возложением на Министерство здравоохранении я Ульяновской области
обязанности оплатить данные услуги, не имеется. Соответственно в удовлетворении
исковых требований прокурора Ульяновского района, действующего в интересах
Исайкиной Л.А., надлежит отказать.
В иске прокурора
Ульяновского района Ульяновской области в интересах Исайкиной Л.А. к
Департаменту Главного управления труда, занятости и социального благополучия
Ульяновской области по Ульяновскому району судом отказано.
Решение суда в
данной части сторонами не оспаривается.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 10 июля 2015 года в части удовлетворения
требований прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах
Исайкиной Л*** А*** к ГУЗ «Ульяновская районная больница» и Министерству
здравоохранения Ульяновской области отменить.
Принять в этой части
новое решение.
В удовлетворении
требований прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах
Исайкиной Л*** А*** к ГУЗ «Ульяновская районная больница» и Министерству
здравоохранения Ульяновской области отказать.
В остальной части
решение оставить без изменения.
Председательствующий Судьи: