УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Касымова Э.Р.
Дело № 33-
4077/2015
А П Е Л Л Я Ц И О
Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
23 октября 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
Председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Чурбановой
Е.В. и Казаковой М.В.
с участием прокурора Сальникова А.А.
при секретаре Штукатурове С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на
решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 10 июля 2015 года,
по которому постановлено:
Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской
области в интересах Лободы С*** А*** к Министерству здравоохранения Ульяновской
области, Государственному учреждению здравоохранения «Ульяновская районная
больница» удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение здравоохранения
«Ульяновская районная больница» организовать и обеспечить бесплатную
медицинскую услугу по транспортировке автотранспортом Лободу С*** А*** от места
жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно
в соответствии с графиком гемодиализа, возложив на Министерство здравоохранения
Ульяновской области обязанность по возмещению ГУЗ «Ульяновская районная
больница» указанных расходов.
В иске прокурора Ульяновского района Ульяновской области в
интересах Лободы С*** А*** к Департаменту Главного управления труда, занятости
и социального благополучия Ульяновской области по Ульяновскому району об
обязании организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по
транспортировке до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры
программного гемодиализа и обратно в соответствии с графиком лечения, отказать.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора
Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в
суд с иском в интересах Лободы С.А. к Министерству здравоохранения и
социального развития Ульяновской области, Управлению Министерства
здравоохранения и социального развития Ульяновской области по Ульяновскому
району, ГУЗ «Ульяновская центральная районная больница» об обязании
организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке до
места получения медицинской помощи для прохождения процедуры программного
гемодиализа и обратно в соответствии с графиком лечения.
В обоснование иска указал,
что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что
Лобода С.А. является инвалидом *** группы, проживает
по адресу: ул. П*** с. С*** Ульяновского
района Ульяновской области. В связи с имеющемся у истицы заболеванием с 2001
года ей необходимо проходить процедуру
гемодиализа три раза в неделю круглогодично в ООО «Ф***», расположенном в
городе Ульяновске. Таким образом, Лобода
С.А. вынуждена за счет личных средств несмотря на состояние здоровья
самостоятельно три раза в неделю круглогодично посещать указанный медицинский
центр в г.Ульяновске. При этом, личного автотранспорта у Лободы С.А не
имеется, в связи с чем она вынуждена
прибегать к услугам общественного автотранспорта.
С учетом уточнения исковых требований прокурор просил суд
обязать ГУЗ «Ульяновская районная больница» (правопреемника ГУЗ «Ульяновская
центральная районная больница») организовать и обеспечить бесплатную
медицинскую услугу по транспортировке автотранспортом Лободу С.А. от места
жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно
в соответствии с графиком гемодиализа, возложив на Министерство здравоохранения
Ульяновской области (правопреемника
Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области)
обязанность по возмещению ГУЗ «Ульяновская районная больница» указанных расходов.
Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное
решение.
В
апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение. При этом ссылаясь на ст. 80 Федерального
закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации», п. 2 постановления Правительства Ульяновской области от 25.12.2013
№ 635-П «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской
области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», указывает, что
транспортировка больных к месту лечения и обратно не относится к медицинским
услугам, предусмотрена только в отношении скорой медицинской помощи. Лобода С.А. в оказании такого вида помощи не
нуждается, медицинская помощь оказывается ей в плановом режиме, здоровью истицы
ничего не угрожает. Считает, что
доставка пациента к месту лечения и обратно является социальной услугой и может
оказываться как муниципальным образованием, так и органами социальной защиты.
При этом судом не учтено, что Лободе С.А., как нуждающейся в проведении
регулярной процедуры гемодиализа, оказываются меры социальной поддержки в виде
выплат в размере *** руб. в год, предусмотренные действующей муниципальной
программой «Забота» для оплаты транспортных расходов по проезду к месту
лечения и обратно.
В возражениях на
апелляционную жалобу ООО «Ф***» и помощник прокурора Ульяновского района
Ульяновской области просят решение суда
оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства
здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.
Дело
рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания
надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с
Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации, являющейся
социальным государством, охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый
имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается
бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других
поступлений (статья 41 часть 1).
Из материалов дела следует, что Лобода С.А. является
инвалидом *** группы по о***. Инвалидность
истице установлена, в том числе и по заболеваниям «т***». В связи с данными заболеваниями Лобода
С.А. находится на лечении гемодиализом с
***.2001 по решению комиссии
Департамента здравоохранения и фармации Ульяновской области.
Из информации, представленной ООО «Ф***», Лобода С.А.
получает процедуры программного гемодиализа в диализном центре ООО «Ф***» в г.
Ульяновске по адресу: 432063 г. Ульяновск ул. ***. Отбор пациентов на
почечно-заместительную терапию осуществляется Комиссией Министерства
здравоохранения Ульяновской области. Оказание помощи вышеуказанному пациенту
необходимо по медицинским показаниям, в том числе определяемым лечащим врачом.
Процедуры программного гемодиализа проводятся данному пациенту ***
Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от
21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном
объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Частью 1 статьи 81 Федерального закона от
21.11.2011 № 323-ФЗ предусмотрено, что в соответствии с программой
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают
территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного
медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством
Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В соответствии с приведенными положениями федерального
законодательства Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2013
№ 635-П утверждена «Территориальная программа государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской
области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
Согласно п. 2 Территориальной программы гражданам Российской
Федерации на территории Ульяновской области в рамках Программы бесплатно
предоставляется, кроме прочего, специализированная медицинская помощь в
стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами в
соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов
медицинской помощи. Источниками финансового обеспечения Территориальной
программы являются средства федерального бюджета, областного бюджета
Ульяновской области, средства ОМС.
Приложением №1 к Территориальной программе ГУЗ «Ульяновская
районная больница» и ООО «Ф***» внесены в Перечень медицинских
организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных
гарантий, в том числе территориальной программы обязательного медицинского
страхования.
Пунктом 13 раздела «Формирование территориальной программы
обязательного медицинского страхования» Письма Минздрава России от 25.12.2012 №
11-9/10/2-5718 «О формировании и экономическом обосновании территориальной
программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусмотрено, что
заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа проводится
в рамках специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам,
утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского
страхования.
При этом, в соответствии с положениями ст.6.2 Федерального
закона №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», инвалиды пользуются
правом бесплатного проезда к месту
лечения и обратно.
Поскольку Лобода С.А., является инвалидом *** группы и по жизненным
показаниям нуждается в программном гемодиализе по индивидуальной системе, с
учетом отдаленности ее проживания от места проведения лечения, судебная
коллегия соглашается с выводом суда о том, что транспортировка (проезд) истицы в медицинское учреждение, оказывающее
специализированную медицинскую помощь в виде заместительной терапии методом
программного гемодиализа, в данном
случае может быть отнесена к одной
из составляющих частей мероприятия по ее
оказанию.
Вместе с тем, возлагая
обязанность по организации обеспечения бесплатной медицинской услуги по
транспортировке истицы от места жительства до места получения медицинской
помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа, на
ГУЗ «Ульяновская районная больница» с возложением на Министерство
здравоохранения Ульяновской области обязанности по возмещению ГУЗ «Ульяновская
районная больница» указанных расходов, суд необоснованно не принял во
внимание следующее.
В
соответствии с п. «ж» и «н» ч. 1 ст. 72
Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих
принципов организации системы органов государственной власти и местного
самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации.
Субъекты
Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по
предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (п. 2 ст. 3
Федерального закона от 06.10.1999 №
184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
В соответствии с п.12 ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ от
06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»,
создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории
муниципального района в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказаний гражданам РФ бесплатной
медицинской помощи также относится и к вопросам местного значения
муниципального района.
Постановлением администрации
Муниципального образования «Ульяновский район» от 27.12.2013 № 1383 утверждена муниципальная программа «Забота» МО
«Ульяновский район» на 2014-2018 годы. Данная программа направлена на поддержку семьи, материнства и
детства, обеспечение достойного уровня
жизни, повышение социальной активности пожилых граждан и молодежи, инвалидов,
граждан, воспитывающих детей, и иных нуждающихся в поддержке граждан,
проживающих на территории муниципального образования.
В рамках муниципальной программы «Забота» установлена
социальная помощь для отдельных категорий граждан в виде компенсации
транспортных расходов, связанных с проездом в диализный центр с целью снижения
расходов на транспортные услуги, связанные с необходимостью лечения.
Как следует из представленных в суд апелляционной инстанции
документов, финансирование доставки граждан, страдающих хронической ***
недостаточностью и посещающих гемодиализный центр в г. Ульяновске, финансируется из муниципального бюджета МО
«Ульяновский район» в рамках программы «Забота».
Данные выплаты производятся
инвалидам, в том числе и Лободе С.А. два раза в год путем перечисления
на расчетный счет в ОАО «Сбербанк России». За 2015 год указанная выплата истице была произведена в
размере *** руб. в мае 2015 года.
Следующая выплата в размере *** руб.
планируется в ноябре 2015 года.
Вывод суда о том, что данные суммы выделяются помимо
расходов на проезд также и приобретение лекарств, не состоятелен. В
соответствии с указанной программой данные средства носят целевой характер –
оплата проезда к месту проведения лечения и обратно.
В связи с этим вывод суда не соответствует установленным по
делу обстоятельствам, что в силу статьи 330 ГПК РФ является основанием для
отмены решения суда в данной части.
С учетом того, что
вопрос доставки инвалидов, которым по жизненным показаниям необходим
гемодиализ, и проживающих на территории МО «Ульяновский район» разрешен
администрацией данного муниципального образования путем выплаты им материальной помощи для оплаты проезда к
месту лечения и обратно, оснований для возложения на ГУЗ «Ульяновская районная
больница» организовать и обеспечить доставку Лободы С.А. автотранспортом к месту
нахождения ООО «Ф***» в г. Ульяновске и обратно с возложением на Министерство
здравоохранения Ульяновской области обязанности оплатить данные услуги, не
имеется. Соответственно в удовлетворении исковых требований прокурора
Ульяновского района, действующего в интересах Лободы С.А., надлежит отказать.
В иске прокурора Ульяновского района Ульяновской области в
интересах Лободы С.А. к Департаменту Главного управления труда, занятости и
социального благополучия Ульяновской области по Ульяновскому району отказано.
Решение суда в данной части сторонами не оспаривается.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ульяновского районного суда Ульяновской
области от 10 июля 2015 года в части
удовлетворения исковых требований прокурора Ульяновского района
Ульяновской области в интересах Лободы С*** А*** к Государственному учреждению
здравоохранения «Ульяновская районная больница» и Министерству здравоохранения
Ульяновской области отменить.
Принять
в данной части новое решение.
В
удовлетворении исковых требований прокурора Ульяновского района Ульяновской области
в интересах Лободы С*** А*** к Государственному учреждению здравоохранения
«Ульяновская районная больница» и Министерству здравоохранения Ульяновской
области отказать.
В
остальной части решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 10
июля 2015 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи: