Печать
Закрыть окно
Судебный акт
На вступившие в силу постановления по ст.19.29 КоАП РФ
Документ от 14.08.2015, опубликован на сайте 28.10.2015 под номером 55119, Админ. надзор, КоАП: ст. 19.29, ПОСТАНОВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНО (в том числе с отменой последующих решений)

                                                                                              Дело № 4А - 311/2015

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          14 августа 2015 года

 

Заместитель председателя Ульяновского областного суда Шибкова И.В., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Форма» Вишнякова В*** А*** на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского судебного района г. Ульяновска и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 01 июня 2015 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20 июля 2015 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Форма» по делу об административном правонарушении, предусмотренном  ст. 19.29 КоАП РФ,

 

у с т а н о в и л а:

 

Постановлением мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского судебного района г. Ульяновска и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 01 июня 2015 года ООО «Форма» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с этим постановлением, Вишняков В.А., представляющий интересы ООО «Форма», обжаловал его в районный суд.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20 июля 2015 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.

В своей жалобе, поступившей в Ульяновский областной суд, Вишняков В.А., представляющий интересы ООО «Форма» просит отменить принятые по делу судебные постановления и производство по делу прекратить за малозначительностью совершенного правонарушения или уменьшить размер назначенного наказания. 

В обоснование жалобы указывает на отсутствие каких-либо наступивших последствий, причинивших ущерб и ущемление чьих-либо прав.

В обоснование жалобы указано, что должностные обязанности Х*** А.Р. по месту новой работы полностью отличаются от тех, которые она выполняла в Межрайонной ИФНС России № *** по Ульяновской области, что исключает возможность возникновения коррупционных связей.

Просит учесть, что назначенный размер наказания в условиях экономического кризиса в значительной степени повлияет на финансовое положение общества.

Дело об административном правонарушении истребовано в Ульяновский областной суд, законность вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении проверена.

В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу.  

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, полагаю, что указанная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включённую в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», влечёт назначение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 этой статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 12 названного Федерального закона неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 указанной статьи, является правонарушением и влечёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», к числу должностей, после увольнения с которых новый работодатель обязан сообщить представителю нанимателя государственного служащего по последнему месту службы о заключении трудового договора в письменной форме, относятся должности федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, или должности федеральной государственной службы, включенные в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы.

Как усматривается из материалов дела, Х*** А.Р. до *** апреля 2013  года занимала должность государственной гражданской службы РФ - *** Межрайонного ИФНС России № *** по Ульяновской области (л.д. 51). С *** июля 2013 года была принята на должность *** в ООО «Форма» в г. Ульяновске (л.д. 18).

В нарушение требований части 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» ООО «Форма» не сообщило представителю нанимателя (работодателя) по последнему месту работы Х*** А.Р. о приёме её на работу в письменной форме в установленный законом десятидневный срок.

Данное обстоятельство подтверждено совокупностью собранных по делу доказательств: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 27 апреля 2015 года (л.д. 2 - 7), приказом № *** от *** октября 2012 года о приеме на работу Х*** А.Р. (л.д. 50), приказом № *** от *** апреля 2013 года об увольнении Х*** А.Р. (л.д. 51), приказом № *** от *** июля 2013 года о приеме на работу Х*** А.Р. (л.д. 18) и другими доказательствами, которые получили оценку в совокупности с другими материалами дела по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Таким образом, ООО «Форма» совершено административное правонарушение, предусмотренное статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выводы судебных инстанций о виновности ООО «Форма» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в полной мере мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям Федерального закона 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

Административное наказание назначено ООО «Форма» в пределах санкции статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере.

Как уже отмечалось выше, в своей жалобе в интересах ООО «Форма» Вишняков В.А.  виновности ООО «Форма» в совершении правонарушения не оспаривает, он лишь просит прекратить производство по делу в связи с малозначительностью правонарушения либо назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией ст. 19.29 КоАП РФ.

Доводы жалобы о суровости назначенного наказания заслуживают внимания исходя из следующего.

В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 г. N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1, и статьи 19.7.3 КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти законоположения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией (сто тысяч рублей и более), и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

Конституционным Судом Российской Федерации постановлено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1, и статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.

Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ.

Так, в частности статья 4.1 КоАП РФ дополнена частями 3.2 и 3.3 следующего содержания:

«При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса».

При рассмотрении данного дела необходимо учесть, что ООО «Форма» осуществляет свою деятельность в Ленинском районе г. Ульяновска. Х*** А.Р. занимала должность государственной гражданской службы Российской Федерации в другом (сельском) административном районе, и в силу этого обстоятельства в сферу её (Х*** А.Р.) деятельности при исполнении полномочий государственного гражданского служащего никогда не входило какое-либо взаимодействие с ООО «Форма».

Следует также учесть, что в настоящее время в связи с кризисными явлениями в стране происходит спад экономической активности.

При таких обстоятельствах назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа в сумме 100 000 рублей, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 19.29 КоАП РФ, не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, его материальному положению, характеру коммерческой деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.

С учетом изложенного, оспариваемые по делу судебные акты подлежат изменению путем снижения назначенного обществу наказания в виде административного штрафа до 50 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ,

 

п о с т а н о в и л а:

 

Постановление мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского судебного района г. Ульяновска и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 01 июня 2015 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20 июля 2015 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Форма» по делу об административном правонарушении, предусмотренном  ст. 19.29 КоАП РФ, изменить: размер назначенного ООО «Форма» административного штрафа снизить с 100 000 рублей до 50 000 рублей.

В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.

 

Заместитель председателя                                                                                                  Ульяновского областного суда                                                    И.В. Шибкова