Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Предоставление жилья сироте
Документ от 20.10.2015, опубликован на сайте 09.11.2015 под номером 54888, 2-я гражданская, об обеспечении жилым помещением ребенка оставшегося без попечения родителей, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                                 Дело № 33 – 4312/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                     20 октября 2015 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 июля 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования  Курзина Л*** А***  удовлетворить.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Курзина Л*** А***   жилым помещением специализированного  жилищного  фонда  по  договору   найма    жилых помещений специализированного жилищного фонда на территории    муниципального образования   «город Ульяновск».

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Курзина Л.А., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:  

 

Курзин Л.А. обратился в суд с  иском к Министерству здравоохранения, труда и социального развития Ульяновской области, Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указал, что  относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в апреле 2004 года его родители были лишены родительских прав, он передан на воспитание в детский дом «С***». При  помещении  в детский дом за ним была закреплена жилая площадь, расположенная по адресу: г. Н***.  Данная квартира находится в общей собственности его, его брата, деда и матери (по ¼ доли), лишенной в отношении него родительских прав. Кроме того, в квартире проживает его отец, также лишенный родительских прав. В 2015 году он обратился в Министерство здравоохранения, труда и социального развития Ульяновской области с заявлением о включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории МО г. Ульяновск.  Однако ему в этом было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что он является сособственником жилого помещения, в котором общая норма, приходящаяся на одно лицо, превышает учетную норму площади жилого помещения. Полагал отказ незаконным, просил обязать Министерство здравоохранения, труда и социального развития Ульяновской Министерство строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области обеспечить его благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Рассмотрев заявленные исковые требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что не оспаривают право         Курзина Л.А. на предоставление жилого помещения в муниципальном образовании «город Ульяновск», однако оснований для первоочередного обеспечения его жилым помещением не имеется, поскольку в Список детей-сирот включено более 1200 человек, которые также наделены таким правом. 

Дело рассмотрено в отсутствие  Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Министерства здравоохранения, труда и социального развития Ульяновской области,  извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.  

В судебном заседании Курзин Л.А. просил оставить решение суда без изменения. Пояснил, что с 2004 года в закрепленной за ним квартире не проживает, обучался и проживал в государственных детских учреждениях в г. Ульяновске. В настоящее время закончил учебное заведение, но проживать в квартире не может, так в ней проживает отец, который злоупотребляет спиртными напитками, с матерью, являющейся инвалидом перовой группы, он не общается, снимает жилье в г.Ульяновске. Его дед – К***. умер, наследником является отец, который документы о праве на наследство ¼ доли квартиры не оформлял.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Курзин Л.А. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей: его мать  - Курзина О.А. и отец – Курзин А.Ю. решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от ***2003 лишены родительских прав.

На основании распоряжения главы Ульяновского района от ***2002      Курзин Л.А. помещен в областной реабилитационный центр для несовершеннолетних ***, за ним закреплено жилое помещение по адресу: г. Н***

Трехкомнатная квартира по указанному адресу, общей площадью 49,63, кв.м, принадлежит на праве собственности Курзину А.Ю. (1/4 доли), его брату –       Курзину Ю.А. (1/4 доли), матери – Курзиной О.А. (1/4 доли), деду - Курзину Ю.Г. (1/4 доли). В квартире, кроме собственников, зарегистрирован и фактически проживает отец истца – Курзин А.Ю.

Решением комиссии по установлению факта невозможности проживания детей, оставшихся без попечения родителей от ***.2015 Курзину Л.А.  отказано в установлении невозможности проживания в жилом помещении по адресу: г.Н*** со ссылкой на то обстоятельство, что истец имеет на праве собственности жилье, площадь которого соответствует учетной норме жилого помещения, и имеет возможность распорядиться принадлежащей ему долей по собственному усмотрению.

Полагая отказ незаконным, Курзин Л.А. обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований Курзина Л.А.,  не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 указанного Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Подп.1 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с проживанием на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 № ВК-615/07 разъяснено, что, поскольку ст. 72 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает право обмена жилых помещений только для нанимателей таких помещений по договорам социального найма, соответственно, в случае, когда родители, лишенные родительских прав, проживают в жилом помещении несовершеннолетнего в качестве собственников, бывших членов его семьи, невозможность проживания следует устанавливать без учета положения о принудительном обмене жилого помещения.

В соответствии с ч.2 ст. 4 Закона Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями по их выбору, в том числе, по месту окончания пребывания в образовательной организации или иной организации.

Судом установлено, что в квартире, доля которой на праве собственности принадлежит Курзину Л.А., проживают его родители, лишенные родительских прав, при этом отец злоупотребляет спиртными напитками, суд пришел к правильному выводу о наличии  у Курзина Л.А. права на обеспечение жильем в порядке ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ на территории г. Ульяновска на основании ч.2 ст. 4 Закона Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

Доводы, приведенные Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно наличия очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь отмену решения суда.

Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, имеет своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, наличие очередности среди лиц, подлежащих обеспечению специализированным жильем, а также отсутствие надлежащего финансирования на указанные цели не могут служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Между тем, судебная коллегия полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения суда указанием на обязанность Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области (правопреемника ответчика - Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области) включить  Курзина Л.А. в списки детей-сирот и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории МО г.Ульяновск, поскольку данные требования заявлялись истцом, но не нашли своего отражения в решении суда первой инстанции.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской  Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 июля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

Дополнить резолютивную часть решения абзацем следующего содержания:

«Обязать Главное управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области  включить  Курзина Л*** А***  в списки детей-сирот и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей,  подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования г.Ульяновск».

 

Председательствующий

 

Судьи: