Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Снятие с учета нуждающейся в улучшении жилищных условий
Документ от 20.10.2015, опубликован на сайте 09.11.2015 под номером 54883, 2-я гражданская, о понуждении к предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Кочергаева О.П.                                                                      Дело № 33- 4301/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   20 октября 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Казаковой М.В. и Чурбановой Е.В.,

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Мелиховой К*** А*** на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 24 июля 2015 года, по  которому постановлено:

 

В удовлетворении иска Мелиховой К*** А*** к администрации МО «Город Димитровград», комитету по управлению имуществом г.Димитровграда о понуждении к предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Мелихова К. А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Димитровград» (далее – администрация г.Димитровград), комитету по управлению имуществом г.Димитровграда о понуждении к предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма. В обоснование иска указала, что является инвалидом *** группы с детства, страдает тяжелой формой п***, кроме того, перенесла ряд тяжелых операций. Она проживает вместе со своей мамой -  Мелиховой Н.А. и родственниками в двухкомнатной малогабаритной квартире коммунального типа со смежными комнатами, при этом они занимают проходную комнату. ***.2010 была поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом вне очереди по договору социального найма, так как имеет заболевание, входящее в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. ***.2015 снята с указанного учета, поскольку перестала быть  малоимущей. Полагала действия ответчика незаконными, просила обязать администрацию г.Димитровграда предоставить ей жилое помещение по договору социального найма вне очереди в границах г.Димитровграда в соответствии с жилищными нормами, установленными законодательством Российской Федерации. 

При подготовке дела к судебному разбирательству судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет по управлению имуществом г.Димитровграда, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета иска, -  муниципальное казенное учреждение «Управление по реализации социальных программ».

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Мелихова К.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что включение лица в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в соответствии с нормами жилищного законодательства является единственным основанием для предоставления жилого помещения, и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов,  в том числе, материального положения гражданина. Соответственно, органы местного самоуправления обязаны во внеочередном порядке обеспечить ее жильем. Кроме того, не учтено, что она перестала входить в категорию малоимущих граждан по причине превышения ее пенсии предельного размера дохода для признания гражданина малоимущим, установленного Постановлением Правительства Ульяновской области от 04.03.2015 №85-П, на *** руб.

В возражении на апелляционную жалобу администрация г. Димитровграда Ульяновской области и комитет по управлению имуществом города Димитровграда просят решение суда оставить без изменения, а жалобу Мелиховой К.А – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Мелихова К.А. является инвалидом *** группы с детства, инвалидность установлена бессрочно, проживает с матерью Мелиховой Н.А. в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: г.Д*** собственником которой является           Н***.

Истица имеет заболевание н***, которое входит в перечень заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 №378. 

***2010 Мелихова К.А. была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, включена в списки инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем.

***2015 Мелихова К.А. снята с указанного учета в связи с тем¸ что ее семья перестала быть малоимущей, - доход, приходящийся на каждого члена семьи, превысил норму, установленную в г. Димитровграде для признания граждан малоимущими с целью постановки на учет для улучшения жилищных условий.

Полагая снятие с учета незаконным, просила обязать ответчика предоставить ей жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований  Мелиховой К.А., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Статья 40 Конституции Российской Федерации предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются  малоимущим гражданам, признанным по установленным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Малоимущими гражданами в целях настоящего кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, по смыслу вышеуказанных норм действующего законодательства для возникновения права на приобретение жилого помещения муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, в том числе инвалидов,  необходимо наличие в совокупности двух условий: нуждаемость в жилом помещении, а также признание лица, претендующего на такое жилое помещение, малоимущим.

В силу п.2 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Постановлением Главы г.Димитровграда от 31.10.2006 № 3202 «Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности граждан, для признания  граждан малоимущими» установлено, что в целях периодического повторного подтверждения статуса малоимущего администрация  МО «Город Димитровград» проводит переоценку доходов  и стоимости имущества граждан один раз в год. В случае повышения размера учитываемых доходов и стоимости имущества гражданина до уровня, равного или превышающего пороговые значения доходов или стоимости имущества, устанавливаемые в муниципальном образовании по определенной методике, - заявитель и его семья снимаются с учета в качестве нуждающихся в получении  жилого помещения из муниципального фонда МО «Город Димитровград» по договору социального найма, с сохранением за ними права повторного обращения за получением статуса малоимущих и нуждающихся в получении жилья.

Судом установлено, что при проведении в 2015 году очередного подтверждения права Мелиховой К.А. и ее семьи на получение жилья по договору социального найма ответчиком установлено превышение размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи истицы, установленных в муниципальном образовании пороговых значений.  Данное обстоятельство истицей не оспаривается.

Учитывая произошедшие изменения в материальном положении        Мелиховой К.А. и ее семьи, что привело к утрате статуса малоимущей, суд пришел к правильному выводу о правомерном снятия ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и отсутствии оснований для внеочередного обеспечения жильем по договору социального найма жилого помещения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

Доводы, приведенные Мелиховой К.А. в апелляционной жалобе относительно того, что  обеспечение жильем по договору социального найма в порядке п.3 ч. 2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется вне зависимости от материального положения нуждающегося инвалида, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку не основаны на нормах действующего законодательства.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование только малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.11.2009 № 1368, от 01.12.2009  № 1548-О-О, от 12.04.2011 № 551-О-О).

В соответствии с п. 6 ст. 12 и п. 5 ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации иные категории граждан и порядок предоставления по договорам социального найма таким категориям  жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации относится соответственно к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Отнесение решения данных вопросов к компетенции органов местного самоуправления возможно только в случае наделения органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, действующий на момент  обращения Мелиховой К.А. в органы местного самоуправления, а также снятия ее с учета, не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, она имеет право на получение жилых помещений по договору социального найма из жилищного фонда муниципального образования на общих основаниях, предусмотренных кодексом, то есть при наличии нуждаемости в улучшении жилья и признании ее малоимущей в установленном законом порядке.

То обстоятельство, что доход Мелиховой К.А. превышает пороговое значение на незначительную сумму, самостоятельного правового значения не имеет, в силу чего правильность выводов суда не опровергает.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 24 июля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мелиховой К*** А*** - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: