Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Решение
Документ от 09.09.2015, опубликован на сайте 23.10.2015 под номером 54844, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

Дело № 3-28/2015

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

9 сентября 2015 года                                                            город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Нефёдова О.Н.,

при секретаре Годуновой Е.А.,

с участием прокурора Николаевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Сотниковой Л*** И*** о признании недействующим в части Закона Ульяновской области от
30 ноября 2011 г. № 220-ЗО «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области»,

 

У С Т А Н О В И Л :

 

24 ноября 2011 г. Законодательным Собранием Ульяновской области принят Закон Ульяновской области № 220-ЗО «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области».

Статьей 2 указанного Закона Ульяновской области устанавливаются дополнительные ограничения времени и условий розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области. В частности, не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции с 20 часов до 23 часов, а в субботу, воскресенье, 25 мая, 1 и 12 июня, 1 и 12 сентября – с 8 часов до 23 часов, за исключением случаев, указанных в части 2 данной статьи.

Сотникова Л.И., являющаяся единственным участником и директором
ООО «Л*** ***», осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции, обратилась в суд с заявлением об оспаривании части 1 статьи 2 Закона Ульяновской области № 220-ЗО «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области» в части установления запрета розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции с 8 часов до 23 часов 25 мая, ссылаясь на ограничение ее права на занятие предпринимательской деятельностью и получение прибыли.

Указывает, что целью запрета розничной продажи алкогольной продукции в конце мая является недопущение торговли в дни проведения в муниципальных общеобразовательных учреждениях мероприятий «Последний звонок». С момента принятия оспариваемого Закона Ульяновской области мероприятия «Последний звонок» совпадали с календарной датой «25 мая». Однако, в 2015 году данные мероприятия проводились в школах Ульяновской области 23 мая. Поскольку
25 мая 2015 года являлось обычным будним днем (понедельник), каких-либо оснований, по мнению заявителя, для ограничения розничной продажи алкогольной продукции в упомянутый день не имелось.

В этой связи Сотникова Л.И. полагает, что ввиду неопределенности и двусмысленности формулировки часть 1 статьи 2 Закона Ульяновской области
«О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области» не соответствует статье 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ
«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Сотникова Л.И., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Ее представитель Курушина Е.Г. в судебном заседании заявление поддержала и дала аналогичные изложенным в нем пояснения.

Представитель Законодательного Собрания Ульяновской области Кормишенко С.И. просила в удовлетворении заявления отказать. Пояснила, что в статье 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» содержится прямое предписание о праве органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции. Статьей 2 Закона Ульяновской области от 30 ноября 2011 г. № 220-ЗО установлены дополнительные ограничения времени и условий розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области. Из буквального смысла данной нормы следует, что 25 мая не определяется именно как дата проведения мероприятий «Последний звонок», а определяется как календарная дата, не связанная с какими-либо событиями. Законодательное Собрание Ульяновской области дату проведения мероприятий «Последний звонок» не устанавливает. Федеральный законодатель никаких условий на введение указанных выше дополнительных ограничений для субъектов Российской Федерации не устанавливает, субъекты Российской Федерации вправе их устанавливать самостоятельно в рамках имеющихся у них дискреционных полномочий. Процедура принятия и опубликования нормативного правового акта соблюдена.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Законом Ульяновской области от 30 ноября 2011 г. № 220-ЗО
«О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области» установлены дополнительные ограничения времени и условий розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области.

Согласно части 1 статьи 2 указанного Закона Ульяновской области
(в редакции Закона Ульяновской области от 3 июня 2014 г. № 87-ЗО) на территории Ульяновской области не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции с 20 часов до 23 часов, а в субботу, воскресенье, 25 мая, 1 и 12 июня, 1 и 12 сентября – с 8 часов до 23 часов, за исключением случаев, указанных в части 2 данной статьи.

Закон Ульяновской области № 220-ЗО подписан Губернатором Ульяновской области С.И. Морозовым 30 ноября 2011 г. и официально опубликован в газете «Ульяновская правда» 7 декабря 2011 г.

Процедура принятия оспариваемого Закона Ульяновской области соответствовала части 2 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 1999 г.
№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статье 17 Устава Ульяновской области. Согласно представленной в материалы дела выписке из протокола, из установленного числа депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области четвертого созыва (количеством 30) на заседании 24 ноября 2011 г. присутствовало 25 депутатов (не менее 50 процентов от числа избранных), Закон принят большинством голосов (22) от установленного числа депутатов.

В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 г. №136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 г.) официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считалась первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета» или «Ульяновская правда».

Таким образом, процедура принятия и опубликования оспариваемого Закона Ульяновской области была соблюдена.

В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом
от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (абзац 2 пункта 1 статьи 1 данного Федерального закона).

Согласно статье 3 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из данного Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ предусматривает особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции.

В силу абзаца 2 пункта 5 указанной статьи органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Именно такие дополнительные ограничения и установлены частью 1 статьи 2 Закона Ульяновской области от 30 ноября 2011 г. № 220-ЗО «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области».

Таким образом, оспариваемая норма принята законодательным органом субъекта РФ в пределах предоставленных полномочий.

Поскольку в Федеральном законе от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ
«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» отсутствуют обязательные предписания о порядке и основаниях введения органами государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительных ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, суд приходит к выводу о том, что установление в оспариваемом региональном нормативном правовом акте упомянутого выше
запрета розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции
25 мая с 8 часов до 23 часов не противоречит положениям федерального законодательства.

Неопределенность и двусмысленность формулировки оспариваемой нормы, на что ссылается в заявлении Сотникова Л.И., отсутствуют.

Те дополнительные ограничения, которые установлены законодательным органом государственной власти Ульяновской области (с 20 часов до 23 часов, а в субботу, воскресенье, 25 мая, 1 и 12 июня, 1 и 12 сентября – с 8 часов до 23 часов), относятся к дополнительным ограничениям времени розничной продажи алкогольной продукции.

Предусмотренное частью 1 статьи 2 Закона Ульяновской области
от 30 ноября 2011 г. № 220-ЗО «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области» ограничение
розничной продажи алкогольной продукции
25 мая носит абсолютный характер, связывается с конкретной датой и не обуславливается региональным законодателем какими-либо событиями, в том числе проведением мероприятий «Последний звонок».

Доводы заявителя об отсутствии обоснования необходимости запрета розничной продажи алкогольной продукции в названную дату и несоответствии в связи с этим указанной нормы статье 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 г.
№ 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» подлежат отклонению.

Соответствующее правовое регулирование розничной продажи и потребления (распития) алкогольной продукции определяется в том числе и Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г.
№ 2128-р, которая направлена на снижение объемов потребления населением алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, предусматривает в качестве принципа государственного регулирования в названной сфере обеспечение приоритета защиты жизни и здоровья граждан по отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка, а также определяет снижение доступности алкогольной продукции путем ограничения ее розничной продажи по месту и времени как одну из мер по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации.

Поскольку абзацем 2 пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, какое-либо дополнительное обоснование такого запрета не требуется.

Ссылки в заявлении на нормативные правовые акты других субъектов Российской Федерации не могут быть приняты во внимание, поскольку законодательные органы государственной власти субъектов свободны в законотворчестве и единственным ограничением при этом является соответствие принимаемых нормативных правовых актов федеральным законам или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Доводы Сотниковой Л.И. о том, что оспариваемые положения ограничивают ее право на занятие предпринимательской деятельностью и получение прибыли, подлежат отклонению. Ни один закон не может рассматриваться в качестве средства, направленного на нарушение конституционных прав граждан, если того не требует федеральный закон и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Установленное оспариваемым Законом Ульяновской области ограничение направлено на защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан и соответствуем целям ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, указанным в абзаце 2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона
от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ.

Согласно статье 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Основываясь на положениях федерального законодательства, суд приходит к выводу, что оспариваемая норма Закона Ульяновской области от 30 ноября 2011 г. № 220-ЗО «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области» принята в пределах полномочий Законодательного Собрания Ульяновской области, не противоречит требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, прав и законных интересов заявителя не нарушает, поэтому в удовлетворении требований Сотниковой Л.И. следует отказать.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

В удовлетворении заявления Сотниковой Л*** И*** о признании недействующим в части Закона Ульяновской области от 30 ноября 2011 г.
№ 220-ЗО «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области», принятого Законодательным Собранием Ульяновской области 24 ноября 2011 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                              Нефёдов О.Н.