Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушения
Документ от 06.10.2015, опубликован на сайте 22.10.2015 под номером 54744, 2-я гражданская, об обязывании принять решения о внесении изменений в уставы, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Росляков В.Ю.                                                                         Дело № 33-4185/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                 6 октября 2015 г.

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Кинчаровой О.Е, Трифоновой Т.П.,

при секретаре Скала П.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области  на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 20 июля 2015 г., по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Инзенского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, а также муниципального образования «Инзенский район» о возложении обязанности принять решение о внесении изменений в уставы муниципальных предприятий удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Инзенский район», выразившееся в невнесении изменений в уставы муниципальных предприятий «И***», «Б***», касающихся определения порядка назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядка заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора.  

Обязать администрацию муниципального образования «Инзенский район» принять решения о внесении изменений в уставы МУП «И***», МУП «Б***» Инзенского района, касающихся определения порядка назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядка заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.

В остальной части в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.  

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е.,  объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Ульяновской области Колгановой Е.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Инзенского района Ульяновской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Инзенский район» Ульяновской области, выразившегоя в невнесении в уставы МУП «И*** ***», МУП «И***», МУП «Б***», МУП «И*** ***» изменений, касающихся определения порядка назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядка заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами; возложении обязанности внести указанные изменения.

Заявление обосновал тем, что уставы названных выше муниципальных унитарных предприятий в нарушение требований п.3 ст.9 Федерального закона «О государственных и муниципальных предприятиях» не содержат порядка назначения на должность руководителя предприятия, порядка заключения, изменения и прекращения с ним трудового договора в соответствии с трудовым законодательством. По результатам рассмотрения представления прокурора об устранении указанных нарушений изменения в уставы не внесены.

Отсутствие в уставах муниципальных унитарных предприятий указанного порядка создает административный барьер для граждан при трудоустройстве на должность руководителя учреждения, может привести к назначению на должность лиц, не обладающих достаточной квалификацией, а также лиц, склонных к коррупционным правонарушениям и злоупотреблениям с муниципальным имуществом.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Инзенский район» просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.

В жалобе не соглашается с выводом суда о несоответствии п.8.1 Устава  МУП «И***», п.п. 14.1, 14.2 Устава МУП «Б***» Инзенского района действующему законодательству. Из  указанных пунктов Уставов усматривается, что назначение на должность руководителя унитарного предприятия, а также заключение, изменение и прекращение с ним трудового договора осуществляется в порядке, предусмотренном трудовым законодательством. Наличие в названных пунктах указания на назначение руководителя муниципального предприятия в соответствии с Трудовым кодексом РФ является достаточным, дублировать положения кодекса в уставах нет необходимости.

Суд не учел, что решением Совета депутатов МО «Инзенский район» Ульяновской области от 24 апреля 2015 года утверждено Положение о порядке назначения на должность и освобождения от нее руководителей муниципальных учреждений и предприятий МО «Инзенский район», что исключает доступ к указанным должностям неквалифицированных граждан, а также граждан, склонных к злоупотреблениям с муниципальным имуществом.

В ходе судебного разбирательства не исследовался и не был доказан факт нарушения прав и законных интересов муниципального образования и проживающих в нем граждан  в связи с невнесением изменений в уставы муниципальных предприятий Инзенского района.

Представитель администрации МО «Инзенский район» Ульяновской области в суд не явился, о дне и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен. При таких обстоятельствах судебная коллегия  посчитала необходимым рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы администрации МО «Инзенский район» Ульяновской области, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи  2 Федерального закона  от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Согласно статье 9 указанного Федерального закона  учредительным документом унитарного предприятия является его устав (пункт 1).

Устав унитарного предприятия должен содержать, в том числе, порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами (пункт 3).

Внесение изменений в устав унитарного предприятия, в том числе утверждение устава в новой редакции, осуществляется по решению государственного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных утверждать устав унитарного предприятия (пункт 7).

Решением Совета депутатов МО «Инзенский район» Ульяновской области № 47 от 24 апреля 2015 г.  было утверждено Положение о порядке назначения на должность и освобождения от неё руководителей муниципальных учреждений и предприятий муниципального образования «Инзенский район» (далее – Положение), в котором детализирован порядок назначения на должность и освобождения от неё руководителей муниципальных предприятий, в том числе и  порядок заключения с ними трудового договора, изменения или его прекращения.

Так, п. 2.1 указанного Положения предусмотрено, что назначение и освобождение от должности осуществляется на основании распоряжения администрации МО «Инзенский район».

Согласно п. 2.2 Положения назначение  на должность руководителей муниципальных предприятий осуществляется по результатам конкурса или по представлению заместителя, курирующего данную отрасль. Решение о проведении конкурса принимается Главой администрации МО «Инзенский район»

В соответствии с пунктом 2.3 Положения Глава администрации МО «Инзенский район» заключает трудовой договор с руководителями на основании представления о назначении либо по результатам конкурса.

В пункте 2.7 Положения указано, что на основании заключенного трудового договора администрация МО «Инзенский район» издает распоряжение о назначении руководителя.

Судом первой инстанции установлено, что пункт 8.1 устава МУП «И***»   содержит следующую формулировку: «Предприятие возглавляет  руководитель, назначаемый на эту должность учредителем. Руководитель является единоличным исполнительным  органом предприятия.  Учредитель заключает, изменяет и прекращает трудовой договор с руководителем предприятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Пункты 14.1, 14.2 устава МУП «Б*** Инзенского района»  предусматривают следующее: «Руководитель предприятия – директор является единоличным исполнительным органом, назначаемым и освобождаемым от должности собственником либо  уполномоченным им органом в соответствии с Трудовым кодексом РФ.  Руководитель предприятия осуществляет свою деятельность на основании и в соответствии с условиями трудового договора, заключаемого с ним главой администрации МО «Инзенский район».

Прокурором Инзенского района Ульяновской области 6 мая 2015 г. в адрес администрации МО «Инзенский район» внесено представление об устранении нарушений  закона, выразившихся в отсутствии, в нарушение п. 3 ст. 9 Федерального закона  «О государственных и муниципальных предприятиях», в уставах муниципальных унитарных предприятий, в том числе МУП «И***», МУП «Б*** Инзенского района», порядка назначения на должность руководителя предприятия, а также порядка заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора.

По результатам рассмотрения указанного представления прокурора об устранении указанных нарушений изменения в уставы указанных муниципальных унитарных предприятий не внесены.

Проанализировав  приведенные пункты уставов указанных муниципальных  предприятий, судебная коллегия, учитывая  действующий порядок назначения на должность и освобождения от неё руководителей муниципальных предприятий, содержащийся в Положении о порядке назначения на должность и освобождения от неё руководителей муниципальных учреждений и предприятий муниципального образования «район Инзенский»,   находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что в данном случае требование пункта  3 статьи 9 Федерального закона  «О государственных и муниципальных предприятиях» об обязательности указания в уставе муниципального предприятия порядка назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядка заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора, не соблюдено.

При таких обстоятельствах, с учетом непризнания ответчиком требований прокурора Инзенского района,  суд правомерно  признал незаконным бездействие администрации МО «Инзенский район», выразившееся в невнесении изменений в уставы  МУП «И***», МУП «Б*** Инзенского района», касающихся  определения порядка назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядка заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора, и обязал устранить указанное нарушение.

Доводы апелляционной жалобы администрации МО «Инзенский район» о том, что наличие в приведенных пунктах уставов муниципальных предприятий положений, отсылающих к действующему трудовому законодательству, является достаточным и необходимости в дублировании в уставах положений Трудового кодекса РФ не имеется, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании  положений статьи 9 Федерального закона  «О государственных и муниципальных предприятиях».

Из смысла данной нормы следует, что уставы муниципальных предприятий должны содержать указание на конкретный порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора, который должен соответствовать трудовому законодательству и иным содержащим нормы трудового права нормативным правовым актам.

Уставы МУП «И***», МУП «Б*** Инзенского района» не содержат предусмотренный Положением о порядке назначения на должность и освобождения от неё руководителей муниципальных учреждений и предприятий муниципального образования «район Инзенский» порядок назначения на должность и освобождения от неё руководителя муниципального предприятия, не имеется в них и отсылки к данному нормативному правовому акту органа местного самоуправления.

При таких обстоятельствах ссылки в апелляционной жалобе на решение Совета депутатов МО «Инзенский район» Ульяновской области № 47 от 24 апреля 2015 г., которым утверждено  указанное Положение о порядке назначения на должность и освобождения от неё руководителей муниципальных учреждений и предприятий муниципального образования «район Инзенский», не опровергают правильности постановленного по делу судебного решения.

Иные доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность выводов суда первой инстанции и не могут повлечь отмену судебного решения.

Таким образом, судом обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Инзенского районного суда  Ульяновской области от 20 июля 2015 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрация МО «Инзенский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                        Судьи