Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Признание нуждающейся в улучшении жилищных условий
Документ от 13.10.2015, опубликован на сайте 21.10.2015 под номером 54732, 2-я гражданская, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, понуждении поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Кудряшева Н.В.                                                                   Дело № 33- 4322/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 13 октября 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Казаковой М.В., Фоминой В.А.

при секретаре Устимовой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Димитровграда Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 21 июля 2015 года, по  которому постановлено:

 

Обязать администрацию муниципального образования «г.Димитровград» поставить Тарасову Л*** И***, *** г.р.,  на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в очереди лиц, пользующихся мерами социальной поддержки  на обеспечение  жильем в соответствии с Федеральным  Законом «О ветеранах» №5-ФЗ от 12 января 1995 года.

 

Заслушав доклад судьи Казакова М.В., пояснения представителя администрации г. Димитровград – Мирау Г.Ф., представителя МКУ «Управление  по реализации социальных программ» - Ивановой С.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей  Тарасовой Л.И. – Башкирова Э.Н.,    Тарасова Б.К., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Тарасова Л.И. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «г.Димитровград» Ульяновской области (далее – администрация г. Димитровграда)  о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, понуждении к постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование иска указала, что проживает в квартире по адресу: г. Д***, ул.З***, д.***, кв. ***, общей площадью 62,34 кв.м. В квартире зарегистрировано шесть человек, фактически две семьи, в связи с чем она не обеспечена учетной нормой жилья – на каждого человека приходится 10,39 кв.м, в то время как в г. Димитровграде учетная норма установлена в размере 12 кв.м. Однако ответчиком отказано в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на то обстоятельство, что  ½ доли указанной квартиры принадлежит ее дочери. Площадь данной доли ответчик разделил на двоих: собственника и истицу, как члена семьи собственника, при этом не учел наличие  других членов семьи, в том числе, сына Тарасова Б.К.,  и пришел к выводу об отсутствии нуждаемости истицы в жилом помещении. Полагала отказ незаконным, просила признать нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать ответчика поставить ее на  соответствующий учет. 

Определением  суда в качестве третьего лица,  не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора,  привлечено МКУ «Управление  по реализации социальных программ».

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация г. Димитровграда не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что Тарасова Л.Г. имеет право пользования всей квартирой, поскольку отказалась от участия в ее приватизации в пользу своей дочери – Тарасовой Г.К. Зарегистрированная в квартире в апреле 2014 года семья Сержантовых имеет на праве собственности квартиру в г.Ульяновске общей площадью 62,84 кв.м. Следовательно, учетная норма жилья  для определения нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий может определяться в данном случае по двум вариантам: исходя из ½ доли жилого помещения, принадлежащего дочери истцы, членом семьи которой она является (63,13 кв.м: 2 = 31,56 кв.м : 2 чел = 15,78 кв.м на каждого члена),  либо исходя из площади всех помещений, имеющихся в собственности зарегистрированных в квартире граждан, в том числе семьи Сержантовых ( 63,13 кв.м + 62, 84 кв.м) : 6 чел. = 21 кв.м на каждого члена семьи). В любом случае истица обеспечена учетной нормой жилья, установленной в г. Димитровграде в размере 12 кв.м на человека, и оснований для постановки ее в очередь на получения жилого помещения по договору социального найма не имеется.

В возражении на апелляционную жалобу Тарасова Л.И.  просит решение суда оставить без изменения, а жалобу администрации г. Димитровграда Ульяновской области – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие  Тарасовой Л.И., извещенной о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В судебном заседании представитель администрации г. Димитровград –      Мирау Г.Ф., представитель МКУ «Управление  по реализации социальных программ» - Иванова С.В.  доводы апелляционной жалобы поддержали.

В судебном заседании представитель Тарасовой Л.И. – Башкиров Э.Н.,       Тарасов Б.К. просили оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Тарасова Л.И.  является участником Великой Отечественной Войны, вдовой участника Великой Отечественной Войны.

14.04.2015 Тарасова Л.И. обратилась к ответчику с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, в чем ей было отказано.  Отказ мотивирован тем, что истица обеспечена учетной нормой жилья, установленной в муниципальном образовании, поскольку с 1973 года проживает в квартире по адресу: г.Димитровград, ул. З***, д.***, кв. ***, общей площадью 63,13 кв.м; ½ доля квартиры принадлежит ее дочери Тарасовой  Г.К., другая ½ - правнуку      Сержантову Д.В.  Поскольку истица является членом семьи собственника жилого помещения Тарасовой Г.К., соответственно она имеет право пользования данным жильем и на ее долю приходится  15,78 кв.м ( ½  от 63,13 кв.м: 2 = 31,56 кв.м : 2 чел.). 

Полагая отказ незаконным, Тарасова Л.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий, поделив площадь квартиры, где проживает Тарасова Л.И., на количество зарегистрированных в жилье граждан (6 человек)  без учета иных обстоятельств по делу.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008  № 714  «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 за № 5-ФЗ «О ветеранах».

Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

В силу п.2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

На основании ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

На основании постановления администрации города Димитровграда от 22.06.2006 №1742 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади помещения на территории муниципального образования «Город Димитровград» в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления им жилых помещений  по договорам социального найма в муниципальном образовании установлена учетная норма жилого помещения в размере 12 кв.м общей площади.

Согласно материалам дела Тарасова Л.И. с 1973 года проживает в предоставленной ей трехкомнатной квартире по адресу: г.Димитровград, ул.З***, д.***, кв. ***, площадью 63,13 кв.м. В квартире, кроме нее, до апреля 2015 года  были зарегистрированы  дочь -Тарасова Г.К. и сын - Тарасов Б.К.

На основании заявления Тарасовой Л.И. от 20.12.2002 указанное жилое помещение было передано в порядке приватизации в собственность ее дочери Тарасовой Г.К., при этом истица от участия в приватизации отказалась.

29.07.2011 Тарасова Л.И. обратилась к ответчику с заявлением о признании ее нуждающейся в  улучшении жилищных условий, в чем ей было отказано со ссылкой на обеспеченность учетной нормой жилья по месту проживания, так как она является членом семьи собственника квартиры – Тарасовой Г.К., в квартире, площадью 63,13 кв.м, проживает 3 человека (она, дочь, сын).

06.08.2013 Тарасова Г.К. заключила договор дарения ½ доли квартиры правнуку истицы – несовершеннолетнему Сержантову Д.В., *** года рождения.             

Тарасова Л.И. обжаловала отказ администрации г. Ульяновска от 29.07.2011  в судебном порядке. Решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 16.09.2013 в удовлетворении требований Тарасовой Л.И.  к администрации г. Димитровграда в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий отказано, решение жилищной комиссии от 29.07.2011 признано правильным.

02.04.2015 в квартиру по адресу: г. Димитровград, ул. З***, д.***, кв. *** были зарегистрированы: несовершеннолетний собственник ½ доли данной квартиры Сержантов Д.В. и его родители – Сержантова С.Б. (дочь сына истицы - Тарасова Б.К.) и Сержантов Д.В., то есть в квартире стало зарегистрировано 6 человек. При этом Сержантов Д.В. и Сержантова С.Б. имеют на праве собственности  (по ½ доли каждый) квартиру по адресу: г.Ульяновск, ул.А***, д.***, кв.***, общей площадью 62,84 кв.м.

Новое обращение Тарасовой Л.И. к ответчику в 2015 году с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении  жилищных условий  связано с увеличением количества зарегистрированных в квартире лиц до 6 человек. 

Признавая отказ в постановке истицы на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что  Тарасова Л.И. не обеспечена по месту проживания учетной нормой жилья, на ее долю приходится 10,52 кв.м  (63.13 кв.м : 6 чел.).

Данный расчет не может быть признан правильным, поскольку, если суд принимает во внимание всех зарегистрированных в квартире граждан в целях определения нуждаемости в жилье, расчет должен производиться в соответствии с  положениями ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть с учетом суммарной площади жилых помещений, принадлежащих всем членам семьи. В этом случае на каждое зарегистрированное в жилом помещении лицо приходится по  21 кв.м (63,13 кв.м + 62, 84 кв.м) : 6 чел., следовательно, истица не является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Если же исходить из семейных отношений сторон, то истица, являющаяся членом семьи собственника ½ доли квартиры – своей дочери Тарасовой Г.К., также не имеет права на получение жилья по договору социального найма, так как на ее долю приходится 15,78 кв.м  (63,13 кв.м: 2 = 31,56 кв.м : 2 чел).

Доводы о том, что в последнем случае в расчет должен включаться и сын  истицы Тарасов Б.К., судебная  коллегия находит несостоятельными, поскольку семейные отношения в данном случае рассматриваются по отношению к        Тарасовой Г.К., а не по отношению к  истице Тарасовой Л.И. При этом Тарасов Б.К. является  дедом второго собственника жилья -  Сержантова Д.В.

При указанных обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, так как постановлено с нарушением норм материального права, оно подлежит отмене, а исковые требования Тарасовой Л.И. – оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Димитровградского городского суда Ульяновской области от 21 июля 2015 года отменить, постановить по делу новое решение.

В удовлетворении иска Тарасовой Л*** И*** к администрации муниципального образования «город Димитровград» о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: