Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Предоставление жилья сироте
Документ от 06.10.2015, опубликован на сайте 21.10.2015 под номером 54720, 2-я гражданская, об обспечении специализированным жилым помещением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Давыдова Т.Н.                                                                        Дело № 33- 4133/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 06 октября 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Казаквой М.В., Чурбановой Е.В.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Войцеховской А*** А*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 09 июля 2015 года, по  которому постановлено:

 

В удовлетворении иска Войцеховской А*** А*** к Главному управлению труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению  жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, обязании обеспечить  специализированным жилым помещением отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Войцеховской А.А., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Войцеховская А. А. обратилась в суд с иском к Главному управлению труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению  жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области,  обеспечении  специализированным жилым помещением. В обоснование иска указала, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать Войцеховская Г.В. умерла ***, отец Войцеховский А.А. умер ***. Постановлением администрации И*** района Т*** области от ***.2002 была передана под попечительство брата Войцеховского А.А. Постановлением администрации И*** района Т*** области от ***.2004 выплата пособия на содержание подопечной отменена в связи с достижением ею 18-летнего возраста. В 2002 году вместе с братом приехала в г. Ульяновск, где проживает до настоящего времени. Факт пребывания ее на территории Ульяновский области в несовершеннолетнем возрасте подтверждается свидетельством № *** об обучении в О*** на курсах к***. После достижения возраста 18 лет нигде не училась, мерами дополнительной социальной поддержки не пользовалась, официально трудоустроена с 2007 г. в г. Ульяновске, проживала со свекровью по адресу: г. Ульяновск, ул.С***, д. ***, кв. ***. Состоит на первичном учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Т*** области с ***.2002. Согласно справки администрации Никитинского сельского совета И*** района Т*** области от 02.03.2015 ранее проживала по адресу: с. Н***, ул.Ц***, д. ***, жилое помещение принадлежит администрации сельсовета, договор социального найма с истцом не заключался. Согласно справке администрации И*** района Т*** области от 24.10.2014 сведений о закреплении жилого помещения на территории И*** района, а также жилых помещений на праве собственности в Т*** области и Ульяновской областях не имеется.  23.04.2015 Координационным советом Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области было отказано во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению  жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области. Решение ответчика считала незаконным. Просила обязать Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению  жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области помещения в г.Ульяновске; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить ее специализированным жилым помещением в г. Ульяновске.

К делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство образования Ульяновской области.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Войцеховская  А.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что пунктом 2 статьи 4  Федерального закона № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что действие статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»  распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в случае, если дети-сироты не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещения до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.  Следовательно, достижение ею возраста 23 лет не могло повлечь за собой утрату права на обеспечение жильем, поскольку оно ею не реализовано. При этом согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, особой защитой пользуются дети, оставшиеся без попечения родителей, поэтому их право на получение жилья не может зависеть от времени обращения сироты за его реализацией.

Дело рассмотрено в отсутствие Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Министерства образования Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Из материалов дела следует, что отец Войцеховской А.А., *** года рождения, - Войцеховский А.А. умер ***, мать  - Войцеховская Г.В. умерла ***, в связи с чем истица поставлена на первичный учет, как оставшаяся без попечения родителей на территории И*** района Т*** области.

Постановлением администрации И*** района Т*** области от ***.2003 над несовершеннолетней Войцеховской А.А. установлено попечительство, попечителем назначен Войцеховский А.А., *** года рождения.

Постановлением администрации И*** района Т*** области от ***.2004 в связи с достижением Войцеховской А.А. совершеннолетия прекращена выплата опекунского пособия попечителю Войцеховскому А.А., проживающему по адресу: Т*** область, И*** район, с. Н***.

По  данным УФМС России по Ульяновской области Войцеховская А.А. зарегистрированной по месту жительства либо пребывания на территории Ульяновской области не значится.

Решением Координационного совета по защите прав интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области от 23.04.2015 Войцеховской А.А., *** года рождения, отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению  жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области  в связи с отсутствием у нее права на обеспечение жилым помещением на территории Ульяновской области.

Полагая отказ незаконным, Войцеховская А.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований  Войцеховской А.А., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации  (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу 4 статьи 1 и п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к лицам, имеющим право на внеочередное получение жилья по социальному найма в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ в новой редакции (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 февраля 2012 № 15-ФЗ, утратил силу с 1 января 2013 года п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем в силу статьи 4 Федерального закона от 29  февраля 2012 года  №15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 01 января 2013 года. Действие положений  статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При таком положении истица на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По смыслу ч.2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истицу лишь при наличии доказательств ее обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.

Согласно материалам дела Войцеховская А.А. в установленный законом срок с заявлением о признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ в органы местного самоуправления не обращалась, сведений о постановке ее на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением до достижения 23-летнего возраста  ни на территории Т*** области, ни на территории Ульяновской области не имеется. При этом доказательств уважительности причин пропуска данного срока не представлено.

На момент обращения к ответчику с заявлением о включении в списки на получение жилья Войцеховская А.А. достигла возраста 29 лет, то есть статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, и, как следствие, - право на предоставление специализированного жилого помещения, в том числе на территории Ульяновской области, ей уже были утрачены.

Доводы, приведенные Войцеховской А.А. в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании вышеуказанных норм материального права.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Ленинского районного суда города Ульяновска от 09 июля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Войцеховской А*** А*** - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: