Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Предоставления освободившегося дилья очередникам
Документ от 06.10.2015, опубликован на сайте 21.10.2015 под номером 54718, 2-я гражданская, об обязании предоставить свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в порядке очередности в срок до 01.09.2015, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Мягков  А.С.                                                                            Дело № 33- 4092/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   06 октября 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Мелекесского района Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 13 июля 2015 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении искового заявления прокурора Мелекесского района отказать.

Заслушав доклад судьи Казаковой М., мнение прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился в суд в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области (далее – администрация МО «Новомайнское городское поселение») об обязании предоставить свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по договорам социального найма в порядке очередности в срок до 01.09.2015.

В обоснование иска указал, что установленная законом обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, администрацией МО «Новомайнское городское поселение» надлежащим образом не исполняется. В частности, не решаются вопросы об обновлении списка очередников на получение  жилья по договорам социального найма (последняя редакция датирована 01.02.2007), длительное время не рассматриваются вопросы о заселении освободившегося муниципального жилья, а именно трех квартир по адресам:            р.п. Н***, ул. М***, дом ***, квартиры *** и ***; р.п. Н***, ул.М***  дом *** квартира ***. В результате бесконтрольности со стороны должностных лиц администрации в указанном жилье с 2013 года проживали лица, не имеющие право пользования жилыми помещениями по договорам социального найма, что грубейшим образом нарушает права граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма. Просил обязать администрацию МО «Новомайнское городское поселение» предоставить свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения, по договорам социального найма в порядке очередности, в срок до 01.09.2015.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционном представлении прокурор Мелекесского района Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что суд, ссылаясь на нахождение документов жилищной комиссии в прокуратуре с марта 2014 года, не дал оценки тому обстоятельству, что в муниципальном жилье, подлежащем распределению между очередниками, проживали лица, обеспеченные жильем, с 2013 года. При этом прокурорская проверка и документы администрации были истребованы  в прокуратуру только в ноябре 2014 года. На официальном сайте администрации поселения размещен список граждан, состоящих на учете  по улучшению жилищных условий по муниципальному образованию, по состоянию на февраль 2007 года, ежегодная перерегистрация граждан, состоящих на учете, с указанного времени ответчиком не производилась. Актуальные сведения о жилищном положении Филипповой Е.П., состоящей на учете граждан на получение жилья под номером один, не истребовались администрацией района с 2008 года, то есть на протяжении 7 лет.  Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что местная администрация не предпринимала мер к обеспечению граждан  муниципальным жильем задолго до истребования документов прокуратурой района. При этом в списке, размещенном на официальном сайте администрации, имеются все необходимые сведения для работы жилищной комиссии с гражданами, поэтому ссылка на длительное нахождение документов жилищной комиссии  в прокуратуре района в оправдание бездействия администрации несостоятельны.

В возражениях на апелляционное представление администрацию МО «Новомайнское городское поселение»  Мелекесского района Ульяновской области  просит решение суда оставить без изменения, а представление прокурора Мелекесского  района Ульяновской области – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие администрации МО «Новомайнское городское поселение», извещенной о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Мелекесского района Ульяновской области  в ходе проверки, проведенной в ноябре 2014 года, установлено нарушение администрацией МО «Новомайнское городское поселение»  обязанности по предоставлению жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, в связи с чем прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что работа по признанию граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, учету таких граждан и предоставлению им жилых помещений не могла выполняться ответчиком по объективной причине – ввиду нахождения с ноября 2014 года по июль 2015 года  большинства документов жилищной комиссии в прокуратуре Мелекесского района Ульяновской области в связи с проводимой проверкой.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции ввиду неправильного применения норм материального права.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями.

Согласно ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют, в том числе, учет муниципального жилищного фонда; ведут в установленном порядке учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставляют в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда.

Согласно ст. 2 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 №49-30 «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями поселений Ульяновской области.

На основании ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет на основании решений органа местного самоуправления, которые служат основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами обязанность  по представлению гражданам жилых помещений по договорам социального найма возложена на органы местного самоуправления.

Согласно материалам дела решением Совета депутатов МО «Новомайнское  городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области» от 20.03.2007 №2/12 утверждено Положение о жилищной комиссии муниципального образования.

К полномочиям комиссии отнесено решение вопросов о принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма (п.3.1). Заседания комиссии должны проводиться не реже одного раза в 2 месяца (п.4.2).

Между тем, последнее заседание комиссии проведено в апреле 2014 года.

Филиппова Е.П., принятая на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 1981 году и состоящая в списке очередников на получение муниципального жилья под номером один с 2011 года, в ходе прокурорской проверки пояснила, что жилье, которое могло быть ей предоставлено по договору социального найма, администрацией муниципального образования не предлагалось, документы на получение жилья не обновлялись с 2008 года.

Между тем, в составе муниципального жилья р/п Старая Майна имелись три свободные квартиры, в которые в 2013-2014 годах были вселены без каких-либо правовых оснований и соответствующих решений органа местного самоуправления граждане – С*** (в марте 2013 г.), С*** (в августе 2014 г.),      А*** Г.В. (в феврале 2014 г.).

По пояснениям юриста МО «Новомайнское городское поселение»       С*** А.А., отобранным в  ходе проведения прокурорской  проверки, до ее заселения в муниципальную квартиру жилье длительное время пустовало, в нем никто не проживал, законные основания для заселения ее в квартиру отсутствовали, договор социального найма с ней не заключался.  В муниципальном образовании поквартирный учет жилья не ведется, вопросы о предоставлении жилья очередникам длительное время не решаются, ведется ли список лиц, имеющих право на получение жилья по договору социального найма, ей неизвестно.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией муниципального образования вопросы распределения освободившегося муниципального жилья между очередниками  в порядке, установленном федеральным законодательством, а также нормативными документами самого муниципального образования, своевременно не разрешаются, что является основанием для удовлетворения заявленных прокурором требований о возложении на  администрацию обязанности предоставить свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения, по договорам социального найма в порядке очередности.

Ссылки ответчика, принятые судом первой инстанции, на истребование и длительное удержание документов жилищной комиссией прокуратурой района не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку документы находились в прокуратуре с ноября  2014 года по июль 2015 года в то время, как бездействие органа местного самоуправления имело место задолго до их направления в органы прокуратуры по соответствующему запросу.

Кроме того, на официальном сайте администрации муниципального образования имеется список очередников, в котором числится 80 человек и содержатся все необходимые  для  работы жилищной комиссии сведения о гражданах, состоящих на учете на улучшение жилищных условий.

С учетом изложенного, в силу п.п.3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц,  - удовлетворению.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 13 июля 2015 года отменить, постановить по делу новое решение.

Исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Новомайнское городское поселение» предоставить свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения, по договорам социального найма в порядке очередности

 

Председательствующий

 

Судьи: