УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Кудряшева Н.В.
Дело №
33- 4103/2015
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е
Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
06 октября 2015 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.
с участием прокурора
Сальникова А.А.
при секретаре
Устимовой Т.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 17 июля
2015 года, по которому постановлено:
Уточненные исковые
требования прокурора г.Димитровграда в
интересах Шакировой А*** С*** к Министерству
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской
области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской
области по своевременному обеспечению Шакирову А*** С*** жилым помещением по
договору найма специализированного жилого помещения.
Обязать Министерство строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить
Шакирову А*** С*** жилым помещением по договору найма специализированного
жилого помещения в муниципальном образовании «город Димитровград» Ульяновской области.
Заслушав доклад
судьи Фоминой В.А., заключение прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение
суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор
г.Димитровграда, действуя в интересах Шакировой Алены Самигулловны, обратился в
суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, отделу опеки
и попечительства Управления образования администрации г.Димитровграда о
признании бездействия незаконным, предоставлении жилого помещения по договору
найма специализированного жилого помещения.
В обосновании иска
указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что
Шакирова А.С. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. Мать истицы Анашкина А.А. умерла ***.1997. Отец Шакиров С.С.
приговором Мелекесского районного суда от ***.2004 был осужден, назначено
наказание в виде лишения свободы.
Постановлением
Администрации Мелекесского района Ульяновской области от 6 октября 2004 года №***
«Об установлении попечительства и опеки над несовершеннолетними Анашкиной С.Ю.,
Анашкиным А.Ю., Шакировым С.С., Шакировой А.С., Шакировым Р.С.» Шакирова А.С.
была передана под опеку Шакирова Г.С., пунктом 3 данного постановления за
Шакировой А.С. было закреплено жилое помещение по адресу: Ульяновская область,
М*** (по месту проживания опекуна).
Постановлением
Администрации Мелекесского района от ***2006 №*** «О снятии обязанностей
опекуна и попечителя Шакирова Г.С.» постановление Администрации Мелекесского
района от ***.2004 года №*** «Об установлении попечительства и опеки над
несовершеннолетними ***.» было признано утратившим силу.
Постановлением
Администрации Мелекесского района Ульяновской области от ***.2006года № *** «Об
установлении опеки над несовершеннолетними ***.» Шакирова А.С. включена в
списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , нуждающейся в
жилой площади и поставлена на учет по обеспечению жильем.
До достижения
возраста 18 лет Шакирова А.С. находилась под опекой Шакировой В.Г.
С 1 сентября 2010
года по 28 июня 2012 года Шакирова А.С. обучалась в ОГБОУ НПО «М***
Шакирова А.С. не
является собственником объектов недвижимости. Она включена в список детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, однако до
настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
Просил признать
незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительства Ульяновской области
по своевременному обеспечению Шакировой А.С. специализированным благоустроенным
жилым помещением специализированного жилого фонда по договору
специализированного жилого помещения. Обязать Министерство строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и
Правительство Ульяновской области обеспечить Шакирову А.С. специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда по договору
найма специализированного жилого помещения.
Рассмотрев данный
спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и
принять новое решение. Указывает, что жилое помещение не представлено по
причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской
области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление истцу
первоочередного права на получение жилого помещения специализированного
жилищного фонда по договору социального найма, нарушает права других детей-сирот,
включенных в данный Список.
В возражении на
апелляционную жалобу прокурор города Димитровграда Ульяновской области просит
решение суда оставить без изменения, а жалобу Министерства строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области - без
удовлетворения.
Стороны, надлежащим
образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание
судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия
находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная
коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1
ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе.
Из материалов дела
следует, что Шакирова А.С., *** 1993 года рождения, относится к лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истицы Анашкина
А.А. умерла *** 1997 года, отец Шакиров С.С. приговором Мелекесского районного
суда от *** 2004 года был осужден, назначено наказание в виде лишения свободы.
Постановлением
Администрации Мелекесского района Ульяновской области от *** 2004 года №*** «Об
установлении попечительства и опеки над несовершеннолетними ***.» Шакирова А.С.
была передана под опеку Шакирова Г.С., пунктом 3 данного постановления за
Шакировой А.С. было закреплено жилое помещение по адресу: Ульяновская область,
М*** (по месту проживания опекуна).
Постановлением
Администрации Мелекесского района от ***.2006 года №873 «О снятии обязанностей
опекуна и попечителя Шакирова Г.С.» постановление Администрации Мелекесского
района от ***2004 года №*** «Об установлении попечительства и опеки над
несовершеннолетними ***.» было признано утратившим силу.
Постановлением
Администрации Мелекесского района Ульяновской области от ***.2006 года № ***
«Об установлении опеки над несовершеннолетними ***.» Шакирова А.С. включена в
списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в
жилой площади и поставлена на учет по обеспечению жильем.
До достижения
возраста 18 лет Шакирова А.С. находилась под опекой Шакировой В.Г.
С 1 сентября 2010
года по 28 июня 2012 года Шакирова А.С. обучалась в ОГБОУ НПО «М***
Шакирова А.С. не
имеет постоянной регистрации на территории Ульяновской области, проживает без регистрации
по адресу: г.Димитровград , ул. К*** собственником данной квартиры является
Крылов А.А.
По сведениям УОГУП
БТИ и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Ульяновской области Шакирова А.С. жилых помещений в
собственности не имеет.
Решением
координационного совета по защите прав интересов несовершеннолетних при
Министерстве труда и социального развития Ульяновской области от *** 2013 года
Шакирова А.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного
жилищного фонда Ульяновской области.
Поскольку жилое
помещение Шакировой А.С. не предоставлено, прокурор, действуя в ее интересах,
обратился в суд с вышеуказанным иском.
Разрешая спор и
удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том,
что обеспечение Шакировой А.С. благоустроенным жилым помещением по договору
найма специализированного жилого помещения должно осуществляться независимо от
времени постановки на очередь.
С выводом суда
первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
Согласно части 1
статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых
помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам
найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации.
В соответствии со
статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 №15-ФЗ) лицам из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не
являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их
проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого
находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном
законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются
благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по
договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения
предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими
возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до
достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством
субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам,
указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18
лет.
Орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта
Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с
пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются
лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста
14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является
основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
Таким образом, как
следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель
определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма
специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1
статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8
Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают
очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого
помещения по договору найма специализированного жилого помещения
соответствующей категории граждан.
Содержащееся в
пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование
списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению
жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта
Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых
помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с
какой-либо очередностью.
Довод ответчика о
нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же
основаниях, что и истица, не может служить поводом к отмене решения суда,
поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость
от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц,
обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной
категории.
При этом отсутствие
надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для
отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма
специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной
жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой
инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением
соответствующих мотивов.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Димитровградского
городского суда Ульяновской области от 17 июля 2015 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Министерства
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: