Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании сумм материального стимулирования
Документ от 06.10.2015, опубликован на сайте 14.10.2015 под номером 54626, 2-я гражданская, о взыскании невыплаченных сумм материального стимулирования государственных служащих, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Миллер О.В.                                                                     Дело № 33- 4190/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   06 октября 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Чурбановой Е.В. и Фоминой В.А.

при секретаре  Устимовой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Соболевой Т*** С*** – Разумовой М*** Л*** на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 22 июля 2015 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Соболевой Т*** С*** к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району города Ульяновска о взыскании невыплаченных сумм материального стимулирования государственным служащим в сумме *** рублей, компенсации за задержку выплаты в размере *** рублей *** копеек, компенсации морального вреда *** рублей, возложении обязанности произвести удержание и перечисление в бюджет налога отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя истца Соболевой Т.С. Разумовой М.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району города Ульяновска   Кандрашиной Е.Ю., возражавшей против доводов жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Соболева Т.С. обратилась в суд с иском к  Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району города Ульяновска о взыскании невыплаченных сумм материального стимулирования государственным служащим, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда, возложении обязанности произвести удержание и перечисление в бюджет налога.

В обоснование иска указала, что она работала в ИФНС России по Заволжскому району города Ульяновска в должности в*** в период с ***.2010 по ***.2015, уволилась по собственному желанию. При этом, при увольнении ответчик отказался выплатить сумму материального стимулирования за отработанный 4 квартал 2014 года, ссылаясь на неуважительность причины увольнения.

Выплата средств материального стимулирования обусловлена достижением налоговыми органами показателей эффективности его деятельности, а также качеством исполнения федеральными государственными служащими этого налогового органа своих должностных обязанностей. В период с ***.2014 по ***.2014 истица качественно исполняла свои должностные обязанности, не имела нареканий по работе, результаты ее служебной деятельности включены в общий показатель эффективности деятельности Инспекции. Возможность отказа в выплате сумм материального стимулирования в случае расторжения государственным служащим контракта по собственной инициативе нормативными актами не предусмотрена, а признание Комиссией ИФНС России по Заволжскому району города Ульяновска по оценке эффективности деятельности инспекции ее увольнения по собственному желанию неуважительной причиной расторжения трудовых отношений с государственным органом, противоречит положениям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения сторон.

Финансирование для выплаты материального стимулирования поступает в Инспекцию позже каждого квартала, что также не является основанием для невыплаты истице премии, за отработанный период времени.

С учетом уточненных исковых требований Соболева Т.С. просила суд взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району города Ульяновска  невыплаченную сумму материального стимулирования государственным служащим в сумме *** рублей, компенсацию за задержку выплаты в размере *** рублей *** копеек, компенсацию морального вреда *** рублей,  возложить обязанности произвести удержание и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц в размере *** рублей.

 

Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе представитель Соболевой Т. С. – Разумова М. Л. не соглашается с решением суда,   ссылаясь на доводы аналогичные доводам искового заявления, просит его отменить как незаконное и принять новое решение. Кроме того, указывает, что вывод суда о различных источниках формирования фонда оплаты труда и других выплат государственному гражданскому служащему (сверх фонда оплаты труда либо в рамках фонда оплаты труда) является необоснованным. И материальное стимулирование  и фонд оплаты труда гражданских служащих  Федеральной налоговой службы  осуществляется  за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.

Дело рассмотрено в отсутствии истицы Соболевой  Т.С., извещенной о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Из материалов дела следует, что Соболева Т.С. (до брака К*** Т.С.) была принята на работу для прохождения государственной гражданской службы на должность с*** ИФНС по Заволжскому району города Ульяновска с ***.2010, что подтверждено Служебным контрактом №*** от ***.2010, записью в трудовой книжке истицы.

Приказом от  ***04.2015 №*** Соболева Т.С. была уволена по инициативе гражданского служащего, пункт 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на основании личного заявления от ***.04.2015.

Вопросы, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В силу положений ст. 73 Федерального закона N 79-ФЗ, ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, только в части, не урегулированной Федеральным законом N 79-ФЗ.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Так согласно ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам относятся, в частности, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается).

Пунктом 9  служебного контракта № 18 от 14.09.2010, Соболевой Т.С. было установлено денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 2256 руб. в месяц; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации в размере 60% этого оклада; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада в соответствии с Указом Президента РФ № 763 от 25.07.2006; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.

Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ № 611 от 25.09.2007 «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено осуществление с 1 января 2007 года  и в 2008 - 2012 годах материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников, имеющих специальные звания, территориальных органов Федеральной таможенной службы, в 2013 году материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной таможенной службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и таможенных платежей, по контролю и надзору за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с п. 3 данного Постановления материальное стимулирование осуществляется  в Федеральной налоговой службе, Федеральной таможенной службе и Федеральной службе по финансовому мониторингу сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников их территориальных органов.

Во исполнение указанного постановления Правительства РФ был разработан Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденный приказом Минфина РФ от 17.10.2007 №90н.

Согласно пункту 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 настоящего Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, выплаты материального стимулирования, не входят в состав денежного содержания, поскольку не являются гарантированной государством выплатой и осуществляются в зависимости от наличия средств федерального бюджета. Право распределения таковых выплат, а равно как определения цели мотивации принадлежит работодателю.

Материальное стимулирование гражданских служащих осуществляется  при условии достижения соответствующими территориальными органами  Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности. (п.3 Порядка, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2007 № 90н).

Пунктом 5 указанного Порядка предусмотрено, что для оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы, качества исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими , а также подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих создаются Комиссии по оценке эффективности деятельности в центральном аппарате Федеральной  налоговой службы и всех ее территориальных органах.

Во исполнение приказа УФНС России по Ульяновской области от 14.05.2014 №*** приказом по Инспекции от ***04.2015 №*** была создана Комиссия ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска по оценке эффективности деятельности, утверждено Положение о Комиссии ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска.

В соответствии с п.2.4 Механизма распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных служащих территориальных органов ФНС России  (Приложение №1 к протоколу заседания комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России №2 от 15 апреля 2015 года) при увольнении гражданского служащего налогового органа Комиссия по оценке эффективности деятельности налогового органа вправе в каждом конкретном случае признать причины увольнения уважительными и принять решение о выплате средств материального стимулирования гражданскому служащему.

Решением  комиссии ИФНС России по Заволжскому району города Ульяновска по оценке эффективности деятельности отделов и сотрудников инспекции от 05 мая 2015 года причина увольнения  Соболевой Т.С.  была признана неуважительной, в связи с чем, ответчиком  ей было отказано в  выплате средств материального стимулирования за четвертый квартал 2014  года.

Дав верную правовую оценку представленным доказательствам при правильном толковании и применении норм материального права, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Соболевой Т.С. о взыскании в ее пользу средств материального стимулирования за четвертый квартал 2014 года.

Так,  оспариваемая сумма материального стимулирования не входит в систему оплаты труда и не является обязательной к выплате. Указанная мера  направлена на побуждение сохранения трудовых отношений и повышение качества и производительности труда, кроме того до мая 2015 года (заседание Комиссии по оценке эффективности деятельности отделов и сотрудников ИФНС) истица уволилась с государственной гражданской службы и с ней  был произведен полный расчет при увольнении.

Доводы апелляционной жалобы о том, что источником финансирования и фонда оплаты труда и выплат материального стимулирования является федеральный бюджет, а потому оспариваемая выплата должна быть отнесена к  системе оплаты труда, и соответственно  взыскана, т.к.  истица в четвертом квартале 2014 года добросовестно трудилась и внесла свой вклад в достижение высоких результатов, несостоятельны, основаны на неверном толковании закона.

Так, финансирование деятельности Федеральной налоговой службы РФ  производится за счет средств федерального бюджета. При этом, поступающие средства формируются по различным статьям расходов. Фонд оплаты труда рассчитывается от количества государственных гражданских служащих и размера оплаты труда каждого. Фонд материального стимулирования  формируется в зависимости от наличия свободных денежных средств и распределяется  между государственными гражданскими служащими  в соответствии с требованиями вышеприведенных нормативных правовых актов. Выплаты из данного фонда не являются обязательными и выплачиваются только при наличии соответствующих средств.

Учитывая то, что Комиссия ИФНС России по Заволжскому району города Ульяновска по оценке эффективности деятельности Инспекции, созданная в установленном законом порядке, действуя в рамках предоставленных ей полномочий, приняла решение о неуважительности причин увольнения истицы, соответственно правовых оснований для признания данного решения незаконным не имеется.

Не установив факта нарушения прав истицы, суд обоснованно отказал и в удовлетворении исковых требований в части взыскания компенсации за задержку выплаты суммы материального стимулирования и компенсации морального вреда.

В остальной части доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решении, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона и отмене по доводам  жалобы не подлежит.  

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Заволжского районного суда города Ульяновска от 22 июля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу  представителя Соболевой Т*** С*** – Разумовой М*** Л*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: