Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 22.09.2015, опубликован на сайте 14.10.2015 под номером 54585, 2-я гражданская, о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости, о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Синяев В.И.                                                                           Дело № 33- 3889/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     22 сентября 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Чурбановой Е.В.

судей   Фоминой В.А., Мирясовой Н.Г.,

при секретаре Устимовой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) в Новомалыклинском районе Ульяновской области на решение  Мелекесского районного суда Ульяновской области от 26 июня 2015 года, по  которому постановлено:

Исковые требования Айзатуллиной Л*** В*** к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области  о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с  лечебной деятельностью удовлетворить. 

Признать незаконным решение Комиссии при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение)  в  Новомалыклинском  районе  Ульяновской области № *** от 16 апреля 2015 года об отказе Айзатуллиной Л.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области включить в специальный стаж Айзатуллиной Л*** В***  период работы в качестве акушерки  родильного дома в Н*** с 21.03.1991 по 23.12.1992 и период нахождения  в отпуске по беременности и родам в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 9 месяцев, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 19.05.2009 по 30.06.2009, с 09.02.2012 по 24.03.2012,  с 27.05.2014 по 07.06.2014 и 25.06.2014 в календарном исчислении.

Признать за Айзатуллиной Л*** В*** право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». 

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области назначить Айзатуллиной Л*** В*** досрочную трудовую пенсию по старости в связи в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения  с момента её обращения в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области  о назначении трудовой пенсии по старости с 14 апреля 2015  года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области в пользу Айзатуллиной Л*** В*** в возмещение судебных расходов *** рублей.    

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Айзатуллиной Л.В., ее представителя Медянцевой Т.В., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Айзатуллина Л.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственному учреждению) в Новомалыклинском районе Ульяновской области о признании решения неправомерным в части отказа в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждения здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа 25 лет.

В обоснование указала, что 14.04.2015 года она обратилась  к ответчику  по вопросу назначения ей трудовой пенсии  по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. Решением Пенсионного фонда РФ в Новомалыклинском районе Ульяновской области  № *** от  16.04.2015 года  ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии  по старости  в связи с отсутствием  требуемого специального стажа. Считала, что ответчиком  допущена арифметическая ошибка в подсчете неоспариваемых им периодов её работы. В частности, в период её работы в должности медицинской сестры детского отделения, акушерки  поликлиники в Н*** зачислены  с 07.03.1991 г. по 20.03.1991 г.  (14 дней)  и с 01.03.1995 г. по 31.10.1999 г.  (4 года 10 месяцев 1 день) в льготном исчислении  как 1 год работы за 1 год  и 3 месяца, следовательно, в первом случае  период работы составляет как 17 дней, а во втором случае  - 5 лет 10 месяцев 18 дней.  В должности  акушерки родильного дома Н*** с 21.03.1991 года по 23.12.1992 года  (1 год 9 месяцев 3 дня) в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, а следовательно, как 2 года 7 месяцев 19 дней. Отпуск  по беременности и родам с 24.12.1992 года по 12.05.1993 года в календарном исчислении как 4 месяцев 19 дней. В должности акушерки поликлиники, главной медицинской сестры, старшей медсестры в Н***; старшей медсестры, медсестры офиса врача общей практики  МУЗ «Н***» в календарном исчислении  с 01.11.1999 г. по 20.04.2009 г.  (9 лет 5 месяцев 20 дней), с 21.04.2009 г. по 18.05.2009 г. (28 дней), 01.07.2009 г. по 19.01.20012 г. (2 года 6 месяцев 19 дней), с 26.01.2012 г. по 08.2.2012 г. (13 дней), 25.03.2012 г. по 26.06.2014 г. (2 года 2 месяца 2 дня), 08.06.2014 г. по 24.06.2014 г. (17 дней), с 26.06.2014 г.  по 13.04.2015 г. (9 месяцев 18 дней), а всего 15 лет 1 месяц 27 дней, следовательно,  общая продолжительность  её  специального стажа  составляет 24 года 23 дня,  не 22 года 10 месяцев 21 день, как указано в протоколе УПФ РФ.

Истец считает, что ответчик  период работы с 21.03.1991 года  по 23.12.1992 года незаконно отказался включить указанный период в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 9 месяцев.

Также истец считала, что ответчик незаконно включил в специальный стаж период её работы в  календарном исчислении в период её нахождения в отпуске по беременности и продам  с 24.12.1992 г. по 12.05.1993 г.

Кроме того,  ответчик незаконно, не включил в её специальный стаж период её нахождения на курсах повышения квалификации: с 19.05.2009 г. по 30.06.2009 г. (1 месяц 12 дней), с 09.02.2012 г. по 24.03.2012 г. (1 месяц 16 дней), с 27.05.2014 г. по 07.06.2014 г. (11 дней), 25.06.2014 г. (1 день).

Просила признать решение ответчика неправомерным в части отказа в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждения здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа 25 лет. 

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. При этом указывает, что период отпуска по беременности и родам может быть включен в стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения только в календарном порядке. Включение в льготный стаж работы периодов нахождения на курсах повышения квалификации возможно при условии, что застрахованное лицо в период нахождения на курсах повышения квалификации фактически осуществляло лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и на нее работодателем была представлена льготно-уточняющая справка. Кроме того, включая в специальный стаж истца период ее работы с 21.03.1991 по 23.12.1992 в должности акушера родильного дома в Н***, суд не учел, что при смешанном стаже работы требуемый стаж по льготной специальности составляет не 25 лет, а 30 лет.

В возражении  на апелляционную жалобу Айзатуллина Л.В. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

Представитель УПФР в Новомалыклинском районе Ульяновской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явился, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста

Из материалов дела следует, что 14 апреля 2015 года Айзатуллина Л.В. обратилась в управление Пенсионного фонда РФ  в Новомалыклинском районе с заявлением о назначении пенсии, представив копию трудовой книжки и иные документы, необходимые для назначения пенсии.

Решением комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ от 16.04.2015 года Айзатуллиной Л.В. отказано в  назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в виду отсутствия необходимого специального стажа. При этом в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи лечебной и иной работой по охране здоровья населения, включены периоды работы в льготном исчислении  (один год работы за 1 год и 3 месяца) с 07.03.1991 по 20.03.1991 (14 дней) и с 01.03.1995 по 31.10.1999 (04 года 08 месяцев 01 день) в должности  медицинской сестры  детского отделения, акушерки  поликлиники в Н***;  в льготном  исчислении (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) – период с 21.03.1991 по 23.12.1992 (01 год 09 месяцев 03 дня) в должности акушерки родильного дома в Н***; в календарном исчислении  период декретного отпуска  с 24.12.1992 по 12.05.1993 (04 месяца 19 дней).  Также в календарном исчислении  зачислены периоды в должности  акушерки  поликлиники, главной медицинской сестры, старшей медицинской сестры в Н***, и в должности  старшей медицинской сестры, медицинской сестры офиса врача общей практики МУЗ Н***: с 01.11.1999 по 20.04.2009 (09 лет 05 месяцев 20 дней), с 21.04.2009 по 18.05.2009(28 дней), с 01.07.2009 по 19.01.2012 (02 года 06 месяцев 19 дней), с 26.01.2012 по 08.02.2012 (13 дней),  с 25.03.2012 по 26.05.2014 (02 года 02 месяца 02 дня), с 08.06.2014 по 24.06.2014(17 дней), с 26.06.2014 по 13.04.2015 (09 месяцев 18 дней). Не засчитаны периоды  нахождения на курсах повышения квалификации: с 19.05.2009 по 30.06.2009(01 месяц 12 дней), с 09.02.2012 по 24.03.2012 (01 месяц 16 дней), с 27.05.2014 по 07.06.2014(11 дней),  с 25.06.2014 по 25.06.2014( 01 день). Специальный стаж определен 22 года 10 месяцев 21 день.

Оспаривая отказ в назначении пенсии, истица обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  Айзатуллиной Л.В., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.   

В соответствии с подп. 20 п.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно п.2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии(пункт 3).

Подпунктом «б» пункта 1 Постановления Российской Федерации от 16.07.2014 №665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» даны разъяснения о порядке применения судами норм пенсионного законодательства при разрешении споров о назначении пенсий.

В частности, в пункте 19 названного Постановления указано, что по состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее - постановление № 1066).

Пунктом 1 постановления № 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.

В соответствии с пунктом 3 постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.

Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Данным пунктом  также предусмотрено, что среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы засчитывается за 1 год  и 6 месяцев. 

Спорные периоды работы истицы относились к сфере регулирования Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 (до 01 ноября 1999 года).

Судом установлено, что работа истицы в должности акушерки родильного дома в Н*** осуществлялась истицей в сельской местности.

По вышеизложенным основаниям, судебная коллегия признает правильным вывод суда о том, что период работы истицы в должности акушерки родильного дома в Н*** с 21.03.1991 по 23.12.1992 должен быть исчислен с применением коэффициентов 1 год за 1 год 9 месяцев.

Судебная коллегия также соглашается с выводом суда о включении в специальный стаж истицы в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 9 месяцев период нахождения её в отпуске по беременности и родам с 24.12.1992 по 12.05.1993 согласно листку нетрудоспособности *** №*** (08 месяцев 02 дня), поскольку до предоставления указанного отпуска истица работала акушеркой родильного дома в Н***, то есть в должности, дающей право на льготное исчисление стажа.

Также правильно судом разрешен иск и в части включения в специальный стаж периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации.

Материалами дела установлено, что Айзатуллина Л.В., работая в должности старшей медсестры, медсестры офиса врача общей практики МУЗ «Н***», в период с 19.05.2009 по 30.06.2009 (1 месяц 12 дней), с 09.02.2012 по 24.03.2012 (1 месяц 16 дней), с 27.05.2014 по 07.06.2014 (11 дней), 25.06.2014 (1 день) находилась на курсах повышения квалификации по направлению работодателя.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ  при направлении работника на курсы для повышения квалификации с отрывом от работы ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка.

Поскольку  в период работы в должностях и учреждениях, предусмотренных вышеуказанными Списками, истица направлялась работодателем на курсы повышения квалификации, за ней сохранялось рабочее место и заработок, отказ ответчика во включении данных периодов в специальный стаж истицы носил неправомерный характер.

Довод апелляционной жалобы о том, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации  не могут быть включены в специальный стаж, основан на неправильном толковании норм пенсионного законодательства, подлежащих применению к спорным правоотношениям.

Поскольку другие доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции, либо опровергали бы выводы судебного решения, и фактически направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, то они подлежат отклонению.

С учетом спорных периодов и их исчисления в льготном порядке стаж истицы на момент ее обращения в пенсионный орган составил более 25 лет, в связи  с чем суд правильно обязал ответчика назначить трудовую пенсию Айзатуллиной Л.В. с момента обращения с соответствующим заявлением.

Ссылка в жалобе на требуемый 30-летний стаж работы по льготной специальности  не основан на нормах материального права.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Мелекесского районного суда Ульяновской области от 26 июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) в Новомалыклинском районе Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи: