Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание бездействия военного комиссариата
Документ от 29.09.2015, опубликован на сайте 12.10.2015 под номером 54495, 2-я гражданская, о признании действий незаконными, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Подгорнова О.С.                                                                  Дело № 33-4135/2015                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             29 сентября 2015 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Васильевой Е.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 09 июля 2015 года, по которому постановлено:

 

Заявление Лагутаева А*** П*** удовлетворить.

Признать незаконным бездействие федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области», выразившееся в не рассмотрении заявления Лагутаева А*** П*** о восстановлении в воинском звании.

Обязать федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области» рассмотреть заявление Лагутаева А*** П*** о восстановлении в воинском звании.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» Чижаковского И.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Лагутаева А.П., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Лагутаев А.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области») по не рассмотрению его заявления о восстановлении в воинском звании. В обоснование заявления указал, что с 1998 года проходил военную службу по контракту в контрольно-пропускном пункте «И***» отдела в городе С*** Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области в должности оперуполномоченного первого отделения пограничного контроля. Приговором Приволжского окружного военного суда от 20 июля 2007 года он был осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 33, ч.3 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст.290 Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде лишения свободы сроком на три года; в соответствии со ст. 48 Уголовного кодекса Российской Федерации он был лишен воинского звания «***». Приговором Оренбургского гарнизонного военного суда он был осужден по ст. 33, ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации к шести годам лишения свободы условно с испытательным сроком четыре года шесть месяцев. После погашения судимости 25 февраля 2015 года он обратился в ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» с заявлением о восстановлении его в воинском звании «***». Однако такое его заявление ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» было оставлено без рассмотрения по существу, документы ему возвращены, с чем он не согласен. Ссылаясь на ч. 2 ст. 48 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ст. 25 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, считал, что ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» был обязан рассмотреть его заявление о восстановлении в воинском звании по существу. Просил признать незаконным бездействие ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», выразившееся в не рассмотрении по существу заявления о восстановлении его в воинском звании; обязать рассмотреть его заявление о восстановлении в воинском звании «***» в порядке и сроки, установленные Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237.

Суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управление Федеральной службы безопасности по Ульяновской области, и, рассмотрев заявленные требования, постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» не соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным. По мнению автора жалобы, Положение о порядке прохождения военной службы не распространяется на лиц, проходивших службу в органах Федеральной службы безопасности. Не соглашается с выводом суда о не рассмотрении военным комиссариатом заявления Лагутаева А.П., поскольку в силу закона направление обращения гражданина для рассмотрения в компетентный орган, которым является Пограничная служба Федеральной службы безопасности России, является рассмотрением обращения, и бездействие со стороны ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» отсутствует. Обращает внимание, что проведение аттестации заявителя для ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» затруднительно ввиду отсутствия его личного дела, которое находится в органах Федеральной службы безопасности России и имеет гриф секретности. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Лагутаева А.П.

В возражениях на жалобу, Лагутаев А.П., считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Федеральной службы безопасности по Ульяновской области, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

В соответствии с ч.1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная возражений, коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Лагутаев А.П. проходил службу в Пограничном управлении Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области.

Приговором Приволжского окружного военного суда от 20 июля 2007 года Лагутаев А.П. был признан виновным и осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде лишения свободы сроком три года; в соответствии со ст. 48 Уголовного кодекса Российской Федерации он был лишен воинского звания «***».

25 февраля 2015 года Лагутаев А.П. обратился в ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» с заявлением о восстановлении в воинском звании «***», приложив к нему документы, необходимые для рассмотрения заявления по существу.

Заявление Лагутаева А.П. со всеми приложенными документами было направлено ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» для рассмотрения по существу в адрес Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, откуда документы на имя Лагутаева А.П. возвращены с указанием на то обстоятельство, что вопросы, связанные с восстановлением воинского звания гражданам, находящимся в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, не входят в компетенцию органов Федеральной службы безопасности.

28 апреля 2015 года ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» уведомил истца об ответе заместителя начальника управления кадров Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации и возвратил ему все документы.

Оспаривая бездействие ФКУ «Военного комиссариата Ульяновской области» по не рассмотрению по существу заявления о восстановлении в воинском звании, Лагутаев А.П. просил в судебном порядке признать такое бездействие незаконным, и обязать ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» рассмотреть его заявление в порядке и сроки, установленные Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237.

Удовлетворяя требования Лагутаева А.П., суд первой инстанции правильно руководствовался в спорном правоотношении нормами Федерального закона № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» и Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237.

Вывод суда мотивирован, основан на нормах закона, подлежащего применению, поводов считать его неправильным не имеется.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон №53-ФЗ) военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Порядок прохождения военной службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 36 Федерального закона № 53-ФЗ).

Военнослужащий, а также гражданин, пребывающий в запасе или находящийся в отставке, могут быть лишены воинского звания только по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Гражданин, лишенный воинского звания, после снятия или погашения судимости может быть восстановлен в прежнем воинском звании должностным лицом, имеющим право присваивать это воинское звание в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы (пп. 1, 2, ст. 48 Федерального закона № 53-ФЗ).

Статьей 25 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, установлен порядок восстановления в воинском звании (далее – Положение).

Согласно указанной норме Положения гражданин, лишенный воинского звания, после снятия или погашения судимости может быть восстановлен в прежнем воинском звании должностным лицом, имеющим право присваивать это воинское звание, по просьбе гражданина при наличии положительного отзыва органа внутренних дел Российской Федерации и решения комиссии военного комиссариата.

Заявление гражданина о восстановлении в воинском звании рассматривается военным комиссаром не позднее чем в месячный срок со дня его поступления в военный комиссариат.

При наличии оснований для восстановления гражданина в прежнем воинском звании военный комиссар оформляет представление о восстановлении гражданина в воинском звании.

Восстановление гражданина в воинском звании в этом случае может быть произведено приказом должностного лица, имеющего право присваивать это воинское звание, применительно к порядку его присвоения.

Из приведенных выше положений закона следует, что на военный комиссариат возложена обязанность по рассмотрению заявления гражданина о восстановлении в воинском звании на заседании соответствующей комиссии и при наличии оснований для восстановления гражданина в прежнем воинском звании – по оформлению представления.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно усмотрел в действиях ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», фактически уклонившегося от рассмотрения заявления Лагутаева А.П. по существу, бездействие и  признал его незаконным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, не распространяется на лиц, проходивших службу в органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, противоречат приведенным выше положениям Федерального закона № 53-ФЗ, а потому не могут быть приняты во внимание.

Утверждения автора жалобы о том, что рассмотрение заявления Лагутаева А.П. – бывшего служащего органа системы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, для ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» затруднительно, выводы суда не опровергают и основанием для отмены решения служить не могут.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Ленинского районного суда г. Ульяновска от 09 июля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи