Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об устранении нарушений требований земельного законодательства
Документ от 22.09.2015, опубликован на сайте 30.09.2015 под номером 54367, 2-я гражданская, о возложении обязанности освободить земельный участок, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Бойкова О.Ф.                                                                        Дело № 33-4084/2015                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             22 сентября 2015 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Нефедова О.Н.,

судей Герасимовой Е.Н., Васильевой Е.В.,

при секретаре Скала П.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Власовой Л*** Б*** на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 09 июля 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования администрации города Ульяновска удовлетворить.

 

Обязать Власову Л*** Б*** устранить допущенное нарушение при использовании земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, п.Л***, ул. 4***, д. ***, не по целевому  назначению  за свой счет.

 

Взыскать с Власовой Л*** Б*** в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме *** руб.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Администрация города Ульяновска обратилась в суд с иском к Власовой Л.Б. об устранении нарушений требований земельного законодательства. В обоснование иска указано, что ответчик является собственником земельного участка по адресу: г. Ульяновск, З*** район, п. Л***, *** ул. К***, д. ***. Данный земельный участок был передан ответчику в собственность под индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства, а используется для иных целей – для эксплуатации предприятия по оказанию платных услуг населению – банного комплекса. В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы от 13 июля 2005 года № 135 «О земельном налоге на территории муниципального образования «город Ульяновск» ставки земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных для индивидуального жилищного строительства, и прочих земельных участков различны, составляют соответственно 0,15% и 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков. Используя земельный участок не в соответствии с видом его разрешенного использования, и уплачивая земельный налог в местный бюджет в меньшем размере, ответчик нарушает права муниципального образования. Факт нецелевого использования Власовой Л.Б. земельного участка установлен в ходе обследования, результаты которого показали, что на первом этаже жилого дома, возведенного на земельном участке, организовано предоставление услуг бани третьим лицам. 24 апреля 2014 года Власова Л.Б. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за использование земельного участка не по целевому назначению. Выданное Власовой Л.Б. предписание об устранении нарушений требований земельного законодательства в срок до 22 октября 2014 года последней исполнено не было, в связи с чем ответчик постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Заволжского района г. Ульяновска была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ссылаясь на положения статей 11, 42, 60, 76 Земельного кодекса Российской Федерации, просила обязать Власову Л.Б. устранить допущенное нарушение, привести земельный участок в соответствие с видом его разрешенного использования (для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства) либо привести правоустанавливающие документы на земельный участок в соответствие с его фактическим использованием, если такое использование не противоречит действующему законодательству.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Власова Л.Б. не соглашается с решением суда. По мнению автора жалобы, суд необоснованно оставил без внимания акт Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, составленный 07 мая 2015 года по результатам выездной налоговой проверки, из которого следует, что принадлежащий ей земельный участок расположен в территориальной зоне Ж2, то есть зоне застройки малоэтажными жилыми домами, одним из основных видов разрешенного использования которой является размещение объектов социального и коммунально-бытового назначения. При таких обстоятельствах полагает, что фактическое использование земельного участка под размещение гостиницы соответствует видам разрешенного использования, установленным для данной территориальной зоны, то есть установленному правовому режиму земельного участка. Обращает внимание, что государственным органом не установлено с ее стороны нарушений пользования земельным участком. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Власова Л.Б. является собственником земельного участка площадью 1109 кв.м по адресу: г. Ульяновск, ул. 4***, д. ***, и расположенного на нем жилого дома.

Принадлежащий Власовой Л.Б. земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером *** и видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

На первом этаже дома, принадлежащего Власовой Л.Б., организовано предоставление услуг бани третьим лицам, что было установлено в ходе соответствующей проверки специалистами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее – Управление Росреестра по Ульяновской области).

22 апреля 2014 года Управлением Росреестра по Ульяновской области в адрес Власовой Л.Б. было выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства, в соответствии с которым Власовой Л.Б. следовало в срок до 22 октября 2014 года устранить допущенные ею нарушения, а именно: использовать земельный участок площадью 1109 кв.м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. *** К***,!% д. ***, с кадастровым номером ***, в соответствии с разрешенным видом использования, установленным для данного земельного участка, либо привести в соответствие правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы в соответствие с фактическим использованием земельного участка, если такое использование не противоречит действующему законодательству.

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Ульяновской области по использованию и охране земель от 22 апреля 2014 года №42-2014 Власова Л.Б. была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нецелевое использование принадлежащего ей земельного участка.

В установленный государственным органом срок Власовой Л.Б. не были исполнены требования предписания, в связи с чем постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Заволжского судебного района г. Ульяновска от 11 декабря 2014 года она была привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований, и правомерно возложил на Власову Л.Б. обязанность устранить допущенные нарушения требований земельного законодательства.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, оснований считать его неверным не имеется.

В силу подпункта 8 пункта 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 171-ФЗ от 23 июня 2014 года) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, установлена ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в том числе земли населенных пунктов (подпункт 2 пункта 1 ст. 7).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

В соответствии с пунктами 2, 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В соответствии с картой градостроительного зонирования спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж2 – зоне застройки малоэтажными жилыми домами, одним из разрешенных видов использования которой является размещение объектов торговли, досуга и развлечений.

Ссылаясь на данное обстоятельство, которое также указано в акте проверки органа государственного надзора (Управления Росреестра по Ульяновской области) от 07 мая 2015 года, Власова Л.Б. утверждает о том, что фактическое использование ею земельного участка под размещение банного комплекса соответствует видам разрешенного использования, установленным для данной территориальной зоны, то есть установленному правовому режиму земельного участка, с ее стороны отсутствуют нарушения каких-либо требований земельного законодательства.

Однако данные доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм закона, в связи с чем они обоснованно были оставлены без внимания судом первой инстанции.

В соответствии с пунктом 14 части 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закона № 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе такие дополнительные сведения об объекте недвижимости как разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.

Согласно частям 1 и 2 ст. 16 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Таким образом, специальными нормами земельного и градостроительного законодательства предусмотрена необходимость изменения вида разрешенного использования земельного участка путем обращения с заявлением в уполномоченный орган при использовании его не по назначению и исключений для каких-либо категорий собственников не предусмотрено.

Соблюдение положений приведенного выше законодательства зависит от действий самой Власовой Л.Б., которая на момент вынесения судебного решения не произвела юридически значимого выбора и изменения вида разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом № 221-ФЗ; в сведения государственного кадастра объектов недвижимости, предусмотренные пунктом 14 части 2 ст. 7 Федерального закона №221-ФЗ, не внесены изменения об основном виде разрешенного использования земельного участка, в соответствии с которым ответчик фактически использует земельный участок.

Наличие у Власовой Л.Б. в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ульяновска (картой градостроительного зонирования) права использования спорного земельного участка в соответствии с новым видом разрешенного использования не отменяет следующей из системного толкования ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 1, 7, 16, 23 Федерального закона № 221-ФЗ обязанности Власовой Л.Б. оформить в установленном действующим законодательством порядке свой выбор вида разрешенного использования земельного участка из числа всех допустимых для категории, к которой относится принадлежащий ей земельный участок.

Установив, что вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащего Власовой Л.Б., не соответствует его фактическому использованию, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность устранить за свой счет нарушения требований земельного законодательства.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 09 июля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Власовой Л*** Б*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи