Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании задолженности пенсии по выслуге лет муниципальногослужащего
Документ от 15.09.2015, опубликован на сайте 24.09.2015 под номером 54324, 2-я гражданская, о взыскании задолженности по выплате ежемесячной пенсии за выслугу лет, решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Гафурова С.И.                                                                         Дело № 33-3837/2015                                                          

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 15 сентября 2015 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Чурбановой Е.В.,

судей  Мирясовой Н.Г.и Фоминой В.А.

при секретаре Устимовой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Цильнинский район» на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 01 июля 2015 года,  по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Цильнинского района Ульяновской области в интересах Хмелева Л*** Н*** удовлетворить.

Взыскать с Муниципального учреждения администрация Муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области в пользу Хмелева Л*** Н*** задолженность по выплате ежемесячной пенсии за выслугу лет за период с 01.01.2014 года по 30.04.2015 года в размере *** (***) рублей.  

 

Заслушав доклад  судьи Мирясовой Н.Г., пояснения представителя ответчика администрации муниципального образования «Цильнинский район» Старостиной  О.Б., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Хмелева Л.Н., возражавшего против доводов жалобы, мнение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение подлежащим изменению в части размера задолженности, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Цильнинского района Ульяновской области  действуя в интересах Хмелева Льва Николаевича обратился в суд с иском к МУ администрация Муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области о взыскании задолженности по выплате ежемесячной пенсии за выслугу лет.

В обоснование иска указал, что по обращению пенсионера Хмелева Л.Н., который является бывшим муниципальным служащим, была проведена проверка исполнения ответчиком законодательства, регламентирующего пенсионное обеспечение муниципальных служащих.  В ходе проведенной проверки установлено, что в период с 01.01.2014 года по 01.04.2015 года ежемесячная пенсия за выслугу лет Хмелеву Л.Н. не выплачивалась, в связи с чем образовалась задолженность. 

Прокурор просил взыскать с ответчика  в пользу Хмелева Л.Н.  задолженность в размере *** рублей.       

Помощник прокурора Цильнинского района Ульяновской области Лобанов Д.А. в судебном заседании уточнил требования, просил взыскать с ответчика в пользу Хмелева Л.Н задолженность   с 01.01.2014 года по 30.04.2015 года в сумме *** рублей.

Хмелев Л.Н. в судебном заседании также увеличил требования, просил взыскать с ответчика задолженность в сумме *** рублей.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Цильнинский район» не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. При этом указывает, что ежемесячная доплата к пенсии муниципального служащего за выслугу лет предусмотрена только актом органа местного самоуправления, следовательно, ежемесячная доплата к трудовой пенсии не является самой пенсией по выслуге лет, назначаемой в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ. Не соглашается с размером задолженности, установленным судом. Полагает, что на основании  внесенных решением Совета депутатов МО «Цильнинский район» изменений в Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих  органов местного самоуправления МО «Цильнинский район», утвержденное решением Совета депутатов МО Цильнинский район»от 28.11.2013 №35, размер задолженности перед Хмелевым Л.Н. составляет *** рублей.  Судом не учтено, что п.2 решения Совета депутатов МО «Цильнинский район» от 13.04.2015 №197 является действующим.  Считает, что суд неправильно истолковал действующее законодательство в сфере регулирования дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих. По мнению автора жалобы,  уменьшение размера выплат  в связи с изменением  правового регулирования не может рассматриваться  как снижающее уровень  конституционных гарантий  в области пенсионного обеспечения.

В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Цильнинского района Ульяновской области  и Хмелев Л.Н. просят решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании представитель администрации МО «Цильнинский район» Старостина О.Б. доводы жалобы поддержали. Пояснила, что по ранее действовавшему в муниципальном образовании Положению  пенсия  за выслугу лет выплачивалась бывшим муниципальным служащим района в размере *** руб. В ноябре 2013 года Советом депутатов муниципального образования было принято решение об установлении с 01.01.2014 пенсии за выслугу лет в процентном отношении к должностному окладу служащего и ограничении среднего заработка, из которого производились расчеты пенсии, к должностному окладу  коэффициентом 2,8. Однако источник таких выплат не был определен, в бюджете муниципального образования на 2014-2015 годы денежные средства на данные цели в необходимом объеме не предусматривались. В связи с указанными обстоятельствами выплаты не производились. Из-за дефицита местного бюджета  Советом депутатов  муниципального образования 13.04.2015 было принято решение о снижении размера  коэффициента с 2,8 до 1,0. При этом действие указанных изменений распространено на правоотношения по пенсионному обеспечению с 01.01.2014. Поскольку Хмелеву Л.Н. пенсия за выслугу лет с применением коэффициента 2,8 никогда не назначалась и не выплачивалась, полагают, что каких-либо прав истца администрацией муниципального образования не нарушено. При этом признают за Хмелевым право на получение пенсии за выслугу лет муниципального служащего с применением коэффициента 1,0 в  спорный период в размере *** рублей. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Хмелев Л.Н. является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Стаж муниципальной службы истца  определен ответчиком в  34 года 7 месяцев 19 дн. Распоряжением Главы МО «Цильнинский район» от 03.09.2009 была определена истцу ежемесячная доплата в *** руб..

Решением Совета депутатов МО «Цильнинский район» от 28.11.2013 № 35 утверждено Положение о пенсионного обеспечении муниципальных служащих муниципального образования (далее - Положение), в соответствии с которым пенсия за выслугу лет назначается в размере 45 процентов среднемесячного заработка муниципального служащего; расчет среднемесячного заработка производится из денежного содержания и других выплат за последние 12 полных месяцев муниципальной службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения им возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; размер среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада, установленного муниципальному служащему в расчетном периоде либо сохраненного в этом периоде в соответствии с законодательством РФ; размер пенсии увеличивается на 3% за каждый полный год стажа муниципальной службы, превышающего 15 лет, но не более чем до 75%.

В период с 01.01.2014 по 13.04.2015 пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным порядком ее исчисления, в том числе с применением коэффициента 2,8 никому из муниципальных служащих, находящихся на пенсии, в муниципальном образовании не назначались из-за  отсутствия денежных средств в местном бюджете на указанные цели.

Решением Совета депутатов муниципального образования «Цильнинский район» от 13.04.2015 № 197 в вышеназванное Положение внесены изменения – установлено, что размер среднемесячного заработка, из которого исчисляется пенсия,  не может превышать 1,0 должностного оклада, установленного муниципальному служащему в расчетном периоде либо сохраненного в этом периоде в соответствии с законодательством РФ. При этом действие указанного решения распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2014.

Ссылаясь на наличие задолженности по выплате пенсии за выслугу лет за период с 01.01.2014  по 01.04.2015, прокурор обратился в суд в интересах Хмелева Л.Н. с вышеуказанным иском.

Администрации МО «Цильнинский район», не оспаривая право истца на получение пенсии за выслугу лет, возражало против заявленного истцом размера пенсии и задолженности, полагая, что они должны рассчитываться по правилам, установленным решением Совета депутатов муниципального образования «Цильнинский район» от 28.11.2013 № 35 с изменениями  от 13.04.2015 № 197.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что придание обратной силы решению Совета депутатов муниципального образования от 13.04.2015 об уменьшении коэффициента, ограничивающего размер заработка, из которого исчисляется пенсия,  с 2,8 до 1,0, является незаконным, нарушающим права истца. 

Судебная коллегия полагает данный вывод суда основанным на неправильном толковании норм действующего законодательства.

В соответствии с п. «ж» и «н» ч. 1 ст. 72  Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ч.1 ст. 11), муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет ( п.5 ч.1 ст. 23).

В силу ч.2 ст. 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Пунктом 11 ч.1 ст. 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу. Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих (пенсия за выслугу лет), осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

В МО «Цильнинский район» вопросы назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим урегулированы вышеуказанным  Положением, утвержденным решением Совета депутатов МО «Цильнинский район» от 28.11.2013 № 35 с изменениями, внесенными решением Советом депутатов от 13.04.2015 № 197.  Указанные изменения касались только снижения размера коэффициента, ограничивающего размер среднего заработка, из которого исчисляется размер пенсии, с 2,8 до 1,0.

Разрешая вопрос о правомерности такого уменьшения и придания ему обратной силы, следует учитывать, что согласно ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Следовательно, финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований,  они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

При таких обстоятельствах снижение решением Совета депутатов МО «Цильнинский район» размера пенсии за выслугу лет, выплачиваемой  муниципальным служащим за счет средств местного бюджета в качестве дополнительной выплаты к трудовой пенсии по старости, и придание ему обратной силы являлось обоснованным и не противоречащим вышеуказанным положениям действующего  законодательства.

Доводы прокурора относительно ухудшения положения истца решением Совета депутатов муниципального образования от 13.04.2015 № 197 являются несостоятельными, поскольку пенсия за выслугу лет с применением коэффициента 2,8 Хмелеву Л.Н. никогда не назначалась и не выплачивалась.

С учетом позиции администрации МО «Цильнинский район», признающей за истцом право на получение пенсии за выслугу лет с применением коэффициента 1,0  размер пенсии за выслугу лет Хмелева Л.Н. за период с 01.01.2014 по 30.04.2015  составит *** руб. (*** руб. х 16 мес.)

В силу изложенного решение подлежит изменению в части размера взысканной в пользу Хмелева Л.Н. задолженности – он подлежит снижению до *** руб.

Данная сумма подлежит взысканию с муниципального учреждения администрации Муниципального образования «Цильнинский район»  Ульяновской области за счет средств бюджета МО «Цильнинский » Ульяновской области.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Ульяновского районного суда Ульяновской области от 01 июля 2015 года изменить, снизить денежную сумму, подлежащую взысканию с муниципального учреждения администрации Муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области  в пользу Хмелева Л*** Н***  до  *** руб.

 

Председательствующий

Судьи: