Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании задолженности по выплате ежемесячной пенсии за выслугу лет
Документ от 11.09.2015, опубликован на сайте 02.10.2015 под номером 54301, 2-я гражданская, О взыскании задолженности по выплате ежемесячной пенсии за выслугу лет, решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Гафурова С.И.                                                                                 Дело № 33-3554/2015                                                          

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       11 сентября 2015 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Казаковой М.В.,

судей  Фоминой В.А., Мирясовой Н.Г.

с участием прокурора Колгановой Е.А.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального учреждения Администрации Муниципального образования «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 11 июня 2015 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Цильнинского района Ульяновской области в интересах Красновой Р*** И***  удовлетворить.

Взыскать с Муниципального учреждения Администрация Муниципального образования «Большенагаткинское  сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области в пользу Красновой Р*** И***  задолженность по выплате ежемесячной пенсии за выслугу лет за период с 01.01.2014 по 30.04.2015 в размере *** рублей.  

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения представителей администрация МО «Большенагаткинское сельское поселение» - Мигуковой И.В., Пойловой Н.Н., Сулейманова Э.Н., поддержавших доводы жалобы, мнение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Цильнинского района Ульяновской области, действуя в интересах Красновой Раисы Ивановны, обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению Администрация Муниципального образования «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области о взыскании задолженности по выплате ежемесячной пенсии за выслугу лет.

В обоснование иска указал, что Краснова Р.И. является бывшим муниципальным служащим, пенсионером по возрасту, получает трудовую пенсию, имеет стаж муниципального служащего, в связи с чем ей полагается ежемесячная пенсия за выслугу лет. В период с 01.01.2014 по 28.02.2015 пенсия ответчиком не выплачивалась, в связи с чем образовалась задолженность. 

С учетом уточненных исковых требований, просил взыскать с ответчика  в пользу Красновой Р*** И***   задолженность в размере *** рублей за период с 01.01.2014 по 30.04.2015.       

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Большенагаткинское сельское поселение» не соглашается с решением суда в части размера взысканной суммы. Указывает, что решение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих муниципального образования «Большенагаткинское сельское поселение» от 25.12.2013 № 51 и изменения к данному решению от 05.05.2015 № 16 принимались Советом депутатов муниципального образования «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области. Денежные средства на выплату пенсий в рамках бюджета также формировал Совет депутатов муниципального образования «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области. Администрация муниципального образования осуществляет только исполнение бюджета в объемах, установленных Советом депутатов муниципального образовав «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области. Задолженность образовалась из-за недостаточного объема денежных средств в бюджете муниципального образования.  Суд не применил к спорным правоотношениям нормы муниципального нормативного правового акта, подлежащие применению, а именно, решения Совета депутатов муниципального образования «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области от  05.05.2015 №16, надлежащим образом принятого и опубликованного в газете «Большенагаткинское сельское поселение» №5 от 13.05.2015. Данным решением порядок расчета размера полагающейся истице пенсии за выслугу лет был изменен, размер пенсии уменьшен, поэтому задолженность должна рассчитываться исходя из указанных изменений.  Право муниципального органа устанавливать и изменять ежемесячную доплату за выслугу лет  муниципальным служащим, которая выплачивается из соответствующего бюджета, подтверждено позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.05.2015 № 16-КГ15-8.

В возражении на апелляционную жалобу прокурор Цильнинского района Ульяновской области  просит оставить решение суда без изменения, а жалобу администрация МО «Большенагаткинское сельское поселение»  – без удовлетворения, ссылаясь на то, что придание нормативному акту, ухудшающему положение  истицы, не может иметь обратной силы.

Краснова Р.И., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явилась, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представители администрации МО «Большенагаткинское сельское поселение» доводы жалобы поддержали, пояснив, что по ранее действовавшему в муниципальном образовании Положению  пенсия  за выслугу лет выплачивалась бывшим муниципальным служащим района в размере *** руб. В декабре 2013 года Советом депутатов муниципального образования было принято решение об установлении с 01.01.2014 пенсии за выслугу лет в процентном отношении к должностному окладу служащего и ограничении среднего заработка, из которого производились расчеты пенсии, к должностному окладу  коэффициентом 2,8. Однако источник таких выплат не был определен, в бюджете муниципального образования на 2014-2015 годы денежные средства на данные цели в необходимом объеме не предусматривались. В связи с указанными обстоятельствами выплаты не производились. Из-за дефицита местного бюджета  Советом депутатов  муниципального образования 05.05.2015 было принято решение о снижении размера  коэффициента с 2,8 до 0,8. При этом действие указанных изменений распространено на правоотношения по пенсионному обеспечению с 01.01.2014. Поскольку Красновой Р.И. пенсия за выслугу лет с применением коэффициента 2,8 никогда не назначалась и не выплачивалась, полагают, что каких-либо прав истца администрацией муниципального образования не нарушено. При этом признают за Красновой Р.И. право на получение пенсии за выслугу лет муниципального служащего с 01.01.2014 с  применением коэффициента 0,8. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия  приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Краснова Р.И. является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

10.08.2009 Краснова Р.И. уволена с муниципальной службы в связи с уходом на пенсию. Стаж муниципальной службы Красновой Р.И. определен ответчиком в  38 лет 2 месяца 22 дня, с 01.01.2011 ей установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере *** рублей.

Решением Совета депутатов МО «Большенагаткинское сельское поселение» от 25.12.2013 № 51 утверждено Положение о пенсионного обеспечении муниципальных служащих муниципального образования (далее - Положение), в соответствии с которым пенсия за выслугу лет назначается в размере 45 процентов среднемесячного заработка муниципального служащего; расчет среднемесячного заработка производится из денежного содержания и других выплат за последние 12 полных месяцев муниципальной службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения им возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; размер среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада, установленного муниципальному служащему в расчетном периоде либо сохраненного в этом периоде в соответствии с законодательством РФ; размер пенсии увеличивается на 3% за каждый полный год стажа муниципальной службы, превышающего 15 лет, но не более чем до 75%.

В период с 01.01.2014 по 05.05.2015 пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным порядком ее исчисления, в том числе применением коэффициента 2,8 никому из муниципальных служащих, находящихся на пенсии, в муниципальном образовании не назначались из-за  отсутствия денежных средств в местном бюджете на указанные цели.

Решением Совета депутатов муниципального образования «Большенагаткинское сельское поселение» от 05.05.2015 № 16 в вышеназванное Положение внесены изменения – установлено, что размер среднемесячного заработка, из которого исчисляется пенсия,  не может превышать 0,8 должностного оклада, установленного муниципальному служащему в расчетном периоде либо сохраненного в этом периоде в соответствии с законодательством РФ. При этом действие указанного решения распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2014.

Ссылаясь на наличие задолженности по выплате пенсии за выслугу лет за период с 01.01.2014 по 30.04.2015, прокурор обратился в суд в интересах Красновой Р.И. с вышеуказанным иском.

МО «Большенагаткинское сельское поселение», не оспаривая право Красновой Р.И. на получение пенсии за выслугу лет с 01.01.2014, возражало против заявленного истцом размера пенсии и задолженности, полагая, что они должны рассчитываться по правилам, установленным решением Совета депутатов муниципального образования «Большенагаткинское сельское поселение» от 25.12.2013 № 51 с изменениями  от 05.05.2015 № 16.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что придание обратной силы решению Совета депутатов муниципального образования от 05.05.2015 об уменьшении коэффициента, ограничивающего размер заработка для исчисления пенсии,  с 2,8 до 0,8, является незаконным, нарушающим права истицы. 

Судебная коллегия полагает данный вывод суда основанным на неправильном толковании норм действующего законодательства.

В соответствии с п. «ж» и «н» ч. 1 ст. 72  Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ч.1 ст. 11), муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет ( п.5 ч.1 ст. 23).

В силу ч.2 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих (пенсия за выслугу лет), осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

В МО «Большенагаткинское сельское поселение» вопросы назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим урегулированы вышеуказанным  Положением, утвержденным решением Совета депутатов МО «Большенагаткинское сельское поселение» от 25.12.2013 № 51 с изменениями, внесенными решением Советом депутатов от 05.05.2015 № 16.  Указанные изменения касались только снижения размера коэффициента, ограничивающего размер среднего заработка, из которого исчисляется размер пенсии, с 2,8 до 0,8.

Разрешая вопрос о правомерности такого уменьшения и придания ему обратной силы, следует учитывать, что согласно ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Следовательно, финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований,  которые с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с решением Совета депутатов МО «Большенагаткинское сельское поселение» от 25.12.2013 для выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим,  исходя из коэффициента 2,8,  требовалось *** руб. Между тем, в бюджете муниципального образования на 2014 год, а также на 2015 год, утвержденным тем же Советом депутатов муниципального образования, предусматривалось на эти цели *** руб. и ***  руб. соответственно, при этом в целом имел место дефицит местного бюджета и только  в 2015 году фактические поступления в бюджет выросли на *** руб.

При таких обстоятельствах снижение МО «Большенагаткинское сельское поселение» размера пенсии за выслугу лет, выплачиваемой  муниципальным служащим за счет средств местного бюджета в качестве дополнительной выплаты к трудовой пенсии по старости, и придание данному решению обратной силы являлось обоснованным и не противоречащим вышеуказанным положениям действующего  законодательства.

Доводы прокурора относительно ухудшения положения истца решением Совета депутатов муниципального образования от 05.05.2015 № 16 являются несостоятельными, поскольку пенсия за выслугу лет с применением коэффициента 2,8 истице Красновой Р.И. никогда не назначалась и не выплачивалась.

С учетом позиции администрации МО «Большенагаткинское сельское поселение», признающей за истицей право на получение пенсии за выслугу лет с применением коэффициента 0,8, размер пенсии за выслугу лет Красновой Р.И. за период с 01.01.2014 по 30.04.2015  составит *** руб. (*** руб. х 16 мес.)

В силу изложенного решение суда подлежит изменению в части размера взысканной в пользу Красновой Р.И. задолженности, он подлежит снижению до        *** *** руб., с выплатой задолженности за счет бюджета МО  «Большенагаткинское сельское поселение».

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Ульяновского районного суда Ульяновской области от 11 июня 2015 года изменить, снизить денежную сумму, подлежащую взысканию с муниципального учреждения администрации Муниципального образования «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области  в пользу Красновой Р*** И***  до  *** рублей.

 

Председательствующий

 

Судьи: